САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ХИМИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
ул. Попова, д. 14
После Октябрьской революции система фармацевтической
службы коренным образом изменилась. Аптеки были
национализированы, встал вопрос о перестройке фармацевтического
образования. Подготовка фармацевтов осуществлялась двумя путями.
Один - индивидуальное ученичество при аптеке, а затем сдача экзаменов
на звание аптекарского помощника. Звание провизора можно было
получить, окончив провизорские курсы при университете или
фармацевтическое отделение. В Петербургском университете такого
отделения не было, имелось оно в Военно-медицинской академии, где
функционировало с 1808 по 1880 год под названием фармацевтического
или аптекарского училища с четырехгодичным обучением. Окончившим
присваивалось звание кандидата фармации (гезеля), а после годичного
стажа в военных аптеках и сдачи экзамена - провизора. С 1840 года
фармацевтическое отделение выпускало уже провизоров, а с 1845 года
вместо звания "аптекаря" была учреждена ученая степень магистра.
Чтобы получить ее, требовалось не только сдать экзамены, но и
публично защитить диссертацию.
В 1916 году в связи с острой потребностью в специалистах,
химико-фармацевтическое отделение было открыто в
Психоневрологическом институте, созданном В.М.Бехтеревым, а точнее,
в учрежденном при нем университете. В 1918 году на этом отделении
обучалось 306 человек. Возглавлял его магистр фармации А.С.Гинзберг,
окончивший фармацевтическое отделение Харьковского университета.
За диссертацию, которую он защитил в Военно-медицинской академии,
Русское физико-химическое общество присудило ему премию имени
Бутлерова. Именно Гинзберг выступил одним из инициаторов обращения
в правительство группы ученых о необходимости создать в России
высшее фармацевтическое учебное заведение.
Химико-фармацевтическая промышленность в России была
развита слабо. Большинство лекарственных препаратов докупалось за
границей. Однако в конце XIX века наметился определенный прогресс в
этой области. В 1892 году начал издаваться журнал "Медицинская химия
и фармация". В первом номере Д.И.Менделеев высказался о
необходимости пропагандировать развитие отечественной
фармацевтической промышленности: "...журнал много поможет этому
делу, ели не упустит указывать все данные, сюда относящиеся, и те
соображения научно-технического и экономического значения, которые
могут содействовать устройству в России заводов и лабораторий для
производства фармацевтических и гигиенических препаратов, так как
надо и в этом отношении России начать освобождение от того
поглощающего иностранного влияния, которое господствовало доныне
по отношению снабжения России большинством химико-
фармацевтических препаратов...".
Наркомздрав создал специальную комиссию, которая разработала
проект высшего фармацевтического образования. Учредить химико-
фармацевтический институт было решено в Петрограде. "Известия"
Петроградского Совета рабочих и красноармейских депутатов 23 июля
1919 года под рубрикой "Учебная жизнь" сообщали: "Народным
комиссариатом по просвещению открывается в Петрограде по
Аптеркарскому пр., д.6 и по Песочной ул., д.4 высшее учебное заведение
под названием "химико-фармацевтический институт". В состав
временного Совета приглашены профессоры В.Л.Комаров, Г.А.Надсон,
Л.А.Орбели, А.Е.Селинов под председательством профессора А.С.Гинзберга".
12 августа 1919 года состоялось первое заседание Совета, на
котором был принят проект положения об институте, учебный план и
утверждены руководители ряда кафедр органической химии и
фармакогнозии, морфологии, анатомии и гистологии растений.
Власти выделили институту обширную территорию: дома 4, 4в, 4г
по Песочной улице (ныне ул.проф.Попова), дома 4 и 6 по Аптекарскому
проспекту, дома 3, 5, 7 по ул. Литераторов. Дома по ул. Песочной и
Аптекарскому пр. предназначались для учебных помещений. На
остальных площадях предполагалось разместить опытные участки,
оранжереи, лаборатории, подсобные учреждения, а также общежития
студентов и квартиры для преподавателей.
Выбор местоположения института был удачным. Рядом находился
Главный ботанический сад, где с Петровских времен выращивались
лекарственные растения, чуть дальше завод врачебных изготовлений, где
вырабатывались различные лекарства (в том числе из сырья с
"аптекарского огорода"), необходимые для армии перевязочные
материалы и медицинские инструменты. Против главного углового
корпуса института располагался электротехнический институт,
преподаватели которого могли быть привлечены для чтения лекций по
физике и высшей математике. Неподалеку был и Петроградский женский
медицинский институт, профессура которого заняла медико-
биологические кафедры в новом институте. Профессор А.С.Гинзберг в
первые годы параллельно работал и в медицинском институте на кафедре
фармации и фармакогнозии.
Главное здание института с широкими окнами, фигурными
дверьми, с большим вестибюлем, винтовой лестницей, огибавшей лифт,
построено по проекту архитектора А.А.Оля для частных квартир.
Каждый этаж имел особую планировку. Паркетные полы с
инкрустированными ценными породами деревьев и перламутровыми
вклейками радовали глаз. На первом этаже разместились учебная и
научная часть, зал для заседаний ученого совета, фундаментальная
библиотека и музей. На втором этаже сняли лишние перегородки и
устроили большой актовый зал и несколько учебных помещений.
Квартиры верхних этажей поступили в распоряжение отдельных кафедр,
главным образом, медицинского профиля.
Здания по Аптекарскому проспекту представляли собой типичные
доходные дома для сдачи внаем. В них разместились аудитории,
лаборатории и ряд кафедр. Расположенная в глубине за домами садовая
площадка в первые годы использовалась для выращивания
лекарственных растений. Она была разбита на 4 участка:
коллекционный, учебно-показательный, опытный и питомник. Питомник
был создан по инициативе академика В.Л. Комарова и уже через
несколько лет институт представлял большую коллекцию выращенных в
нем лекарственных растений на Всероссийской сельскохозяйственной
выставке в Москве. Позднее на этой территории был построен завод
"Полиграфмаш".
В год открытия прием в институт проводился сразу на три курса.
Абитуриенты приехали с разных концов страны. Было зачислено на
обучение больше тысячи человек. Занятия начались 22 октября 1919
года. Профессорско-преподавательский состав нового института был
сильным. Здесь работали будущий президент АН СССР ботаник В.Л.Комаров, физиолог Л.А.Орбели, фармаколог А.А.Лихачев, минеролог
А.Е.Ферсман, бактериолог С.И.Златогоров, биохимик Б.И.Словцов и
другие известные ученые. Однако отсев студентов после первого года
обучения был очень велик, поскольку среди них оказалось немало людей
с низкой общеобразовательной подготовкой - ведь приемных экзаменов
не проводилось и в институт были зачислены все желающие.
В результате первый курс благополучно закончили 100 студентов,
второй - 15 и третий - 25. Надо сказать, что учиться приходилось в
непростых условиях. Известный ученый, автор многократно
переиздававшегося учебника по фармакогнозии, А.Ф.Гаммерман,
поступившая сразу на третий курс (она уже была в это время
провизором), вспоминала: "Преподавание первый год было вечернее, с
17 до 20 часов. Все студенты работали до 4 часов в аптеках и других
учреждениях и после 8-часового рабочего дня собирались на лекции.
Лектор держал в одной руке керосиновую лампу, а другой выводил
формулы. После окончания занятий сразу надо было отправляться домой,
так как движение по улицам при осадном положении было разрешено
только до 21 часа". Материально-техническая база на первых порах тоже
была слабовата. Оборудовать кафедры в условиях всеобщей разрухи
было непросто. Химическими столами и реактивами поделились другие
институты, фармацевтический подотдел выделил все необходимое для
оборудования учебно-показательной аптеки.
Кроме того, в распоряжение
первого в стране высшего учебного заведения по подготовке
фармацевтических кадров поступили две библиотеки: одна Общества
военных и морских фармацевтов, другая, около 15 тысяч томов, от
Петроградского Фармацевтического общества. Последнее передало
институту и свои прекрасные коллекции: минералогическую,
зоологическую, богатый гербарий и коллекцию древесных пород. Однако
сложностей хватало. Обратимся вновь к воспоминаниям А.Ф.
Гаммерман, любезно предоставленным ее внучкой Н. Беспаловой.
Пожелтевшие листки машинописи с рукописными поправками донесли
до нас яркие картины учебы и быта первых советских студентов.
"Профессор Спасский предложил мне работу на тему: "Изучение
травы водяного перца", он надеялся на обнаружение алкалоидов. Я
заранее летом собрала и высушила целый мешок водяного перца.
Профессор Гинзберг предложил мне работать в его лаборатории в
Мединституте, где можно было оставаться до позднего вечера и уходить
через потаенный ход когда угодно. Сразу встал вопрос, как сделать
извлечение из большого количества травы, поскольку больших котлов не
было. Мне помогли товарищи - сварили всю мою траву в большом котле
на заводе "Красногвардеец", принесли мне несколько больших бутылей
отвара, сказав "выпаривайте сами". И вот я каждое утро взваливала на
спину вязанку дров и, взяв подмышку большой таз, шла в Мединститут
выпаривать. Там я топила печурку и сидела весь день, помешивая в тазу
для ускорения операции. Поздно вечером шла домой (я жила в
общежитии) со своим тазом, второго у меня не было. Дома же надо было
умываться в тазу, поскольку на 5-1 этаж не поднималась в водопроводе
вода, мы носили ее из столовой в нижнем этаже ведром. Лифт, конечно,
не функционировал. И я каждый день вспоминала лекцию по гигиене об
английской ежедневной норме - 12 ведер воды в день, ведь это что-то
фантастическое. Провозилась я, кажется, более недели для получения
густого экстракта".
В декабре 1919 года по предложению профсоюза аптечных
работников в структуре института была создана фармацевтическая
школа с двухлетним курсом обучения для подготовки работников аптек
средней квалификации и техников для фармацевтических заводов.
Острый недостаток в аптечных кадрах потребовал открытия ускоренных
полуторагодичных курсов в марте 1920 года.
В сентябре 1921 года институт был отнесен к числу высших
технических учебных заведений и передан в ведение Петроградского
отдела профессионального образования (Петропрофобра). Сообразно с
этим изменился и учебный план , так как в институте кроме основного
факультета, получившего название биолого-фармацевтического,
появился новый - инженерный. Здесь готовили работников для химико-
фармацевтической промышленности (синтетиков, аналитиков,
организаторов).
На этом реорганизация молодого Химико-фармацевтического
института не закончилась. В 1925 году его ввели в состав
Ленинградского государственного университета в качестве факультета.
Однако менее, чем через год по решению Совнаркома его передали в 1-й
Ленинградский медицинский институт. При этом часть слушателей
производственного цикла перевели в Ленинградский химико-
технологический институт. Крупный фармацевт профессор И.А.Муравьев шутил, что в течение 5 лет <прошел> три института: Химико-
фармацевтический, Университет и Медицинский институт. В 1930 году
химико-фармацевтический факультет закрыли на полтора года, затем
вновь открыли. Видимо, никак не могли решить, к чему же ближе
фармацевтическое образование - к медицине или химии. Окончательно
определилась судьба института в 1936 году, когда декретом Совнаркома
фармацевтическое образование было унифицировано. По стране были
утверждены 9 самостоятельных институтов, в том числе и
Ленинградский химико-фармацевтический институт.
С начала Великой Отечественной войны все медицинские
институты оставались в городе, но в марте 1942 года последовало
распоряжение об их эвакуации. Группа преподавателей и студентов
выехала по "дороге жизни". Наиболее слабые умерли в пути, остальные
добрались до Железноводска. Сюда же был эвакуирован и
Днепропетровский фармацевтический институт. На короткий срок
Кавказские Минеральные воды оккупировали немцы, вскоре советские
войска освободили Северный Кавказ. Коллективы Ленинградского и
Днепропетровского фармацевтических институтов постановлением
Совнаркома были объединены в Пятигорский фармацевтический
институт. В 1945 году институт вернулся в Ленинград и вновь начал
работу под старым названием - Химико-фармацевтический. В нем
возродился химико-технологический факультет. Казалось, все вернулось
на круги своя. Но в 1949 году вышло распоряжение о закрытии
фармацевтического факультета, который возобновил свою работу в 1953
году.
В 1996 году институт преобразован в Государственную Химико-
фармацевтическую академию, которая является ведущим вузом страны
по подготовке специалистов в области фармации и биотехнологии
лекарств и дополнительного профессионального образования.
На фармацевтическом факультете профилирующими
дисциплинами являются фармацевтическая и токсикологическая химия,
фармакогнозия (наука о лекарственном растительном сырье), аптечная
технология лекарств, организация и экономика фармации. Выпускники
факультета - провизоры - работают в аптечных учреждениях,
контрольно-аналитических, судебно-химических и фитохимических
лабораториях, а также в научно-исследовательских учреждениях,
занимающихся поисками и разработкой новых лекарственных средств.
Тот кто захочет открыть собственную аптеку, может получить
специальность провизора-менеджера на платном отделении факультет
последипломного образования.
Факультет промышленной технологии лекарств готовит
инженеров-технологов для медицинской и химико-фармацевтической
промышленности по специальности "Биотехнология". Здесь студенты
получают специализацию по технологии готовых лекарственных и
косметических средств и фитопрепаратов, по биотехнологии
лекарственных веществ и их химической технологии.
Качество обучения в Академии соответствует мировым стандартам. Ее
диплом признается за рубежом наравне с дипломами лучших
европейских заведений, вот почему около 25% студентов иностранцы.
Ну, а подробнее о том, чему и как учат в этом престижном Вузе, можно
узнать из занимательной книжечки "Кто есть кто, и что есть что в
СПХФА>, краткий справочник-путеводитель", написанной ее
преподавателями.
Среди ученых, которыми по праву гордится Химико-
фармацевтическая академия, назовем Адель Федоровну Гаммерман
(1888-1979). Она принадлежит к числу основоположников советской
фармакогнозии (наука о лекарственном сырье, или лекарствоведение).
А.Ф.Гаммерман родилась в Петербурге в семье потомственных
фармацевтов. В 1907 году поступила в аптеку ученицей, затем стала
помощником аптекаря. Через 6 лет окончила частные провизорские
курсы и экстерном сдала экзамен в Юрьевском университете на звание
провизора. В Химико-фармацевтический институт поступила на 3-й курс
в год его открытия, после окончания ее оставили ассистенткой при
кафедре фармакогнозии. Вскоре она стала профессором. А.Ф.Гаммерман
является учителем не одного поколения фармакогностов. Ее "Курс
фармакогнозии" выдержал множество изданий. Большой известностью
пользуются и другие ее труды, в том числе по изучению лекарственного
сырья, применяемого в тибетской и китайской медицине.
В начало очерка / Назад / Далее
Страница 106