banner medline tsn
 
Медико-биологический
информационный портал
для специалистов
 
БИОМЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ Medline.ru

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА:
Физико-химическая биология

Клиническая медицина

Профилактическая медицина

Медико-биологические науки


АРХИВ:

Фундаментальные исследования

Организация здравохраниения

История медицины и биологии



Последние публикации

Поиск публикаций

Articles

Архив :  2000 г.  2001 г.  2002 г. 
               2003 г.  2004 г.  2005 г. 
               2006 г.  2007 г.  2008 г. 
               2009 г.  2010 г.  2011 г. 
               2012 г.  2013 г.  2014 г. 
               2015 г.  2016 г.  2017 г. 
               2018 г.  2019 г.  2020 г. 

Редакционная информация:
        Опубликовать статью
        Наша статистика


 РЕДАКЦИЯ:
Главный редактор

Заместители главного редактора

Члены редколлегии
Специализированные редколлегии


 УЧРЕДИТЕЛИ:
Институт теоретической и экспериментальной биофизики Российской академии наук.

ООО "ИЦ КОМКОН"

ФГБУН "Институт токсикологии" ФМБА России




Адрес редакции и реквизиты

192012, Санкт-Петербург, ул.Бабушкина, д.82 к.2, литера А, кв.378

Свидетельство о регистрации электронного периодического издания ЭЛ № ФС 77-37726 от 13.10.2009
Выдано - Роскомнадзор

ISSN 1999-6314

Российская поисковая система
Искать: 


ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ ИСТОРИЯ БИОЛОГИИ

МЕДИЦИНСКИЙ ПЕТЕРБУРГ


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ул. Воздухоплавательная, 13


Этот единственный негосударственный медицинский вуз в нашем городе был учрежден Санкт-Петербургской общественной организацией содействия культуре, образованию и здравоохранению (ОБСКОЗ) в 1994 году. Узнала я о нем сперва из прессы. Президент ОБСКОЗ Г.А. Дудин и ректор института А.А.Дудина рассказали на страницах журнала "Мир медицины" (N7, 1998) об особенностях нового учебного заведения. Готовит оно будущих семейных врачей, специалистов по терапии, психотерапии, невропатологии, эндокринологии, диетологии, в основном желающих стать частнопрактикующими врачами. В соответствии с основной задачей в программе расширены курсы отдельных дисциплин, смещены акценты в преподавании некоторых предметов. Например, при подготовке по курсу "Социальная медицина" упор делается на правовые аспекты: как открыть свой кабинет, получить лицензию, подобрать персонал. Однако подготовка ведется в соответствии с государственными требованиями по специальности "лечебное дело".
Обучение проходит на договорной основе на базах существующих медицинских вузов и крупных клиник. В народе же о новом институте говорили так: боишься работать в анатомичке с трупами, не хочешь смотреть на тяжелых хирургических больных, а предпочитаешь лечить травками, диетой и прочими модными ныне методами, иди в Терапевтический.
По словам учредителя и ректора, обучение в Терапевтическом институте бесплатное. Принципиально новое учебное заведение отличается от государственных только источниками формирования бюджета: все студенты вступают в ОБСКОЗ, где годовой членский взнос равен 780 долларам, остальную часть средств ОБСКОЗ предоставляет за счет коммерческих программ. Считать такое обучение бесплатным можно лишь условно - от того, что плату назвали членским взносом, суть не изменилась.
Однако в государственных медицинских вузах обучение на платном отделении стоит значительно дороже - 2000 у.е.
В 2000 году Санкт-Петербургский Терапевтический институт закончили 30 человек, заплатив за обучение как минимум около 4 тысяч долларов, но дипломов государственного образца не получили, соответственно и на работу устроиться не смогли. Начались обращения в Комитет по здравоохранению и самих выпускников, чувствующих себя несправедливо пострадавшими, и руководителей лечебно- профилактических учреждений, не знающих, считать ли им врачами обладателей негосударственного диплома. Последовали запросы в Министерство образования и Минздрав. О результатах известила газета "Медицина Петербурга": Терапевтический институт имеет лицензию Минобразования РФ на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования по специальности 012500 <Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья>. Ясно, что подобная подготовка не идентична врачебной. Что касается специальности <лечебное дело>, которую желало получить большинство студентов, то она не лицензирована. Комиссия, проводившая в мае 2000 года экспертизу вуза, отказала в выдаче соответствующей лицензии. Поскольку Терапевтический институт госаккредитации не проходил, то и выдавать дипломы государственного образца не имеет права.
Однако у этой истории, как водится, имеется второй план. В этом я убедилась после разговора с ректором института профессором Поповым, сменившим на этом посту А.А.Дудину, президентом ОБСКОЗ Г.А.Дудиным, а также изучения пакта документов. На наивный вопрос, почему институт начал прием студентов, не имея соответствующей лицензии, я получила разъяснение, из которого следовало, что это обычная ситуация. Лицензия стоит очень дорого, и оформлять ее целесообразно лишь после того, как пройдет набор, причем не один, и станет ясно, какой требуется штат - по закону не менее 30 % преподавателей должны иметь институт основным местом работы.
Естественно, профессорско-преподавательские кадры подбираются заранее - надо же знать, кто именно будет учить студентов, но зачисление в штат происходит несколько позднее. Кроме того, существуют определенные нормативы площади, необходимой для учебного процесса. Коли институт не имеет своего здания и арендует помещения, плата за которые достаточно высока, надо представлять, какой потребуется объем площадей. А это можно определить только после набора студентов. Вот после этого обычно и оформляется лицензия.
вверх (Медицинский Петербург)
Поскольку книгу будут читать в основном обычные граждане, не обремененные юридическими познаниями, они могут расценить отсутствие лицензии как свидетельство незаконного существования учреждения. Поэтому рассмотрим документы.
Итак, Санкт- Петербургский терапевтический институт" зарегистрирован решением Регистрационной палаты мэрии Санкт-Петербурга 28 марта 1995 года как частное образовательное учреждение. После этого он объявил набор студентов. Через три года институт получил лицензию на ведение образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования.
Казалось, все идет хорошо - студенты еще на третьем курсе и руководство института успеет оформить приложение к лицензии, в котором конкретизированы специальности будущих выпускников. На этом этапе и вышла осечка. Лицензию на упомянутую специальность (012500) выдали сразу. Лицензионная экспертиза на право обучения по специальности "лечебное дело" затянулась. Тем временем, первый набор уже заканчивал обучение. Руководство института включило в состав итоговой аттестационной комиссии выпускников лечебного факультета 12 внешних экзаменаторов. Из них 9 преподавателей из государственных медицинских вузов города (1 академик РАМН, 6 профессоров и докторов наук, 2 доцента) и трех руководителей крупных учреждений практического здравоохранения. Комиссия удостоверила высокий уровень подготовки выпускников по специальности "лечебное дело" и подчеркнула, что считает необходимым ускорить процедуру лицензирования, аттестации и аккредитации института. В заключении комиссии особо подчеркивалось, что в связи с недостаточным финансированием государственных вузов в них создаются платные факультеты, где стоимость обучения в два раза выше, чем в Терапевтическом институте. Но, видимо, именно это обстоятельство и являлось причиной негативного отношения ряда чиновных лиц к Терапевтическому институту - конкуренция вещь серьезная.
Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов Министерства образования и Министерства здравоохранения, изучив пакет документов, вынесло заключение о том, кадровое, информационное, учебно-методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса в Терапевтическом институте соответствует необходимым требованиям. Однако этого оказалось недостаточно, и в вуз приехала комиссия для выяснения всех обстоятельств на месте. Реальная картина соответствовала документам и потому члены комиссии подписали положительное заключение. Однако, один из ее членов просто уклонился от подписания заключения, другой высказал особое мнение. Сомнение вызвало само название института - Терапевтический. Подготовка терапевтов, как и других специалистов, осуществляется на этапе последипломного образования, а вузовское образование дает диплом по специальности "лечебное дело". Однако название лишь характеризует общую направленность вуза, а диплом же выдается общего образца.
Просматривая все документы, я убедилась, что слухи об изучении анатомии по картинкам, отсутствии в программе многих предметов не имеют под собой почвы. Курс анатомии читается на базе соответствующей кафедры ВМА, где студенты работают в секционной, изучение клинических дисциплин и практика проходят в крупных стационарах (НИИ Скорой помощи им. И.И.Джанелидзе, Центральная медсанчасть © 122, Балтийская центральная бассейновая больница и т.п.).
Словом, обеспечен полноценный учебный процесс. Это подтвердил и вторая экспертная комиссия. Ее заключение от 20 апреля 2000 гласило: "Признать данное образовательное учреждение лицензированным на срок 3 года с проверкой контрольных нормативов и устранения отмеченных недостатков через 6 месяцев после получения лицензии". Однако, приложение к лицензии в 2000 году так и не было выдано. Институту пришлось отстаивать свои права в судебном порядке. Московский Арбитражный суд обязал Министерство образования выдать лицензию еще 9 декабря 2000 года, но чиновники не торопились выполнять решение суда. 6 февраля 2001 года суд выдал исполнительный лист, по которому получать лицензию в Министерстве будет судебный пристав. Вопрос о судьбе Терапевтического института имеет принципиальное значение, ибо от его решения зависит, быть или не быть негосударственным медицинским вузам.

В начало очерка / Назад / Далее

Страница 105вверх (Медицинский Петербург)


Журнал основан 16 ноября 2000г.
Выдано Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
(c) Перепечатка материалов сайта Medline.Ru возможна только с письменного разрешения редакции

Размещение рекламы

Rambler's Top100