МЕДИЦИНСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Менделеевская линия, д. 5
В 1724 году Петр I издал указ о создании Петербургской академии
наук, а при ней Гимназии и Университета. В указе, в частности,
говорилось: "Университет есть собрание ученых людей, которые наукам
высоким... сиречь до какого состояния оные дошли, младых людей
обучают..." Первоначально обучение предусматривалось по трем
"классам" - математическому, физическому и гуманитарному. В первой
половине XIX века в университете имелись три факультета: историко-
филологический, физико-математический и философско-юридический. В
начале ХХ века Петербургский университет становится самым крупным
в мире: в нем на пяти факультетах учится около 10 тысяч студентов, в его
структуре появляются свои научно-исследовательские институты.
Однако до революции медицинского факультета в составе
Императорского петербургского университета не было. Подготовка
врачей в столице осуществлялась в Военно-медицинской академии,
Женском медицинском институте и с 1909 года - на медицинском
факультете Психоневрологического института.
Забастовки студентов, уход и отчисление из ВМА, включение дела
об Академии в один из обвинительных пунктов во время суда над
военным министром В.А.Сухомлиновым вызывали отклик
общественного мнения. В Городской думе был поставлен вопрос об
открытии медицинского факультета в университете из опасений, что
ВМА не сможет удовлетворить потребности городов и земств. В 1915
году доктор медицины Л.Бертенсон выступил по вопросу о создании
медицинского факультета в печати. Изданная им брошюра, текст которой
первоначально публиковался в нескольких номерах "Санкт-
Петербургских ведомостей", так и называлась - "Необходим ли
Петрограду медицинский факультет и ощущается ли в России нужда во
врачах?". На оба вопроса автор отвечал положительно. Потребность
увеличить количество врачей он обосновал с помощью статистических
выкладок. В отношении же необходимости открыть медицинский
факультет именно в столице, а не в каком-либо провинциальном городе,
аргументы были иными. Автор опровергал существовавшее мнение, что
коли в провинции жизнь предоставляет студентам меньше соблазнов, то
и учиться они будут усерднее. Беспечные прожигатели жизни
встречаются в самых глухих уголках России. Преимущество учебы в
столице, где "имеются богатые учебные материалы больницы, музеи,
библиотеки, специальные учебные общества", очевидно. Именно здесь
молодые люди смогут впитать не только узко специальные познания, но
и общий дух культуры, столь необходимый врачу.
Однако дискуссия ни к чему не привела. Лишь в ноябре 1920 года
в университете открылся медицинский факультет, на который поступило
около тысячи студентов. Многие из них имели за плечами практический
опыт фельдшерской работы. Но уже в июне 1922 года факультет был
ликвидирован, и его слушатели доучивались в ГИМЗе или бывшем
Женском, а теперь Петроградском медицинском институте. Лишь в 1995
году совместными усилиями университета и Санкт-Петербургского
научного центра РАН, во многом благодаря инициативе академика-
секретаря Отделения физиологии Ю.В. Наточина медицинский
факультет был создан и академик Наточин стал его деканом.
Особенностями его учебной программы является более глубокая
теоретическая подготовка врачей в связи с последними достижениями
молекулярной биологии и генетики, иммунологии и других наук,
которые открыли новые возможности для понимания причин
происхождения болезней, их диагностики и лечения. Широкое базовое
университетское образование сочетается с классическим медицинским,
так что выпускники получают диплом по специальности "лечебное дело"
и могут работать по своему выбору - в научно-исследовательских
учреждениях или чисто лечебных. Медицинские науки студенты изучают
на кафедрах, использующих возможности научно-исследовательских
институтов города, в том числе Психоневрологического института
им.В.М.Бехтерева, Института акушерства и гинекологии им.Д.О.Отта,
НИИ уха, горла, носа и речи, ряда крупных больниц. Базовыми для
проведения занятий и исследований являются институты Российской
академии наук. Учебный план соответствует международному стандарту.
В начало очерка / Назад / Далее
Страница 104