Перестроечные и демократические процессы в стране в начале 90-х годов постепенно коснулись и судебно-медицинской службы, для которой определились новые задачи в обеспечении необходимых экспертных доказательств и решении вопросов, возникающих в процессе следствия и суда. Все чаще возникали обращения граждан, адвокатов, государственных и коммерческих организаций с просьбой о проведении исследований (экспертиз), как по гражданским и уголовным делам, так и для служебного и личного расследования происшествий. Государственное учреждение - Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Республики Татарстан юридически не имело возможности проводить подобные исследования (экспертизы) без направительных документов (постановления, определения, предложения) правоохранительных органов или суда.
Вместе с тем возникший дефицит бюджетного финансирования, невысокая заработная плата сотрудников судебно-медицинской службы, а также потребность в дополнительных средствах на внедрение современных методов исследования в экспертную практику требовали поиска новых форм деятельности и дополнительных источников финансирования.
Это, а также отсутствие регламентирующих документов на оказание платных государственных судебно-медицинских услуг привело к мысли о создании отдельной негосударственной экспертно-медицинской структуры - ООО "Экспертно-медицинский центр" (ООО "ЭМЦ"), которая занималась бы необходимыми исследованиями (экспертизами) с привлечением специалистов бюро судебно-медицинской экспертизы, кафедры судебной медицины и ведущих сотрудников лечебных учреждений.
После государственной регистрации ООО "ЭМЦ" возникли проблемы с получением в Государственной аккредитационно-лицензионной медицинской комиссии при Кабинете Министров РТ лицензии на занятие судебно-медицинской деятельностью. Председатель комиссии направил запросы о правомерности проведения судебно-медицинских исследований (экспертиз) ООО "ЭМЦ" в министерство юстиции, прокуратуру и Верховный суд Республики Татарстан. Лицензия была выдана только после получения положительных ответов, суть которых сводилась к следующему: "... в соответствии со ст. 78 УПК РФ любая экспертиза (в том числе судебно-медицинская) может производиться как частными лицами, так и организациями, обладающими необходимыми познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле для дачи соответствующих заключений. Согласно статье 80 УПК РФ эксперт дает заключение от своего имени на основании произведенных исследований в соответствии с его специальными знаниями и несет за данное им заключение личную ответственность. Заключение эксперта (как работающего в государственном учреждении, так и в частной структуре, либо индивидуально) не является обязательным для лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда, однако несогласие их с заключением должно быть мотивировано".
Опыт работы ООО "ЭМЦ" показал, что потребность в проведении "альтернативных" судебно-медицинских исследований (экспертиз) достаточно высокая. Наибольшим спросом пользуются генетические исследования, экспертизы по материалам дел, судебно-медицинские исследования случаев смерти на производстве и др. Кроме того, многочисленные обращения близких и родственников покойных потребовали организации условий для оказания платных ритуальных услуг с соблюдением религиозных и национальных обрядов.
Таким образом, создание альтернативных (негосударственных) экспертно-медицинских учреждений
с разной формой собственности преследует цель не только
удовлетворить спрос на судебно-медицинские и ритуальные услуги, но
и улучшить материально-техническую базу бюро судмедэкспертизы,
поддержать материально работников судебно-медицинской службы.
Список литературы