banner medline tsn
МЕДЛАЙН.РУ
Содержание журнала

Архив

Редакция
Учредители

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт теоретической и экспериментальной биофизики
Российской академии наук


ООО "ИЦ КОМКОН"


ФГБУН "Институт токсикологии" ФМБА России

Адрес редакции и реквизиты

192012, Санкт-Петербург, ул.Бабушкина, д.82 к.2, литера А, кв.378

Свидетельство о регистрации электронного периодического издания ЭЛ № ФС 77-37726 от 13.10.2009
Выдано - Роскомнадзор

ISSN 1999-6314


Клиническая медицина » Судебная медицина •

Том: 4
Статья: « 54 »
Страницы:. 71-72
Опубликована в журнале: 2003 г.

English version

Анализ и структура переломов длинных трубчатых костей (по данным Алтайского краевого бюро СМЭ за 2000 год)

Клевно В.А., Новоселов А.С.


Резюме



Ключевые слова




Переломы длинных трубчатых костей по частоте встречаемости занимают третье место после переломов костей черепа и грудной клетки при механической травме со смертельным исходом. Анализ морфологии переломов длинных трубчатых костей в совокупности с другими повреждениями тела, позволяет устанавливать механогенез травмы в целом, тем самым, способствуя воссозданию обстоятельств происшествия.

Целью данного исследования явилось изучение структуры переломов длинных трубчатых костей при различных видах тупой травмы.

Изучены 100 "Заключений эксперта" и "Актов судебно-медицинского исследования трупов" лиц обоего пола в возрасте от 2 до 88 лет, у которых при аутопсии были обнаружены переломы длинных трубчатых костей. Учитывали все случаи изолированной и тупой сочетанной травмы: автомобильная травма (54%), падения с высоты (30%), железнодорожная травма (14%), травма тупыми предметами (2%).

Среди погибших с переломами костей конечностей большую часть составили мужчины (67%). Наибольшее число пострадавших приходится на трудоспособный возраст от 20 до 59 лет (56 пострадавших из 100), среди которых наибольшую долю составили возрастные группы 20 - 29 лет и 40 - 49 лет (в совокупности 39%).

Во время происшествия более половины погибших находились в состоянии алкогольного опьянения (55%), преимущественно сильной степени, из которых большую часть составили лица мужского пола (32%), что наглядно представлено в таблице 1.

Таблица 1

Число погибших лиц, находившихся в состоянии алкогольного опьянения

Степень алкогольного опьянения / пол

Мужчины

Женщины

Всего

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

Легкая
Средняя
Сильная
Итого

5
10
20
35

5,0
10,0
20,0
35,0

5
7
8
20

5,0
7,0
8,0
20,0

10
17
28
55

10,0
17,0
28,0
55,0


Наиболее часто травмы возникали в летние (июнь - август) и осенний месяцы (октябрь), (в совокупности составило 59%).

По данным В.В. Гориневской (1952) и С.Я. Фрейдлина (1971), переломы длинных трубчатых костей составляют от 48 до 70% среди всех повреждений костей скелета; по нашим данным - 68%, причем переломы костей нижних конечностей - в 1,8 раза встречались чаще, чем переломы верхних конечностей; по данным В.А. Корнилова и др.(1987) - в 2 раза.

По нашим наблюдениям переломы костей конечностей чаще наблюдались в сочетании с повреждениями других анатомо-функциональных областей тела человека (92% случаев). Такое сочетание повреждений характерно для различных видов транспортной травмы (автомобильной и железнодорожной) и падений с высоты. Изолированные переломы возникали, как правило, в случаях падения человека на плоскости и (или) при ударах тупыми твердыми предметами (в совокупности составили всего 8%).

Диафизарные переломы были в 73% случаев, переломы в области крупных суставов, как правило, носили характер конструкционных.

Травмировались чаще кости голени (35%). В основном, переломы костей голени возникали при автомобильной травме и падениях с большой высоты (в совокупности 60%). Переломы костей голени при автомобильной травме чаще возникали в верхней трети (51%) и каждый третий перелом был оскольчато-фрагментарным. А при падении с высоты - 40% переломов локализовались в нижней трети и достаточно часто сопровождались переломами лодыжек. При столкновении движущегося автомобиля с человеком нередко возникали бампер-переломы (25% случаев всей автомобильной травмы). Двусторонние переломы костей голени были в 38% случаев.

Переломы бедренной кости возникали в два раза реже, чем переломы костей голени (29% против 60%) при тех же обстоятельствах травмы. Почти половина переломов бедренной кости локализовались в верхней трети диафиза (44% от их общего числа) и в 15% были оскольчато-фрагментарными. Меньшая частота оскольчато-фрагментарных переломов бедра, в сравнении с голенью, объясняется тем, что бедро имеет сильно выраженный мышечный слой. Там, где кость имеет менее широкий диаметр осколок в зоне долома не возникает; а на уровне большего диаметра - образуется (В.И. Бахметьев, В.Н. Крюков, В.П. Новоселов и др., 1996).

В пяти случаях столкновения движущегося автомобиля вагонной компановки с человеком, возникали переломы вертлужной впадины (так называемый "центральный вывих бедра"). При тангенциальном ударе выступающими частями транспорта у двух пострадавших образовались винтообразные безоскольчатые переломы. На долю косорасположенной траектории магистральной трещины пришлось 2/3 переломов бедренной кости, на долю поперечной траектории - 1/3. Для пожилых людей характерными были переломы шейки бедра; в наших наблюдениях подобные переломы встретились в пяти случаях у лиц пожилого возраста и только один раз - у пострадавшего молодого возраста.

При столкновении движущегося автомобиля с человеком или при травме внутри салона автомобиля и ударе коленными суставами о переднюю панель возникали повреждения коленного сустава в виде переломов надколенника, разрыва капсулы сустава и связок с образованием гемартроза в 30% случаев.

Среди переломов костей верхних конечностей преобладали повреждения костей предплечья, количество которых в 1,5 раза больше переломов плечевой кости. Переломы плеча и предплечья встречались при всех видах тупой травмы. Переломы плеча одинаково часто локализовались как в верхней, так и в средней трети (по 35% от их общего числа) и почти всегда были безоскольчатыми. Большинство переломов были косопоперечными (80%).

Переломы в области плечевого сустава, как правило, были конструкционными. В некоторых случаях падения человека на вытянутую руку и при нахождении в салоне автомобиля во время столкновения, возникали вколоченные переломы, которые составили 9% наших наблюдений.

Переломы в области локтевого сустава часто были представлены повреждениями надмыщелков, что совпадает с данными Н.Ф. Савенко (1962). У одного пострадавшего был косой перелом локтевого отростка при падении на локоть.

Переломы в области лучезапястного сустава также часто носили конструкционный характер и локализовались в дистальном метаэпифизе, известные как перелом "луча в типичном месте". Таких переломов встретилось 13.

Переломы костей конечностей в ряде случаев имели признаки повторной травматизации при переезде тела колесами транспорта и волочении его поездом по железнодорожному полотну.

Переломы длинных трубчатых костей не являлись непосредственной причиной смерти пострадавших. В 52% случаев непосредственной причиной смерти были травматический шок и обильная кровопотеря, в 38% - сочетанная черепно-мозговая травма и ее осложнения, реже причиной смерти были отдаленные осложнения в виде пневмонии, сепсиса и тромбоэмболии легочной артерии (в 10%).

Если переломы костей конечностей сочетались с массивными повреждениями головы, груди и живота, то смерть наступала в 60% случаев на месте происшествия от травм, несовместимых с жизнью; остальные умерли в стационаре (40%): 22% - в первые сутки, 10% - в течение недели, 5% - в течение месяца и 3% - свыше месяца от момента травмы.

Таким образом, переломы длинных трубчатых костей, несмотря на то, что сами по себе не являются непосредственной причиной смерти, в сочетании с другими повреждениями анатомо-функциональных областей тела человека утяжеляют саму травму и способствуют смертельному исходу. Абсолютное большинство погибших от этой травмы составляют лица мужского пола, трудоспособного возраста, находившиеся в состоянии алкогольного опьянения, преимущественно в летне-осенний период года. Наиболее частыми обстоятельствами возникновения такой травмы являлись дорожно-транспортные происшествия, затем падения с высоты. Среди повреждений длинных трубчатых костей нижних конечностей превалировали переломы костей голени, среди повреждений верхних конечностей - переломы костей предплечья.

Список литературы