Основная задача преподавания судебной медицины - дать студентам знания и умения, достаточные специалисту не только в случаях привлечения его для участия в первоначальных следственных действиях, но и в его повседневной врачебной деятельности.
Врач должен уметь правильно описать и установить характер повреждений, сформулировать диагноз, оформить медицинскую документацию, которая часто является объектом судебно-медицинских экспертиз.
В то же время отмечается ежегодное снижение количества часов аудиторных занятий, которые отводятся учебным планом на освоение судебной медицины в ВУЗе.
Так, в 1985-1986 учебном году судебная медицина изучалась студентами лечебного факультета на V курсе, лекционных часов было 28, а практических занятий?-?60 часов, итоговый контроль знаний студентов осуществлялся курсовым экзаменом. В настоящее же время наша дисциплина неоправданно переведена на выпускной (VI) курс, у нас отсутствует не только экзамен, но и дифференцированный зачeт. Лекций осталось только 20 часов, а практических занятий - 56 (всего 76 учебных часов). Этого времени крайне недостаточно для усвоения необходимого теоретического материала и выработки практических навыков.
На фоне этого только различные формы самостоятельной работы студентов в сочетании с компьютерным контролем знаний (тестированием) и элементами дистанционного обучения позволяют реализовать поставленные перед сотрудниками курсов и кафедр судебной медицины цели и задачи.
Самостоятельная работа на курсе судебной медицины КГМУ складывается из:
1.?Самостоятельной работы в учебное время.
1.1.?Самостоятельной работы студентов на практических занятиях.
Во время этой работы студент имеет дело с тестовыми заданиями, ситуационными и проблемными задачами, изложение ответа на которые предполагается в письменном виде с последующей проверкой преподавателем и оценкой знаний. Сюда же входит вскрытие трупов, освидетельствование живых лиц, работа с материалами уголовных дел, исследование повреждений одежды, мягких тканей, костей и другие виды работ по конкретным судебно-медицинским экспертизам. Ориентировочные основы действия (ООД) по ним приведены в изданных в КГМУ «Методических указаниях для студентов».
1.2.?Самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (по 8 часов в каждой группе) по 4 часа в каждом семестре.
По этому разделу самостоятельной работы на курсе имеются "Методические разработки для самостоятельной работы студентов под контролем преподавателя» по темам:
Осмотр трупа на месте происшествия (составление «Протокола осмотра места происшествия»);
Судебно-медицинское исследование трупа (самостоятельное вскрытие);
Оформление судебно-медицинской документации при исследовании и экспертизе трупа.
Данная работа запланирована по сетке учебных часов и проводится в среду и субботу. Студенты, пользуясь "Методическими разработками", макетами мест происшествий и учебными данными по ним составляют «Протокол осмотра места происшествия и трупа на месте его обнаружения», рисуют «Схему места происшествия», высказывают предварительное суждение о причине смерти, механизме образования повреждений, давности смерти. Аналогично происходит и работа по теме «Оформление судебно-медицинской документации» (Актов судебно-медицинского исследования трупа, Заключений эксперта с формулировкой Заключения/Выводов; Врачебного свидетельство о смерти). В ходе самостоятельных занятий преподаватели отвечают на вопросы, возникающие у студентов в ходе работы. Контроль выполнения осуществляется путем проверки «Протокола осмотра места происшествия» и защита «Акта (Заключения) судебно-медицинского исследования трупа".
2.?Самостоятельной работы во внеурочное время.
2.1.?Самоподготовка на кафедре накануне занятий.
В процессе нее студенты знакомятся с темой предстоящего занятия, его планом, вопросами, рассмотрение которых предполагается на занятии. За день до занятия студенту предоставляются учебные таблицы и препараты («влажные» и «костные»). Данный вид самостоятельной работы проходит в учебной комнате и музее курса.
2.2.?Самоподготовка дома.
Самостоятельная работа предполагает изучение теоретических основ предмета по конкретному разделу и теме с использованием учебника и рекомендованной в изданных «Методических указаниях для студентов по курсу судебной медицины» дополнительной литературе, а также выполнение домашнего задания (задания на самоподготовку).
3. Учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы.
3.1.?Учебно-исследовательская работа на курсе судебной медицины заключается в том, что каждый студент учебной группы, в ходе оформления судебно-медицинской документации по вскрытому трупу, должен составить «Реферат» по причине смерти (работая с литературными источниками по судебной медицине и смежным дисциплинам в библиотеке КГМУ и областной медицинской библиотеке) и обосновать свои Выводы/Заключение по конкретному случаю.
3.2. Научно-исследовательской работой занимаются кружковцы курса судебной медицины, врачи-интерны, ординаторы курса.
Ими проводится анализ архивного материала Бюро судебно-медицинской экспертизы комитета здравоохранения Курской области с последующими сообщениями (докладами) на заседаниях СНК курса судебной медицины и совместных научно-практических конференциях сотрудников курса судебной медицины КГМУ и практических экспертов Курской области.
Для развития клинического (экспертного) мышления студентов широко используется работа по конкретным (нередко многотомным) уголовным делам. Это делается для того, чтобы студенты имели возможность самостоятельно изучать представленные материалы (в том числе и судебно-медицинскую) и делать выводы по решению задач, поставленных в конкретной комиссионной экспертизе.
Таким образом, использование различных форм аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы позволяет оптимально организовать учебный процесс по судебной медицине, повысить уровень усвоения студентами знаний и умений, привить им навыки по постоянному профессиональному совершенствованию.
Список литературы