В настоящее время общепризнанно, что наиболее объективной формой контроля качества знаний студентов является тестовый контроль, который осуществляется посредством педагогических тестов, т.е. системы заданий, позволяющих измерить уровень усвоения знаний. Во всeм мире получило широкое распространение инструментальное (компьютерное) тестирование, которое во многих странах является основным этапом сертификации специалистов.
В отличие от традиционной субъективной балльной системы оценки знаний преподавателем в процессе опроса, при тестировании с помощью валидных тестов корректно измеряется количество знаний.
Однако, для решения поставленных задач необходимо, чтобы тест в целом и отдельные тестовые задания отвечали определенным требованиям. Тест должен быть надeжным (состоятельным)?-?точно измерять полученные студентом знания, для чего входящие в тест задания должны иметь различную меру трудности и высокую различающую способность (валидность). Причeм для оценки различных сторон логики клинического мышления (сравнение, сопоставление, противопоставление медицинских данных; анализ и синтез предполагаемой информации; установление последовательности и взаимосвязи механизмов патологического процесса и др.) необходимо использование различных форм (типов) тестовых заданий.
Известные нам тесты, разработанные в других ВУЗах РФ зачастую явно не соответствуют перечисленным требованиям, так как почти все состоят из заданий «на выбор правильного ответа», которые позволяют выявить лишь количественные различия, и то только на первом уровне усвоения (по классификации В.?П.?Беспалько), т.е. в самых поверхностных знаниях испытуемого. С их помощью не представляется возможным оценить знания даже на втором (репродуктивном) уровне усвоения, а тем более - на третьем уровне (знания-умения, знания-навыки).
Кроме того, такие тесты нередко составляются исходя из принципа «чем больше, тем лучше» и представляют набор «сырых» (не прошедших эмпирической проверки) заданий в тестовой форме по всей программе подготовки специалиста. При этом составители такого теста априорно считают, что если студент не дал правильного ответа на задание, то значит этого материала он не знает. Хотя, как показывает опыт, на большинство заданий такого песевдотеста даже высококвалифицированные специалисты судебно-медицинские эксперты нередко затрудняются дать правильный ответ. Естественно, результаты ответа на такие «тесты» не только не измеряют обширности знаний студента, но даже не выявляют различий в количестве знаний тестируемых.
По нашему мнению, эти недостатки легко преодолеваются с помощью разработанного в результате многолетних исследований в лаборатории тестового контроля Курского медицинского университета программного комплекса «Контроль знаний» (сертификат МЗ РФ ??174 от 06.12.95г.). Указанная программа позволяет создавать, проводить эмпирическую проверку, анализ и отбор валидных тестовых заданий для оценки качества знаний студентов не только на первом, но и на втором и третьем уровнях усвоения.
В курсе судебной медицины, преподаваемом студентам VI курса лечебного факультета КГМУ, тестовый контроль на базе указанного комплекса применяется в течении многих лет. Используются следующие виды тестового контроля - текущий (вводный контроль на каждом занятии), рубежный (семестровый зачeт), дисциплинарный (итоговый зачeт). В результате многолетней работы был создан банк тестовых заданий, прошедших эмпирическую проверку. Часть разработанных на курсе тестовых заданий вошли в факультетский тест, использующийся на тестовом этапе междисциплинарного государственного экзамена по специальности 040100 «Лечебное дело» в КГМУ.
Возможности программного комплекса реализуются с использованием следующих типов заданий:
1. Выбор одного или нескольких правильных (или неправильных?- нахождение ошибок) ответов из предложенной совокупности.
Пример 1.
Разрывное действие пули проявляется при кинетической энергии снаряда:
Менее 10 кг/м
10 кг/м
Боле 10 кг/м
Более 100 кг/м
(Правильный ответ?-?4).
Это наиболее простой тип заданий, как правило с небольшой мерой трудности, в которых испытуемому достаточно узнать правильный ответ.
2. Нахождение соответствия между двумя частями задания.
Решение этого типа заданий также находится на уровне узнавания нескольких готовых частей (существенных операций) задания. Однако уровень трудности таких заданий выше. Кроме того они могут применяться для проверки ассоциативных связей, позволяющих контролировать знание взаимосвязи (соответствия) факторов, терминологии и т.п.
Пример 2.
УКАЖИТЕ СООТВЕТСТВИЕ:
Вид идиомускулярной опухоли: Давность наступления смерти:
1) выбухающий валик в месте удара а) не более 3 часов
2) пальпаторно?-?уплотнение мышц б) не более 6 часов
3) вмятина в месте удара в) не более 11 часов
г) более 11 часов
д) более 24 часов
(Правильные ответы - 1б, 2в, 3г).
3. Ввод ответа в произвольной форме с клавиатуры (открытые задания).
Ответ в заданиях открытого типа может включать любую комбинацию букв, цифр, знаков арифметических действий и т.д., что позволяет проверить знание терминов, формул, цифровых показателей и др. При ответе на задания данного типа студент должен уже не узнать, а воспроизвести соответствующие данные.
Пример 3.
Отпечаток дульного среза оружия на коже при выстреле в упор называется:
штанцмарка
4. Установление последовательности (ранжирование) вариантов ответа - испытуемый выбирает необходимые варианты ответа из предложенной совокупности и располагает их в определенной последовательности.
Пример 4.
ЗАПОЛНИТЕ СХЕМУ:
(вставьте в квадраты номера ответов в логической последовательности)
Обычный порядок «цветения» кровоподтeков:
3??? 2??? 1??? 6??? 4??? 5
1. Серовато-синий цвет
2. Багрово-синий цвет
3. Розовато-красный цвет
4. Желтоватая окраска
5. Буроватый оттенок
6. Зеленоватый оттенок
Ответ на задания такого типа требует уже определенной системности знаний, которые должен воспроизвести испытуемый. С помощью их можно проверить знания последовательности патогенетических процессов, этапов различных операций, процедур и т.п. Причeм схемы могут быть довольно сложными, многоуровневыми.
5. Задания на конструирование. Отвечая на задания данного типа, испытуемый должен собрать (сконструировать) фразу (например, определение или диагноз) из отдельных слов (словосочетаний) или составить рисунок из фрагментов. Этот тип заданий является разновидностью заданий на «ранжирование», позволяет не только проверить системные знания последовательности развития событий, но и структуры определений, диагнозов и др.
Пример 5.
ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Под калибром нарезного оружия понимают: ?..
[расстояние] [наружный] [внутренний] [между] [диаметр] [полями нарезов] [в дюймах] [канала ствола] [в миллиметрах]
(Ответ?-?расстояние в миллиметрах между полями нарезов канала ствола)
6. Ситуационные задания, состоящие из блока информации о проблемной ситуации (текстовой, графической) и комбинации различных типов тестовых заданий, привязанных к данному блоку. В заданиях такого типа студент должен, поэтапно отвечая на ряд взаимосвязанных заданий (различного типа), вытекающих из условия задачи, сформулировать заключение или поставить диагноз, т.е. применить свои знания в решении конкретной ситуации. Правильное решение ситуационной задачи свидетельствует о том, что студент умеет применять свои теоретические знания для решения практических задач.
Принятые в программном комплексе задания на «ранжирование», на «конструирование» и, особенно, ситуационные позволяют оценивать знания на уровне умений и навыков (т.н. креативный уровень).
Таким образом, реализованные в ПК «Контроль знаний» тестовые задания позволяют выявлять не только обширность, но и глубину усвоения студентами знаний, которые могут оцениваться на ознакомительном, репродуктивном и креативном уровнях, а также проверять наличие навыков решения ситуационных задач с разветвленным алгоритмом ответа.
Список литературы