| |||
МЕДЛАЙН.РУ
|
|||
|
Профилактическая медицина •
Том: 18 Статья: « 10 » Страницы:. 157-165 Опубликована в журнале: 28 июня 2017 г. English version Влияние конституционных особенностей, физиологических и психических возможностей организма курсантов на адаптацию и успешность обученияЗагородников А.Г., Горичный В.А., Загородников Г.Н.
Федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова" Министерства обороны Российской Федерации
Резюме
Изучено влияние конституционных особенностей курсантов на успешность обучения и адаптацию в условиях военно-учебного заведения. Выявлено, что в соматотипической структуре наибольшее количество составили курсанты с преобладанием мезоморфного компонента. Курсанты мезоморфного и эктоморфного соматотипов со средним баллом успеваемости 4,2 и больше (1 группа - высокий уровень успеваемости), по сравнению с курсантами у которых средний балл 3,5 и меньше (2 группа - низкий уровень успеваемости), наблюдается достоверное увеличение показателей физической подготовленности (времени бега на 100 м и 3 км). По показателям, характеризующих силу, установлена умеренная прямая корреляционная связь (r=0,32) между успешностью обучения курсантов 2-й и 1-й групп мезоморфного и эктоморфного типов. Также отмечается достоверное увеличение показателей частоты сердечных сокращений и артериального давления при функциональных нагрузочных пробах у курсантов различных соматотипов 2-й группы по сравнению с 1-й группой. Установлено, что в 1-й группе курсантов мезоморфного и эктоморфного типов, по сравнению со 2-й группой, наблюдается достоверное увеличение общего количества выполненных заданий по методикам арифметический счет, аналогии, установление закономерностей, вербальная память, числовые ряды, зрительная память и образное мышление. Таким образом, уровень активности психических процессов у курсантов различных соматотипов успешных в обучении достоверно выше, чем у курсантов тех же соматотипов, но имеющих низкую успеваемость в течение года. Полученные в работе данные показывают, что адаптационные возможности организма курсанта в полной мере реализуется в процессе обучения, когда он уже включился в учебный процесс, его физиологические резервы начинают приспосабливаться к обучению и жизнедеятельности в условиях военно-учебного заведения. Ключевые слова Конституционные особенности, курсанты, мезоморфный и эктоморфный соматотип, адаптационные возможности организма, успешность обучения, военно-учебное заведение. (статья в формате PDF. Для просмотра необходим Adobe Acrobat Reader) открыть статью в новом окне Список литературы 1. Загородников А.Г. Особенности пограничного функционального состояния организма л?тного состава в условиях Крайнего Севера и эффективность его коррекции / А.Г. Загородников: дис. ? канд. мед. наук. - СПб.: ВМА, 2006. - 205 с. 2. Кантур В.А. Профессиональное здоровье л?тного состава авиации ТОФ / В.А. Кантур: дис. ? д-ра мед. наук. - СПб., 2005. - 371 с. 3. Капрусынко Н.В. Результаты профессионального психологического отбора слушателей и мероприятия по коррекции психологического статуса обучаемых // Вестн. Росс. воен.-мед. акад. - 2008. - N2 (22). - С. 119-123. 4. Комолов, Н.В. Некоторые показатели физического развития курсантов первых курсов Военно-медицинской академии / Н.В. Комолов // Мат. науч.-практ. конф. ?Актуальные проблемы психофизиологического сопровождения учебного процесса в военно-учебных заведениях?. - СПб., 2002. - С. 51-53. 5. Лютов В.В. Состояние и реактивность системного кровообращения при высокой предрасположенности к гипертонической болезни и в начальной стадии первичной артериальной гипертензии у военнослужащих / В.В. Лютов: автореф. дис. ? д-ра мед. наук. - СПб., 2005. - 34 с. 6. Малахов, Ю.К. Антропофизиологическая характеристика соматотипов курсантов: дис? канд. мед. наук / Ю.К. Малахов. - СПб.: ВМА, 1995. - 240 с. 7. Медведев, В.И. Учение об адаптации и его значение для военной медицины: актовая речь / В.И. Медведев. - Л., 1983. - 24 с. 8. Методики исследований в целях врачебно-л?тной экспертизы: пособие для членов врачебно-л?тных комиссий / Под ред. Е.С. Бережнова, П.Л.?Слепенкова. - М.: Воениздат, 1995. - 496 с. 9. Погодин, Ю.И. Психофизиология профессиональной деятельности / Ю.И. Погодин, А.А. Боченков. - М., 2007. - 280 с. 10. Baker B. Marital cohesion and ambulatory blood pressure in early hypertension / B.Baker, K.Helmers, B. O?Kelly et al. // Amer. J. Hypertension. - 1999. - V. 12. - P. 227 - 230. | ||
|