Педагогический процесс, как известно, это
целеустремленная система взаимодействия между студентом и
преподавателем, которая обеспечивается оптимизацией учебного процесса
при изменяющихся и неизменных внешних условиях.
Такими относительно постоянными условиями при
преподавании судебной медицины служат теоретические знания,
получаемые студентами посредством посещения лекций. В цикле обучения
судебной медицине лекции традиционно принадлежит одно из ведущих
мест, поскольку это не только последовательное систематическое
изложение теоретического материала, но и методологическая основа для
практических занятий. Рост научной информации, ее противоречивость,
особенности судебно-медицинской работы и криминальной обстановки
создают сложности в чтении лекции в отведенном периоде времени. В
связи с этим для изложения курса лекций нами избран концептуальной
подход. Смысл его сводится к интеграции различных научных взглядов на
ряд явлений и процессов с последующей выработкой собственной
концепции понимания данного вопроса. Это предполагает использование
собственного научного опыта и адаптированного обобщения большого
количества учебно-научной литературы. Изданное в 1998 году
профессорами В.В. Хохловым и Л.Е. Кузнецовым руководство «Судебная
медицина» стало подспорьем в осуществлении педагогического
процесса, в том числе и при чтении лекций. Структура руководства
соответствует тематике курса и включает современные данные теории и
практики судебной медицины с учетом нового углов оного
законодательства.
Однако, среди всех средств обучения, лекциям не должна
принадлежать доминирующая роль, поэтому студенты должны овладеть не
только объемом знаний, но и уметь творчески использовать их в
экспертной практике.
Для усиления роли этого средства обучения на кафедре
судебной медицины Смоленской государственной медицинской академии
издан «Практикум по судебной медицине» (Хохлов В.В.,
Андрейкин А.Б., 2000 г.) Целью настоящего практикума является
формирование у студентов первичного умения использовать фактический
судебно-медицинский материал для выполнения основных видов действий.
Для решения таких целевых задач применяется схема ориентировочной
основы действий (ООД). Другими словами, в практикуме сообщается не
только то, что надо знать и понимать, но и указывается, что надо
делать и как это делать в процессе проведения судебно-медицинской
экспертизы.
Судебная медицина изучается студентами в течение цикла,
который разбивается на отдельные законченные темы-модули. В каждом
модуле предусматривается несколько вариантов изучения темы. При этом
предлагаются различные объекты исследования: трупы, живые лица,
ситуационные задачи (протоколы исследования трупов), препараты и пр.
Таким образом, студенту предоставляется возможность выбора цели,
также как и способов ее достижения. Обучение становится
многоуровневым, что и является одним из условий обеспечения
целеустремленности педагогического процесса. Кроме того,
многоуровневое обучение обеспечивается использованием разработанных
нами модульных тестов, которые с эталонами ответов приведены в
«Практикуме». Тестирование производится с помощью
оригинальной компьютерной программы. В ней предусмотрена возможность
тестирования как избирательно по отдельным темам-модулям, так и по
полному курсу, а так же комплексно.
Успешность изучения предмета определяется рейтинговой
оценкой, которая складывается из набранных баллов студентом по
каждой из тем-модулей. При этом учитывается посещение лекций, работа
на практическом занятии, результаты тестирования, участие в
учебно-исследовательской работе. Суммарный рейтинг играет
существенную роль при выставлении экзаменационной оценки.
Таким образом, целостность теоретической и практической
подготовки студентов на кафедре судебной медицины СГМА определяется
двумя взаимодополняющими изданиями «Руководства» и
«Практикума», которые, в соответствии с условиями
обеспечения целеустремленности педагогического процесса,
активизируют их познавательную деятельность, повышают умственную
самостоятельность, увеличивают эффективность сдачи экзамена.
Альманах судебной медицины N 1 (2000), стр.