Поиск путей совершенствования преподавания судебной
медицины в вузах практически всегда являлся первостепенной задачей
педагогических коллективов соответствующих кафедр и курсов. Однако
эффективность мероприятий, проводимых
профессорско-преподавательс-кими коллективами по оптимизации учебного
процесса, нередко оставляла желать много лучшего. Трудно выделить
какую-то одну из проблем преподавания судебной медицины, которая не
требует своей дальнейшей разработки. Это в первую очередь касается
корректировки спорных положений учебного плана и программы, форм и
методов осуществления учебного процесса, структуры и содержания
учебников и учебно-методических пособий, объема преподавательской
нагрузки и размеров ее финансирования, подготовки педагогических
кадров и повышения квалификации преподавателей, состояния
учебно-материальной базы кафедр и многого другого.
На наш взгляд, определенные перспективы разрешения всего
перечисленного могут открыться при создании в Департаменте
образовательных медицинских учреждений и кадровой политики
Министерства здравоохранения Российской Федерации постоянно
действующего и наделенного конкретными полномочиями
Учебно-методического центра по судебной медицине, преследующего цели
и задачи той Центральной проблемной учебно-методической комиссии,
организация которой была предусмотрена более четверти века назад
приказом МЗ СССР от 8.12.1974 µ 1085, но о деятельности которой за
последнее десятилетие ничего не известно. По-видимому, это должен
быть Центр с вертикальными полномочиями, решения которого большей
частью будут иметь не рекомендательный, а обязательный к исполнению
характер. Кандидатуры членов вновь созданного центра необходимо
утверждать после широкого обсуждения на специально организованном
совещании заведующих кафедр судебной медицины, а его состав не должен
ограничиваться лишь представителями вузов двух столичных городов.
Следует предусмотреть в структуре Центра создание нескольких рабочих
комиссий (групп), конкретная деятельность которых осуществлялась бы в
соответствии с утвержденным планом и была связана со следующими
основными направлениями.
Составление новой программы по судебной медицине и
внесение предложений в МЗ РФ по изменениям учебного плана. Стало уже
привычным, что принимаемые Минздравом через каждые 4-5 лет учебные
планы и программы представляют собой «документы веременного
пользования», часто необоснованно пересматривающие традиционные
основы и современные нововведения в преподавании судебной медицины.
Можно согласиться с содержанием разделов действующей программы
(1997), констатирующих перечень знаний и умений, которыми должен
овладеть студент в результате обучения. Представляется в целом
обоснованным и вполне достаточным общий объем часов, отводимых на
лекции (26) и практические занятия (58) с вполне рациональным
распределением их по темам. Вместе с тем вызывает недоумение расчет
учебного времени, рекомендуемый для ознакомления с
судебно-медицинской экспертизой трупов (более трети практический
занятий), в то время как приведенная в программе необходимость знаний
и умений по обнаружению и исследованию вещественных доказательств не
согласуется с перечнем лекций и практических занятий.
Совершенно недопустимо предписанное учебным планом и
программой преподавание судебной медицины на выпускном курсе в XI
и XII семестрах, что не лучшим образом
сказывается на отношении студентов к изучению данной дисциплины.
Требуется срочно рассмотреть возможность официального переноса циклов
обучения на предшествующие семестры 5-го курса, равно как и
восстановления курсового экзамена по судебной медицине. В своем
выступлении на 14-ом Пленуме ВОСМ и в материалах данного пленума мы
однозначно отмечали, что экзаменационный (итоговый) контроль должен
составлять неотъемлемую часть учебного процесса, от организации
которой во многом зависят эффективность управления обучением и
качество подготовки специалистов. Подмена экзамена зачетом,
проводимым в конце семестра, нередко спустя 2-3 месяца после
окончания цикла, не позволяет должным образом осуществлять проверку
как суммы теоретических знаний студента по дисциплине, так и умения
пользоваться на практике этими знаниями.
В целом при составлении программы следует
руководствоваться главным принципом - она должна отвечать
насущным требованиям психологии и педагогики высшей школы.
Целесообразно предусмотреть профилирование (специализацию)
преподавания предмета на разных факультетах, ввести разделы,
предназначенные для элективного изучения и самостоятельной работы
студентов. Причем, именно назначение и содержание судебной медицины
должны определять программу ее курса, формы и методы изложения
материала и контроля знаний студентов, а также место этой дисциплины
в учебном плане.
Вторым важнейшим направлением деятельности Центра должна
стать разработка структуры и содержания учебников и
учебно-методических пособий по судебной медицине. Имея оптимальный
вариант программы и исходя из унифицированного подхода к преподаванию
предмета, вероятно, представляется вполне реальной подготовка проекта
нового учебного руководства для студентов. Используемый сейчас в
большинстве вузов учебник, выпускаемый на протяжении почти полувека
под редакцией заведующих кафедрой судебной медицины Российского
государственного медицинского университета (2-го МОЛГМИ), несомненно
имеет ряд преимуществ перед другими изданиями. Однако назрела
реальная необходимость в составлении учебного руководства,
соответствующего международным стандартам. Структура и содержание
этого учебника, объемом не более 25 печатных листов, должны в краткой
форме и в соответствии с учебной программой включать в себя всю
необходимую и хорошо иллюстрированную информацию, перечень
контрольных (тестовых) вопросов и наборы ситуационных заданий по
каждой теме, преследующих цель достаточно полно оценить теоретические
знания, понимание материала, умение, компетентность и уровень
медицинского мышления студента, а также иметь в качестве приложения
краткий словарь терминов по учебному курсу.
Несомненно, что изданию этого труда должны
предшествовать конкурс или тендер проектов учебника, широкое и
гласное обсуждение представленных материалов с участием в качестве
рецензентов ведущих специалистов из различных научно-педагогических
школ и регионов страны. Подобные требования и условия следует
соблюдать при централизованном издании и распределении всей
учебно-методической литературы, справочно-информационных материалов,
слайд- и видеофильмов, наглядных пособий и прочего, что позволит
избежать появления на книжном рынке и в библиотеках вузов суррогатной
печатной продукции.
В задачи Учебно-методического центра должна входить
разработка вопросов, связанных с подготовкой педагогических кадров и
повышением квалификации преподавателей. Если по
психолого-педагогическому направлению почти в каждом вузе проводятся
соответствующие циклы занятий, то общее и тематическое
усовершенствование по специальности стало для преподавателей
практически невозможным в городах, где нет подобных кафедр в системе
последипломного образования. Это обстоятельство негативно сказывается
на профессиональном уровне сотрудников кафедр и их практической
подготовке в качестве судебно-медицинских экспертов. Для выхода из
существующей ситуации существует, пожалуй, единственный путь -
это принятие Департаментом образовательных медицинских учреждений и
кадровой политики МЗ РФЫ официального положения, которое в
обязательном порядке предусматривало повышение квалификации
преподавателей с прохождением циклов усовершенствования по
специальности 1 раз в 5 лет, как это принято для экспертов бюро. При
этом со стороны представителей Учебно-методического центра
потребуется лишь утвердить перечень ведущих (опорных) кафедр страны,
на базе которых возможно организовать обучение преподавателей, а
также составить планы и программы, которые предусматривали
очередность и сроки проведения этих циклов (например, период зимних
каникул в вузах). Хотелось бы, чтобы Российская медицинская академия
последипломного образования предусмотрела возможность проведения
циклов усовершенствования преподавателей на своей базе или
организацию выездных циклов с одновременным охватом в регионах
преподавателей вузов и сотрудников бюро СМЭ.
Касаясь перспективы повышения квалификации
преподавателей, вероятно, не лишним было бы вернуться к организации и
регулярному проведению научно-методических конференций для заведующих
кафедрами (курсами) судебной медицины. Имевшие место в недалеком
прошлом совещания заведующих кафедр позволяли постоянно осуществлять
обмен мнениями по учебному процессу в вузах, обсуждать и
рекомендовать к внедрению новые формы и методы преподавания,
рассматривать и рецензировать учебно-методическую литературу и т.д.
Однако все перечисленное, применительно к проблеме подготовки
педагогических кадров и повышения квалификации преподавателей, может
быть осуществимо только при условии, если эти мероприятия будут
утверждены Минздравом, а соответствующие указания (приказы)
последнего станут официальным основанием для направления сотрудников
кафедр на циклы обучения.
Не менее остро по отношению к преподавателям кафедр
стоит вопрос о нормативах их учебной и «клинической»
нагрузки, которая нередко совершенно стихийно устанавливается на
местах. По нашему мнению, достаточно оптимальной являлась ранее
существовавшая система, включавшая в общий объем учебной нагрузки
как аудиторную, так и внеаудиторную работу преподавателей, согласно
чему производился расчет штатного расписания, а именно: заведующий
кафедрой, профессор - 550-600 часов, доцент - 700-750
часов, старший преподаватель и ассистент - 850-900 часов.
Настало время повсеместно узаконить для кафедр судебной медицины
статус клинических подразделений вузов, как это предусмотрено никем
не отмененным приказом МЗ РСФСР от 28.04.1987 µ 26-б/619 и приказом
МЗ СССР от 08.02.1985 µ 146. Объем «лечебной» работы
должен устанавливаться как на традиционно клинических кафедрах:
зав.кафедрой, доцент - 0,5 ставки, старший преподаватель и
ассистент - 0,75 ставки с оплатой по разряду и обязательным
учетом надбавок за вредность, стаж, квалификационную категорию,
ученое звание. При таких условиях выполняемая преподавателями кафедр
экспертная нагрузка должна соответствовать 2/3 от нормативов,
установленных для сотрудников соответствующих подразделений бюро СМЭ.
Хочется надеяться, что решение вышеперечисленных задач
по совершенствованию преподавания судебной медицины положительно
отразится и на организации учебно-материальной базы кафедр, которая в
настоящее время поддерживается на местном уровне исключительно
благодаря творческой активности и героическим усилиям
профессорско-преподавательского состава. Недостаточное финансирование
государственных вузов практически полностью исключает возможность
создания тематических классов, приобретения современного
оборудования, аппаратуры, оргтехники и реактивов для учебных и
научных целей. В какой-то степени эта проблема разрешается за счет
объединения усилий кафедр и бюро СМЭ путем создания, так называемых
«Учебно-научно-производственных объединений (учреждений)»,
как это фактически сделано в ряде регионов страны. Однако для
юридического обоснования подобного сотрудничества в целях организации
необходимой материальной базы кафедр следует разработать и
представить в Минздрав новое положение о территориальных
(региональных) бюро СМЭ, являющихся базой для обучения студентов и
последипломной подготовки специалистов. Это положение должно
содержать перечень вопросов совместного ведения, а также
разграничения прав, обязанностей и ответственности заинтересованных
сторон. Вполне понятно, что утверждение Минздравом подобного
положения в качестве основного документа о совместной деятельности
кафедр и бюро потребует дополнительных обоснований. В нашем
представлении, только единый Учебно-методический центр по судебной
медицине, постоянно действующий при Департаменте образовательных
медицинских учреждений и кадровой политики МЗ РФ, в состоянии
разрешить существующие проблемы преподавания судебной медицины,
представлять интересы кафедр и обеспечивать им достойное место в
структуре вузов. Хотелось бы надеяться, что этому будут
способствовать целенаправленные усилия Российского центра
судебно-медицинской экспертизы МЗ РФ и соответствующие решения
пленумов ВОСМ.
Альманах судебной медицины N 1 (2000), стр.