Перестроечные и демократические процессы в стране в начале 90-х годов постепенно
коснулись и судебно-медицинской службы, для которой определились
новые задачи в обеспечении необходимых экспертных доказательств и
решении вопросов, возникающих в процессе следствия и суда. Все чаще
возникали обращения граждан, адвокатов, государственных и
коммерческих организаций с просьбой о проведении исследований
(экспертиз), как по гражданским и уголовным делам, так и для
служебного и личного расследования происшествий. Государственное
учреждение - Республиканское бюро судебно-медицинской
экспертизы Министерства здравоохранения Республики Татарстан
юридически не имело возможности проводить подобные исследования
(экспертизы) без направительных документов (постановления,
определения, предложения) правоохранительных органов или суда.
Вместе с тем возникший дефицит бюджетного финансирования, невысокая заработная
плата сотрудников судебно-медицинской службы, а также потребность в
дополнительных средствах на внедрение современных методов
исследования в экспертную практику требовали поиска новых форм
деятельности и дополнительных источников финансирования.
Это, а также отсутствие регламентирующих документов на оказание платных
государственных судебно-медицинских услуг привело к мысли о создании
отдельной негосударственной экспертно-медицинской структуры -
ООО "Экспертно-медицинский центр" (ООО "ЭМЦ"),
которая занималась бы необходимыми исследованиями (экспертизами) с
привлечением специалистов бюро судебно-медицинской экспертизы,
кафедры судебной медицины и ведущих сотрудников лечебных
учреждений.
После государственной регистрации ООО "ЭМЦ" возникли проблемы
с получением в Государственной аккредитационно-лицензионной
медицинской комиссии при Кабинете Министров РТ лицензии на занятие
судебно-медицинской деятельностью. Председатель комиссии направил
запросы о правомерности проведения судебно-медицинских исследований
(экспертиз) ООО "ЭМЦ" в министерство юстиции, прокуратуру
и Верховный суд Республики Татарстан. Лицензия была выдана только
после получения положительных ответов, суть которых сводилась к
следующему: "... в соответствии со ст. 78 УПК РФ любая
экспертиза (в том числе судебно-медицинская) может производиться как
частными лицами, так и организациями, обладающими необходимыми
познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле для дачи
соответствующих заключений. Согласно статье 80 УПК РФ эксперт дает
заключение от своего имени на основании произведенных исследований в
соответствии с его специальными знаниями и несет за данное им
заключение личную ответственность. Заключение эксперта (как
работающего в государственном учреждении, так и в частной структуре,
либо индивидуально) не является обязательным для лица, производящего
дознание, следователя, прокурора и суда, однако несогласие их с
заключением должно быть мотивировано".
Опыт работы ООО "ЭМЦ" показал, что потребность в проведении
"альтернативных" судебно-медицинских исследований
(экспертиз) достаточно высокая. Наибольшим спросом пользуются
генетические исследования, экспертизы по материалам дел,
судебно-медицинские исследования случаев смерти на производстве и др.
Кроме того, многочисленные обращения близких и родственников
покойных потребовали организации условий для оказания платных
ритуальных услуг с соблюдением религиозных и национальных обрядов.
Таким образом, создание альтернативных (негосударственных) экспертно-медицинских учреждений
с разной формой собственности преследует цель не только
удовлетворить спрос на судебно-медицинские и ритуальные услуги, но
и улучшить материально-техническую базу бюро судмедэкспертизы,
поддержать материально работников судебно-медицинской службы.
Альманах судебной медицины N 2 (2001), стр.