Со времени публикации нашего первого сообщения (1993) криминогенная обстановка в
Ленинградской области, к сожалению, не претерпело коренного
улучшения. Более того, раскрываемость умышленных убийств в
Ленинградской области составила 2000 году 72,7% (Ю.А.Прокофьев,
2001).
В прошлом сообщении, когда отдел особо сложных экспертиз (ООСЭ) находился у
истоков своего существования, мы наметили основные направления его
деятельности и определили его значение в успешном формировании
экспертного обслуживания региона.
Отдел особо сложных экспертиз как самостоятельное структурное подразделение начал
функционировать в Ленинградском областном бюро с 1992г. Он образован
в соответствии с п. 2.3. Приказа N 35 МЗ РФ и приложения N6 п.8 к нему.
Отдел возглавляется заведующим, в нем трудятся наиболее квалифицированные
судебные медики Бюро и региона (преимущественно заведующие кафедрами
судебной медицины Санкт-Петербурга). В штате 6 кандидатов и 3 доктора
медицинских наук. Постоянно в состав экспертных комиссий в
зависимости от профиля проводимой экспертизы привлекаются ведущие
специалисты клинических дисциплин - профессора и доценты кафедр
хирургии, терапии, неврологии, акушерства и гинекологии и др.
медицинских ВУЗов города. В отделе 4 лаборанта и медицинских
регистратора, на которых возложено оформление, регистрация
документации.
Отдел находится пол постоянным контролем заместителя начальника Бюро по экспертной
работе, который в подавляющем большинстве комиссионных экспертиз
выступает в качестве председателя комиссии (ведущего эксперта).
Прием и изучение поступающих для первичных, повторных, комплексных экспертиз
выполняет заместитель начальника по экспертной работе, который
ознакамливается с полученными документами. Далее заведующий отделом
тщательно изучает материалы уголовного или гражданского дела и
сопутствующую им медицинскую документацию.
Если представленные следователем материалы ограничиваются постановлением о
назначении экспертизы Актом (Заключением) первичного исследования,
заведующий отделом направляет в соответствующие учреждения
письменное ходатайство о предоставлении дополнительных материалов.
Данный раздел работы заведующего ООСЭ сопровождается значительной 'временной
затратой рабочего времени, обширной перепиской, однако гарантирует
правовую. полноценность и объективность комиссионных исследований.
Значительное омоложение кадров органов правоохраны и суда, частая их сменяемость
диктуется необходимость сведения занятий со следственными и судебными
работниками в которых постоянное участие принимают эксперты ООСЭ.
В соответствии с графиком распределения нагрузок в отделе заведующий ООСЗ определяет
эксперта - докладчика, совместно с ним и по согласованию с
заместителем начальника Бюро по экспертной работе определяет
круг необходимых участников экспертной комиссии, в том числе
специалистов в области клинических дисциплин. В последнее время
снижается активность наиболее авторитетных
клиницистов в проведении экспертиз по "врачебным" делам.
Особенно это касается хирургов, связанных "цеховыми"
взаимоотношениями.
Эксперт-докладчик с привлечением клиницистов проводит очное освидетельствование
"потерпевшего, подозреваемого и других лиц". При первичных
анатологических экспертизах (исследованиях) эксперт - докладчик
или другой член комиссии осуществляет исследование трупа, составляя
протокольную часть 3пключения (Акта), проект судебно-медицинского
диагноза. Для проведения непосредственного исследования объекта
(живого человека, трупа, гистологических препаратов, вещественных
доказательств) всегда приглашаются все члены экспертной комиссии.
Один или несколько членов комиссии в обязательном порядке участвуют в
осуществляемых по делу следственных действиях (повторный осмотр,
следственный эксперимент, допрос с участием специалиста -
эксперта). Нередко сведения, добытые в ходе следственных действий,
являются определяющими в построении экспертных суждений. В
последние годы эта практика совершенствуется: к участию во всех
экспертных и следственных действиях стремятся привлекать всех членов
экспертной комиссии, что в большей степени соответствует букве и духу
процессуального закона.
Докладчики на заседаниях комиссии, обеспечивают всех членов комиссии всеми
материалами подлежащими экспертному исследованию, знакомят
членов комиссии с проектами выводов, участвуют в обсуждении и
окончательном формировании резюмирующей части. В их обязанности
входит оформление Актов и Заключений, визирование счетов
по оплате труда специалистов. Окончательная проверка исходящей из
отдела экспертной документации осуществляется заведующим с
составлением сопроводительной справки, подписываемой начальником
Бюро.
Рецензируется в обязательном порядке исследуемые судебно-медицинские документы,
выявляются недочеты, ошибочные и необоснованные трактовки. Рецензии
доводятся до сведения руководства Бюро и экспертов, проводивших
первичные исследования, обобщаются и учитывается при очередных
переаттестациях.
Ежегодно различные аспекты работы ООСЭ освещается в докладах на итоговых
годовых конференциях, заседаниях Методического Совета, аналитических
справках для Комитета по здравоохранению и органов правоохраны
Ленинградской области.
Сотрудники ООСЗ постоянно участвуют в судебных заседаниях по экспертизам
(исследованиям), выполненным комиссионно. Ежегодно количество
выступлении в судах за 1992-2000 год колебалось от 21 до 43.
Оказание экспертной и консультативной помощи работникам РСМО,
правоохранительным органам и сотрудникам учреждений здравоохранения
осуществляется при выездах экспертов отдела на места для проведения
экспертиз и исследований. Налажено согласование экспертной
тактики в экстренных случаях по телефону. Эксперты отдела постоянно
консультируют органы следствия и суда по вопросам назначения
комиссионных судебно-медицинских экспертиз, необходимом для их
проведения объеме медицинской документации. Удовлетворяются запросы
представителей лечебно-профилактических учреждений, связанных с
направлением на судебно-медицинские исследования, заборе материала на
химические исследования и пр.
Координация деятельности отдела с соответствующими подразделениями
прокуратуры , милиции, суда Ленинградской области и сопредельных
регионов по изучению и обобщению случаев особо важных преступлений
против личности, в том числе нераскрытых убийств, с составлением
сообщений по результатам в адрес руководства Бюро, правоохранительных
органов и судебно-медицинских подразделений определяется в рамках
еженедельных заседаний Методического Совета при 1-м заместителе
прокурора области, где подвергаются разбору судебно-медицинские
экспертизы трупов лиц, смерть которых наступила в условиях
неочевидности от явного насилия - "нераскрытые убийства".
Выявленные в ходе этих совещаний
претензии к судебно-медицинским исследованиям обсуждаются на рабочих
совещаниях в Бюро, где разрабатываются меры по их устранению.
Начата работа по составлению компьютерной программы для оперативного учета и
контроля за проведением судебно-медицинских экспертиз по убийствам,
выявления однотипности их совершения в Ленинградской области и
сопредельных регионах.
Заведующий отделом и несколько сотрудников ООСЭ входят в сослав
Методического Совета Бюро, экзаменационной и аттестационной комиссии.
Ими проводится рецензирование экспертной документации врачей,
проходящих очередную переаттестацию. Врачи-интерны в обязательном
порядке знакомятся с работой ООСЭ, изучают архивные материалы отдела,
рецензии, проходят собеседование с заведующим.
Ежегодно обобщается наиболее типичная дефектура первичных судебно-медицинских
экспертиз и исследований. Проводятся тематические разработки
"врачебных" дел с представлением результатов в Комитет по здравоохранению, а также экспертиз автотравм с докладом на Областной
конференции. Эксперты отдела регулярно выступают с публикациями в
судебно-медицинской периодике и тематических сборниках.
Заведующий отделом заменяет в необходимых случаях руководителей отделов
экспертизы трупов и потерпевших, осуществляя оперативное руководство
РСМО и экстренное проведение экспертных исследований.
До образования ООСЭ комиссионные экспертизы и исследования проводились в Бюро силами
заведующих отделами, выступавших в качестве докладчиков по делу, в
рамках их функциональных обязанностей.
Штаты отдела и объем выполненных исследований в 1992-2000 г.г. показаны в таблице 1.
Таблица 1
Штаты отдела особо сложных экспертиз и объем выполненных исследований в период 1992-2000г.
Годы |
Количество ставок |
Количество сотрудников (экспертов) |
Нагрузка на 1 ставку |
Общее к-во экспертиз (исследований) |
1992 |
2,5 |
4 |
34,4 |
86 |
1993 |
3,5 |
6 |
28,9 |
101 |
1994 |
4,5 |
7 |
33,7 |
152 |
1995 |
5,0 |
9 |
33,0 |
165 |
1996 |
7,0 |
9 |
37,8 |
265 |
1997 |
7,0 |
9 |
39,4 |
276 |
1998 |
8,0 |
10 |
37,5 |
300 |
1999 |
9,0 |
11 |
38,4 |
346 |
2000 |
11 |
14 |
29,2 |
322 |
ИТОГО: |
55 |
|
Таким образом, штаты отдела за время существования возросли в 4,4 раза, объем работы
- в З,7-4 раза (снижение числа исследований в 2000г. объясняется
передачей идентификационных остеологических исследований в
медико-криминалистический отдел.
Главной функциональной задачей деятельности ОСОЭ являлось проведение
первичных и повторных комиссионных исследований (экспертиз) До 1992
года количество таких исследований в Бюро составляло от 20 до 50,
затем число их резко возросло, в основном коррелируя с общим ростом
вскрытий и убийств.
Доля повторных комиссионным экспертиз (от их общего числа) составляла в среднем
около 1/3 от37% в 1992 г. до 31% в 2000 г. Первичные
комиссионные экспертизы и исследования формировались за счет
инициативы экспертов или руководства Бюро (от 30% в 1998г. до 20% в
2000г.).
Изменения первичных заключений снизились с 12,5% (1992г) до 2,3-2,5%
(1999-2000г.г.) относительно общего числа комиссионных исследований.
Это снижение, с нашей точки зрения, обусловлено тем, что в случаях, представляющих
значительную трудность как с исследовательской стороны, так и с
оценочной, районные эксперты ходатайствовали о проведении их
первично-комиссионно.
Совмесно с руководством Бюро выработан перечень экспертиз (исследований) трупов,
подлежащих исследованию в первично-комиссионном порядке:
1. Экспертиза (исследование) убийств или при подозрении на убийство: - с признаками
серийности;
- двух более лиц (в условиях неочевидности, с элементами сокрытия);
-детей (в условиях неочевидности);
-при наличии признаков ритуальности;
- совершенных в условиях террористического акта;
- руководителей правоохранительных и административных органов;
- в совершении которых подозреваются сотрудники правоохранительных органов.
2. Экспертиза криминально расчлененных трупов.
3. Экспертиза эксгумированных трупов.
4. Экспертиза в случаях массовых социально значимых катастроф.
5. Экспертиза в случаях грубых нарушений правил оказания медицинской помощи (только
при наличии постановления правоохранительных органом).
6. Экспертиза трупов иностранных граждан.
Руководство Бюро может вносить изменения в этот перечень с учетом особенностей случая
и оперативной обстановки.
Соотношение комиссионных исследований было поровну между танатологическим и
амбулаторным разделами.
Силами экспертов ООСЭ в1992-2000 г.г. проведены 45 исследований эксгумированных
трупов (почти в половине случаев при "самовольном" или
криминальном захоронениях).
В ходе проведения первичных и, особенно, повторных комиссионных экспертиз в
обязательном порядке осуществлялись дополнительные гистологические,
медико-криминалистические, химические и биологические исследования с
привлечением заведующих соответствующих отделов Бюро и ведущих
специалистов иных экспертных и медицинских учреждений.
Ни одно из 2013 заключений первичных и повторных судебно-медицинских экспертиз и
исследований в дальнейшем не было изменено.
Комиссионные судебно-медицинские экспертизы, проведенные отделом почти в 200
случаях явились одним из основных обоснований обвинительных или
(реже) оправдательных приговоров судов различной инстанции.
Судебно-медицинские эксперты отдела принимали активное участие в исследованиях по поводу
ряда серийных убийств, совершенных как на территории Ленинградской
области, так и Санкт-Петербурга, Новгородской, Псковской областях.
Результаты экспертиз содействовали изобличению нескольких преступных
группировок.
Отдел неоднократно привлекался к проведению экспертиз в рамках
историко-археологических изысканий, осуществлявшихся Русской
Православной Церковью в Северо-Западном регионе России.
Деятельность сотрудников отдела поощрялась МВД и МЗ РФ, Губернатором и Комитетом
по здравоохранению Ленинградской области.
Изложенное выше позволяет обоснованно утверждать, что создание отдела особо-сложных
экспертиз как самостоятельного структурного подразделения явилось
вполне оправданным и своевременным в условиях осложнения
криминогенной обстановки: мобилизованы и сконцентрированы экспертные
возможности Бюро, что привело к улучшению качества исследований,
снижению количества изменений заключений, более тесному контакту с
органами правоохраны и здравоохранения.
Альманах судебной медицины N 2 (2001), стр.