Наркотики представляют огромную медико-социальную опасность. Злоупотребление
ими приводит к прогрессивному разрушению гомеостаза. Незаконный
оборот наркотиков преследуется в уголовном порядке. Лица, находящиеся
в состоянии наркотического опьянения совершают наиболее тяжкие
преступления. Все это определяет пристальный профессиональный интерес
к проблеме диагностики, лечения и профилактики отравлений
наркотиками.
Смертельные отравления наркотиками в России неуклонно растут. Это наглядно
демонстрирует таблица 1.
Таблица 1
Смерть от отравлений наркотиками в Москве и Северо-Западном
регионе России
(в исчислении 1:10.000 населения)
Регион |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Архангельская |
0,01 |
0,03 |
0,02 |
0,04 |
0,16 |
Калининградская |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
0,6 |
1,5 |
Вологодская |
0,008 |
0,03 |
0,05 |
0,08 |
0,25 |
Новгородская |
0,01 |
0,01 |
0,02 |
0,05 |
0,03 |
Псковская |
0,04 |
0,04 |
0,02 |
0,06 |
0,14 |
Коми |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,3 |
Карелия |
0,05 |
0,1 |
0,2 |
0,05 |
0,2 |
Мурманская |
0,07 |
0,08 |
0,06 |
0,04 |
0,3 |
Ленинградская |
0,02 |
0,04 |
0,1 |
0,5 |
1,1 |
Петербург |
- |
0,1 |
0,2 |
0,5 |
0,9 |
Москва |
0,15 |
0,3 |
1,0 |
1,1 |
1,5 |
|
В таблице 1
приведены сведения за последние 5 лет. "Стартовые позиции"
1996 года были примерно одинаковы в сравниваемых регионах: от 0,01 до
0,1 на 10.000 населения. Исключение оставляли лишь Вологодская
область - 0,008 и Калининградская, где число смертельных
отравлений наркотиками было наибольшим - 0,2.
В течение сравниваемого пятилетия во всех регионах наблюдался рост смертельных
отравлений. Однако интенсивность роста была явно неравномерной.
Относительно плавный рост наблюдался в Новгородской, Псковской и
Мурманской областях, республиках Коми и Карелия. В большинстве же
регионов рост оказался более бурным. Так, в Калининградской области
наблюдался рост в 7,5 раз, в Петербурге - в 16, в Вологодской -
в 25, в Ленинградской области - в 55раз.
Среди регионов с интенсивным ростом наибольшее значение имеют те, в которых в 2000
году смертельные отравления наркотиками близки к показателю
1,0:10.000 или превышают его: Калининградская область, Москва,
Ленинградская область и Петербург.
На диаграмме 1 показан рост изучаемых показателей в течение 1996-2000г.г.
Диаграмма 1. Динамика смертельных отравлений в течение 1996-2000г. в Москве
(М), Петербурге (П), Ленинградской (Л), и Калининградской (К)
областях (в соотношении 1:10.000 населения).
Диаграмма 1 показывает наглядно происшедший рост. Однако не дает полного
представления о стремительности роста в сопоставляемых регионах.
Более демонстративно это показывает диаграмма 2, где исходные
показатели в сравниваемых регионах взяты за 100%.
Диаграмма 2. Динамика смертельных отравлений в течение 1996-2000г. в Москве
(М), Петербурге (П), Ленинградской (Л), и Калининградской (К)
областях.
(1996г. - 100%).
Как следует из диаграммы 2, рост смертельных отравлений наркотиками в Москве,
Петербурге и Калининградской области происходил относительно
равномерно, превысив в 2000 году исходные показатели 1996 года в 10,
9, и 7,5 раз. В то же время в Ленинградской области уже в
1999 году этот рост достиг 25 раз, а в 2000 году - 55 раз (!).
Очевидно, что с вполне обоснованной долей обобщения можно заметить, что рост
смертельных отравлений наркотиками в Москве и северо-западных
регионах отражает общую картину в России.
Основной причиной такого положения, как следует из анализа, перманентно
осуществляемого правоохранительными органами, является преступное
расширение незаконного оборота наркотических веществ и
сильнодействующих средств.
Вместе с тем, улучшилась клиническая диагностика, а расширение сети наркологических
учреждений приблизило специалистов - наркологов к населению.
В последние годы судебно-медицинские учреждения оснастились качественно более
эффективными средствами химической диагностики наркотиков в
биологических средах, позволяющими методом хроматомасс-спектрометрии
выявлять минимальные количества наркотических средств.
Судебно-медицинские учреждения на договорной основе осуществляют
химическую диагностику для территориальных лечебно-профилактических
учреждений.
При бесспорном наиболее резком подъеме смертельных отравлений наркотиками в
Ленинградской области (в 55 раз за 5 лет) не следует драматизировать
эту цифру. Дело в том, что исходный показатель 1996 года (0,02 на
10.000) выразился единичными наблюдениями - всего 3
смертельных случая. Такая мизерная цифра могла носить случайный
характер. Поэтому, если исходный показатель был бы равен 5-6 случаям,
то превышение в 2000 году едва превысило бы 25 раз, т.е.
соответствовало бы цифрам роста в Вологодской области.
Отмечая рост употребления наркотиков на исследуемом материале, не следует
забывать, что это отражает общемировую тенденцию.
В 1996 году в США в рамках "National Household Survey on Drug Abuse (NHSDA)"
совместно с National Higway Traffic Safety Administration, а также
Substance Abuse and Mental Health Services Administration проведено
интервьюирование 11847 человек, которые должны были репрезентировать
166 миллионов взрослого населения страны. Оказалось, что наркотики, в
частности, марихуану употребляют 4% опрошенных, что на всю
репрезентированную группу составляет 6,3 миллиона, что на порядок
больше, чем в России.
Сходную ситуацию можно наблюдать в Германии. Как сообщает P.Klostermann (2000), в
90-ые годы прошлого века среди водителей автотранспорта
регистрировалось, в основном, употребление алкоголя, в то время как
лица, находившиеся в состоянии наркотического опьянения,
расценивались как казус. В 2000 году в течение одного месяца на
автобане земли Гессен были выявлены 10 водителей, находившихся в
состоянии алкогольного опьянения, а 24 употребляли каннабис,
марихуану, экстази, ЛСД или амфетамины. Автор считает это началом
катастрофы на дорогах Германии.
Очевидно, что эффективность борьбы с распространением наркотиков лежит на путях
межведомственного согласованного взаимодействия. В этом контексте
работа судебных медиков и судебных химиков должна строиться в двух
основных направлениях: 1) экспертное судебно-химическое
обеспечение деятельности правоохранительных органов; 2) содействие
обеспечению внутренней (собственной) безопасности правоохранительных
структур. Рассмотрим составные элементы обоих направлений.
Экспертное (судебно-химическое) сопровождение деятельности правоохранительных
органов;
Экспертное обеспечение процессуальной деятельности правоохранительных органов;
Выявление наркотических веществ при проведении наркологической экспертизы в случаях:
установление наркотического опьянения, в том числе водителей наземного,
железнодорожного, воздушного и водного транспорта, нарушений ими
правил движения (при наличии признаков опьянения), а также в случаях
транспортных происшествий;
установление диагноза "наркомания".
Поводами к таким исследованиям являются:
хищение путем подмены наркотических веществ и психотропных препаратов при лечении
онкологических больных, сотрудниками скорой медицинской помощи и пр.
Применение огнестрельного оружия (особенно с наличием потерпевших) сотрудниками
правоохранительных структур.
Насильственная и скоропостижная смерть иностранных граждан.
Самоубийства:
- самоубийства детей и подростков;
- самоубийства при негативных обстоятельствах.
сексуальные преступления (жертва; лица, подозреваемое в насилии).
драки с массовым участием подростков.
убийства и причинения тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом:
- при отягощающих обстоятельствах;
- совершенных в притонах;
- преступных авторитетов;
- в результате массовых разборок.
Экспертное обеспечение деятельности правоохранительных органов по профилактике
преступления и правонарушения.
Тестирование на наличие наркотических веществ и психотропных препаратов в организме
свидетельствуемых в рамках медицинских комиссий при:
получении лицензии сотрудниками охранных фирм и частными гражданами на право
приобретения, хранения и ношения всех видов оружия, включая газовое
оружие самообороны;
получение прав на управление всеми видами наземного, водного и воздушного транспорта;
призыве на действительную воинскую службу.
Тестирование на наличие наркотиков и психотропных препаратов в организме учащихся
школ, лицеев и других учебных заведений методом скриннингого или
выборочного характера в рамкам медицинских осмотров, а также по
желанию родителей.
2. Обеспечение собственной безопасности правоохранительных структур.
Тестирование на наличие наркотиков и психотропных препаратов в организме абитуриентов
в рамках медицинских комиссий при поступлении в учебные заведения
системы МВД.
Тестирование на наличие наркотиков и психотропных препаратов в организме при приеме
на работу в правоохранительные структуры (по номенклатуре самих
структур), а также при выдаче огнестрельного оружия.
Периодическое скриннинговое или выборочное тестирование сотрудников
правоохранительных структур на содержание наркотиков и психотропных
веществ в организме (по номенклатуре самих структур, но в
обязательном порядке тех из них, кто по роду деятельности имеет дело
с наркотиками).
Альманах судебной медицины N 2 (2001), стр.