В современной психолого-педагогической науке
общепринятым является деятельностный подход к изучению и объяснению
явлений обучения и воспитания. С этих позиций не могут отдельно
существовать знания и умения. Человек усваивает определенные виды
деятельности, получая и перерабатывая соответствующую информацию,
описывающую способы и приемы деятельности, свойства объектов,
признаки и механизмы явлений. Факт усвоения проявляется в умении
осуществлять деятельность. При этом она может функционировать в
различных формах: речевой, материальной (предметной) или умственной
(внутриречевой), но всегда остается одной и той же деятельностью, в
которой различаются ориентировочная и исполнительная части.
Ориентировочная часть деятельности - это и есть собственные
знания, существующие в форме умственного действия, а умения -
исполнительная часть деятельности, проявляющаяся в речевой или
материальной (мануальной) форме (1, 3). Таким образом, знания и
умения - это одна и та же деятельность, но существующая в
разных формах. Поэтому нельзя «знать», но не уметь, и
наоборот.
Как свидетельствуют психолого-педагогические
исследования, наиболее слабым звеном обучающихся в медицинском ВУЗе
является их практическая подготовка. Прежде всего это относится к
формированию мануальных навыков (МН).
Освоение МН является одной из трудных задач на
практических занятиях по самостоятельному исследованию трупа, что
связано со спецификой условий и объекта исследования, и с отсутствием
адаптации к нему. Для достижения этой цели, как правило, используются
традиционные средства и методы управления учебным процессом
(стандартные учебники, которые не соответствуют необходимой для
усвоения данной деятельности учебной процедуре и не следят за
характером ее исполнения, методические пособия без схем
ориентировочной основы действий (ООД), демонстрационное вскрытие и
др.).
Как показали исследования (2, 5), при овладении МН
традиционным способом правильно проведенного демонстрационного
вскрытия трупа недостаточно для формирования у студентов устойчивого
навыка. Обычно они не могут правильно его воспроизвести и закрепить.
Даже небольшое изменение условий, в которых формируется МН, приводит
к его распаду. Основной причиной этого является отсутствие создания и
использования схем ООД, на базе которых происходит сознательное
формирование МН.
Согласно теории поэтапного формирования умственных
действий и понятий (1), центральное место в системе организации
планомерного формирования знаний и умений, в сознательном освоении МН
занимает схема ООД. В последнюю вводятся сведения, исходя из которых
обучающийся может: 1 - четко понять цель деятельности (что
должно получиться); 2 - получить знания исходного материала (объекта
анализа, в данном случае - судебной медицины); 3 -
овладеть методами исследования, работой с инструментарием; 4 -
сформулировать конкретный план задания и последовательность его
осуществления; 5 - овладеть контрольными заданиями, с помощью
которых можно судить о правильности или неправильности выполняемых
действий. Все это в целом позволит студенту, будущему специалисту,
сознательно и планомерно выполнять все три взаимообусловленные части
учебно-профессиональной деятельности: ориентировочную, исполнительную
и контрольную (2, 6).
Исходя из этих теоретических предпосылок было
разработано и апробировано методическое пособие управляющего типа
«Судебно-медицинская экспертиза трупа», содержание,
структура и эффективность использования которого представлены в
работах (4, 6).
Для объективной оценки эффективности процесса обучения,
качества усвоения знаний и сформированности МН в зависимости от
различных способов управления познавательной деятельностью студентов
был проведен обучающий эксперимент с двумя группами:
экспериментальной (Э), в которой использовали пособие управляющего
типа, и контрольной (К), в которой обучение проводилось традиционным
способом.
Анализ результатов обучения по использованным
дидактическим критериям, которые характеризуют процесс и качество
усвоения знаний, указывает на достоверное различие всех параметров
усвоения в Э и К группах. Студенты Э группы достигают высоких
результатов, затрачивая при этом максимум времени на самоподготовку и
минимум на решение тестовых заданий. Обучающиеся К группы значительно
отстают от них в уровне знаний, затрачивая много времени на решение
тестов и минимум на самоподготовку. Анализ результатов
свидетельствует о наличии достоверной зависимости между формированием
качества МН и временем, затраченным на него в обеих группах. Успешно
продвигаясь вперед, студенты Э группы в течение каждого дня
самостоятельной работы затрачивают значительно меньше времени на
освоение МН, чем обучающиеся К группы. Последние отстают в уровне
своих успехов, затрачивая при этом больше времени на овладение МН
(5).
Выводы:
Экспериментальные исследования позволили выявить
преимущества формирования МН, достоверное улучшение усвоения учебного
материала у студентов, которые использовали пособия управляющего типа
со схемой ООД, по сравнению с традиционным способом обучения.
Использование схемы ООД позволяет студентам с первого
раза (после демонстрационного вскрытия) достаточно правильно
выполнять те или иные экспертные приемы при исследовании трупа,
создавать условия для формирования мануальных навыков и доведения их
до требуемого уровня.
Создание схемы ООД для реализации поставленных целей в
учебном процессе является самостоятельной научно-методической
задачей. Использование схем ООД является обязательным условием
систематического и управляемого формирования необходимых способов
профессиональной деятельности.
Альманах судебной медицины N 1 (2000), стр.