Основной задачей обучения на кафедре судебной медицины
СПбГМА им. И. И. Мечникова является существенное улучшение
практической подготовки студентов, развитие их творческих
способностей и профессиональных навыков и умений, необходимых в
будущем для выполнения задач правоохранительных органов и для
использования в повседневной врачебной практике.
В соответствии с уголовно-процессуальным
законодательством РФ врач может быть привлечен в качестве специалиста
для участия в первоначальных следственных действиях -
освидетельствовании потерпевших, обвиняемых, подозреваемых, наружного
осмотра трупа на месте его обнаружения, а также в качестве
врача-эксперта для проведения комиссионных судебно-медицинских
экспертиз по уголовным и гражданским делам, связанным с
профессиональной деятельностью медицинских работников, определением
тяжести вреда здоровью.
Любой врач должен уметь правильно описать повреждения,
установить их характер, механизм и давность образования, оценить
степень тяжести причиненного вреда здоровью, сформулировать диагноз,
констатировать смерть и др.
Перед началом обучения у студента должна быть полная
информация о форме контроля и объеме знаний, умений, навыков по
судебной медицине, значимости их в будущей профессиональной
деятельности. Полная информация изложена на специальных стендах и в
изданном учебно-методическом пособии. В пособии приведены структура
билета, примеры ситуационных задач, объём требуемых знаний и умений.
Уровень знаний и профессиональной подготовки студентов
по судебной медицине определяется на 6 курсе в форме зачета после
завершения обучения на кафедре. Итоговый контроль проводится в два
этапа. Первый этап - тестовый контроль. Каждый студент получает один
из вариантов , включающий 55 тестовых заданий. После успешной сдачи
тестового зачета студенты допускаются ко второму этапу - проверке
умений и знаний. Практические навыки и умения определяются путем
решения ситуационной задачи и собеседования по акту
судебно-медицинского исследования трупа, проведенного студентом
самостоятельно под контролем преподавателя во время практических
занятий. Ситуационные задачи включают:
1) установление давности наступления смерти,
2) определение характера повреждений и степени тяжести
причиненного вреда здоровью,
3) исследование и описание повреждений и морфологических
изменений при разных видах смерти по макропрепаратам с составлением
судебно-медицинского диагноза и выводов о причине смерти, характере
повреждений, травмировавшем предмете и др. Решение ситуационной
задачи оформляется письменно.
Уровень теоретических знаний проверяется путем
опроса-собеседования по 3-м из 137 вопросов, изложенных в
учебно-методическом пособии. Подобная система итогового контроля
знаний, навыков и умений позволяет объективно оценить уровень
профессиональной подготовки студентов по судебной медицине.
Считаем, что в государственных образовательных
стандартах по медицинским специальностям необходимо включить перечень
знаний, умений и навыков по судебной медицине в объеме, необходимом в
деятельности любого врача.
Альманах судебной медицины N 1 (2000), стр.