АЛЬТЕРНАТИВНАЯ МЕДИЦИНА
Наряду с официальной медициной, которую принято называть
научной, всегда существовали методы лечения, отвергаемые наукой из-за
неясности механизма их действия. Прежде всего среди них следует
назвать гомеопатию. Трудно найти в истории медицины способ лечения,
история которого была бы столь сложна и противоречива. Уже двести
лет во всем мире не прекращается бурная дискуссия о методе, созданном
в конце XVIII и начале XIX века немецким врачом, доктором медицины
Самуилом Ганеманом.
Официальное признание в Российской империи гомеопатия
получила в 1833 году. Первые отечественные гомеопаты, а среди них
были врачи-терапевты, хирурги, педиатры, гинекологи и другие
специалисты, появились еще при жизни С.Ганемана. Петербург стал
колыбелью отечественной гомеопатии: здесь были открыты первая
гомеопатическая аптека (1833), первая гомеопатическая лечебница (1870)
и больница (1898) и общество последователей гомеопатии (1868). Еще в
прошлом веке после ряда попыток внедрить гомеопатию в
государственную медицину было предопределено ее развитие не как
самостоятельного направления, а как метода лечения.
Об особом положении гомеопатии можно судить даже по таким
официальным изданиям, как "Путеводители по врачебным учреждениям
Петербурга", регулярно издававшимся для участников съездов русских
врачей в память Н.И. Пирогова. Гомеопатические лечебницы в выпусках
1889, 1893 и 1897 годов не числятся, хотя в перечне частных лечебных
заведений упоминаются даже такие, как "Врачебный кабинет А.Ф.
Лаврова для пользующихся свежевыпущенной кровью и ее препаратами"
и аналогичное заведение врача В.Т. Никитина. Не включены в
соответствующий перечень и периодические издания - "Журнал Санкт-
Петербургского общества врачей-гомеопатов" (1872-1876),
"Гомеопатический вестник" (1883-1890) и "Врач-гомеопат" (1891-1900),
связанные с именем Ф.К. Флеминга. Лишь в "Путеводителе" 1910 года
указаны адреса пяти гомеопатических лечебниц без единого
комментирующего слова: В.О.,5 линия,8; Невский,82; Лицейская,6;
Садовая,18; Гороховая,17. На Невском проспекте, 82, гомеопатическая
аптека и лечебница для приходящих больных существовала с 1892 года.
В 1895 году аптека и лечебница Санкт-Петербургского
Благотворительного общества врачей гомеопатов были открыты на
Васильевском острове - Кадетская (Съезжинская) линия,13. В 1898 году
на Лицейской улице,6 (ныне улица Рентгена), начала свою деятельность
Больница в память императора Александра II Санкт-Петербургского
Благотворительного общества последователей гомеопатии на 150 коек.
Двухэтажное здание построили по инициативе инженеров-путейцев по
проекту П.Ю.Сюзора. Небольшую, но красивую церковь с высокими
куполами и звонницей освятил о.Иоанн Кронштадтский. Перед зданием
больницы установили бюст Александра II. При ней была и лечебница для
приходящих больных, а вблизи Сестрорецкого курорта - санаторий.
Инициатором создания и душой Благотворительного общества
последователей гомеопатии и ряда учреждений, в том числе и больницы,
был врач П.В.Соловьев. Его перу принадлежит ряд изданий по
гомеопатии: "Домашний лечебник", "Главные основы гомеопатии в
общедоступном изложении", а также перевод "Фармакодинами" - лекций
лондонского гомеопата доктора Юза.
Для вступления в Общество последователей гомеопатии
медицинский диплом не требовался, и это обстоятельство нередко
служило причиной нападок на него представителей официальной
медицины. Впрочем, суровый критике подвергались и врачи-гомеопаты.
Достаточно показательным в этом плане является постановление
Медицинского Совета от 7 декабря 1882 года по поводу прошения
доктора медицины Дитмана, автора книги "Руководство
гомеопатического лечения". Последний просил предоставить ему на 6
месяцев помещение на несколько десятков кроватей для пользования
гомеопатическим методом детей, больных дифтеритом, мотивируя это
высокой смертностью от дифтерита и накопленным им опытом
успешного лечения. Дитману в просьбе отказали, более того,
Медицинский Совет предложил обратить внимание цензуры на его
книгу. Членов Совета, среди которых были и известные клиницисты,
возмутило, что Дитман, ратуя за гомеопатический метод, критиковал
аллопатов. Он утверждал, что в ряде случаев они назначают не просто
бесполезные, но даже вредные и опасные процедуры, в частности,
<глумился над тремя знаменитостями, которые назначили тифозной
больной обливания ледяной водой>. Одним из авторов постановления
был профессор Э.Э.Эйхвальд, который называл гомеопатию
"терапевтической системою, основания которой противоречат здравому
смыслу".
Действительно, механизм действия микродоз не укладывался в
рамки привычных представлений. Несколько десятилетий спустя
крупнейший фармаколог Н.П.Кравков экспериментально установил, что
действие ядов в больших разведениях качественно меняется, поскольку
действующие вещества переходят в особое состояние, но его данные
были подвергнуты сомнению. Это еще раз подтверждает, что новое,
ломающее привычные представления, всегда воспринимается с трудом.
Недаром замечательный генетик Н.В.Тимофеев-Ресовский высказал
мысль о различиях между наукой и истиной. Наука в его представлении -
это всего лишь не претендующая на абсолютную истину система
непротиворечивой систематизации фактов, достоверных на момент их
представления, и не более. С позиций сегодняшних знаний об энерго-
информационном воздействии микродоз гомеопатия уже не
воспринимается как нечто мистическое.
Среди активных сторонников гомеопатии нельзя не вспомнить выпускника
ВМА Л.Е.Бразоля. Когда его попытка выступить с докладом в Обществе русских врачей
была отвергнута, он обратился в Педагогический музей военно-учебных заведений в так
называемом Соляном городке, который называли первым народным университетом.
Здесь он прочел цикл лекций, вызвавших бурные дискуссии. Бразоль был секретарем, а
с 1889 года председателем Общества врачей-гомеопатов, редактором
"Гомеопатического вестника". Он неоднократно посещал ведущие гомеопатические
больницы в Берлине, Лейпциге, Вене, Париже и Лондоне, принимал участие в
международных конгрессах по гомеопатии. По инициативе Бразоля к столетию
провозглашения Ганеманом принципа гомеопатического лечения был организован
международный комитет по сбору средств на новый надгробный памятник основателя
гомеопатии. Останки Ганемана перенесли с Монмартского кладбища на кладбище Пер-
Лашез, и в сессию Международного конгресса по гомеопатии в июле 1900 года
памятник ему был торжественно открыт при большом стечении народа. Перу Бразоля в
числе других работ принадлежит очерк жизни и деятельности Самуила Ганемана.
В истории отечественной гомеопатии чередовались периоды
подъема и упадка интереса врачей к этому методу, хотя были у нее и
пожизненно преданные рыцари. В 1913 году состоялся Первый
Всероссийский съезд последователей гомеопатии. В нем приняли
участие не только врачи и провизоры, но и увлеченные энтузиасты, не
имевшие отношения к медицине. В основном это были люди, которым
гомеопатия помогла избавиться от какого-либо недуга. С программной
речью на съезде выступил петербургский доктор медицины Л. Бразоль.
Лондонский врач Гойль от имени Международного гомеопатического
совета осветил положение гомеопатии в ряде стран Европы и
Соединенных Штатах Северной Америки, где она пользовалась
государственной поддержкой.
Общество врачей-гомеопатов продолжало в течение некоторого
времени существовать и после Октябрьской революции, его председатель
Н.Е.Габрилович опубликовал в 1923 году "Записку о гомеопатии", в
которой сообщал, что в 1922 году в лечебнице на Невском,82,
зарегистрировано 12 тысяч посещений. Он предлагал открыть врачам-
гомеопатам доступ в клиники, хотя бы в тех случаях, когда иные способы
лечения не имеют успеха, тем более, что гомеопатическая больница на
Лицейской была закрыта осенью 1918 года.
В 1933 году, после реорганизации Института экспериментальной
медицины, при дирекции ВИЭМ было создано Бюро по изучению
гомеопатии под председательством известного терапевта
М.В.Черноруцкого. В состав Бюро вошли крупные специалисты
различного профиля - фармаколог С.В.Аничков, дерматовенеролог
О.Н.Подвысоцкая, оториноларинголог В.И.Воячек и др. Проверка
эффективности гомеопатических средств проводилась в клиниках
ВИЭМ. Тщательно задокументированные результаты сохранились в
институтских архивах. В сводные официальные отчеты, опубликованные
в 1937 и 1939 годах, они не вошли - в это время шла очередная волна
борьбы с идеалистическими направлениями в науке. В 1959 году в
журнале <Наш современник> появилась большая статья о гомеопатии,
автор которой ссылался на положительные результаты довоенных
исследований в ВИЭМ. Тема вызвала интерес, в редакцию пошли
письма, одобрительные отклики были опубликованы на страницах
журнала. И снова по команде сверху зазвучала резкая критика.
Профессор ИЭМ фармаколог Н.А.Хараузов с помощью соответствующих
извлечений из архивной стенограммы итоговой конференции по
гомеопатии в очередной раз доказывал ее несостоятельность. Как
водится в таких случаях, положительные отзывы он проигнорировал,
зато щедро цитировал отрицательные. Следующий удар по гомеопатии
был нанесен в 1968 году - Минздрав издал приказ о запрещении
гомеопатического лечения онкологических больных.
Понадобились годы, чтобы отношение официальных кругов к
гомеопатии потеплело, о чем свидетельствует ряд документов: приказ
Минздрава РФ от 1 июля 1991 года "О развитии гомеопатического
метода в медицинской практике и улучшении организации обеспечения
населения гомеопатическими препаратами", затем приказ 1995 года "Об
использовании метода гомеопатии в практическом здравоохранении",
который утвердил положение о врачах-специалистах, правила отпуска и
номенклатуру гомеопатических лечебных средств, требования по
заполнению медкарты амбулаторного больного. Гомеопатия вышла из
полулегального состояния и официально отнесена к традиционной
медицинской деятельности. О Национальном гомеопатическом
конгрессе, состоявшемся в Петербурге в 1992 году, писали не только
газеты, но и такой серьезный орган печати, как "Вестник Российской
Академии наук". В сентябре 2000 года в Элисте состоялся конгресс по
традиционной медицине, на котором большое внимание уделено
различным аспектам гомеопатии. Материалы докладов, опубликованные
в объемном (611 страниц) томе большого формата, несомненно
заинтересуют любознательного читателя.
Каково же нынешнее положение гомеопатии в Петербурге?
Сегодня создается специализированная служба, которая позволит
удовлетворить потребности населения в гомеопатической помощи. В
1990 году учреждена Ленинградская гомеопатическая ассоциация,
объединяющая врачей, провизоров, работников науки. Ее цель- научное
обоснование и пропаганда гомеопатии среди медицинских работников и
пациентов, а также просветительская и лечебная деятельность. Выходит
журнал "Гомеопатия и фитотерапия". С 1990 года ежемесячно проходят
заседания гомеопатической секции научного терапевтического общества
им. С.П. Боткина. Обучение врачей гомеопатическому методу лечения и
повышение квалификации осуществляется в Медицинской академии
последипломного образования, Педиатрической медицинской академии
и в ТОО "Центр гомеопатии". Члены ассоциации считают наиболее
целесообразным признать гомеопатию методом терапии, затем выделить
ее в качестве субспециальности и впоследствии - отдельной
специальности. Но на это требуется время...
Продолжает работать гомеопатическая поликлиника N82,
которая сменила прописку и теперь находится на Пражской улице,
работает лечебница-амбулатория ТОО "Центр гомеопатии" на улице
Полярной,15. Действуют гомеопатические аптеки: государственная на
Невском,50, при "Центре гомеопатии" и три, образовавшие предприятие
"Гомеофарм" (на Большом проспекте Петроградской стороны, в Свечном
переулке и при поликлинике на Пражской). Медико-социологические и
маркетинговые исследования аптек города, проведенные совместно с
Фармацевтической ассоциацией Санкт-Петербурга и Северо-Запада,
показали, что гомеопатические препараты имеются в ассортименте 90%
аптек, тем не менее 60% провизоров не известны нормативные
документы МЗ РФ, касающиеся гомеопатии, а с перечнем
гомеопатических препаратов, зарегистрированных МЗ РФ, знакома лишь
1/3 опрошенных. Зато население охотно покупает гомеопатические
средства.
В городе действуют 63 медицинских учреждения, обладающих
лицензиями на лечение гомеопатическим методом. В них работают 153
врача-специалиста, из них 76 - в специализированных поликлиниках, 46 -
в гомеопатических отделениях различных учреждений, 31 - в отдельных
кабинетах.
Гомеопатия и фитотерапия. 1998. N1.
Страница 79
Следует вспомнить и о тибетской медицине, которая пришла в
Россию вместе с буддизмом через Монголию и распространилась в
Бурятии и Калмыкии. Петербуржцы познакомились с ней в середине XIX
века, когда в столицу приехал молодой, но уже известный в Забайкалье
лама-целитель Сультим Бадмаев. Чтобы узаконить свое право на лечение
больных, он обратился к императору Александру II с просьбой
официально испытать его познания и был прикомандирован к
Николаевскому военному госпиталю. Распоряжением от 3 октября 1860
года ему разрешили "лечить своими средствами больных, страдающих
бугорчаткою легких во всех степенях", а также раком, под наблюдением
госпитальных врачей. Результаты оказались успешными и - Сультиму
присвоили звание лекарского помощника с правом носить мундир
военного медика, произвели в коллежские регистраторы и назначили
медицинским практиком при бурятах. Вскоре он перешел в православие
под именем Александра Александровича (крестным отцом его был сам
император Александр II) и открыл на Суворовском проспекте кабинет по
приему больных и тибетскую аптеку.
С 1870 года ему помогал младший брат Жамсаран, в православии
Петр Александрович (крестник наследника престола будущего
императора Александра III). Изучив тибетскую медицину под
руководством брата, Петр окончил восточный факультет университета и
прошел в качестве вольнослушателя полный курс обучения в Медико-
хирургической академии. Правда, в результате конфликта с профессором
Э.Э.Эйхвальдом, непримиримым борцом с ненаучной медициной, он не
сдал два экзамена. Это обстоятельство в дальнейшем всегда
использовали недоброжелатели, обвиняя его в незаконном врачевании.
Петр Бадмаев унаследовал практику брата, умершего в 1873 году, и
значительно расширил ее. О его популярности свидетельствует
знаменитый Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, в котором
деятельность целителя охарактеризована кратко и точно: "лечит все
болезни какими-то особыми, им самим приготовленными порошками, а
также травами. Несмотря на насмешки врачей, к Бадмаеву стекается
огромное количество больных".
Амбулаторный прием он вел на Литейном,16, а в своем имении на
Поклонной горе открыл небольшую лечебницу-санаторий для
избранных, где кроме медикаментозной терапии применялись и другие
методы: специальный массаж, водолечение, психотерапия,
индивидуальная диета. В.Пикуль в романе "У последней черты"
ошибочно сообщил, что "роскошную виллу врача-шарлатана Джамсарана
Бадмаева дотла сожгли рабочие-выборжцы". А на следующий день на
этом же месте сожгли труп Распутина, пепел которого "оказался
перемешанным с золой тайного притона, где Гришка много лет пил и
гулял, где он обдумывал свои черные планы". В действительности же
белокаменный дом с башенкой, построенный архитектором Лебурдэ,
простоял до начала 80-х годов и по иронии судьбы в нем размещалось
36-е отделение милиции. Что касается Распутина, то его труп сожгли не
на Поклонной горе, а на дороге в Пискаревку в лесу близ
Политехнического института. Легенда однако живет до сих пор.
Рождаются и новые, ибо личность Бадмаева продолжает будоражить
воображение.
Так, врач и писатель Е.Черносвитов, перу которого принадлежит
"Акафист Григорию Распутину", изобразил тибетского врача
алкоголиком, которого спас от запоев академик В.М.Бехтерев. Причем
автор вложил эту "ценную" информацию как в уста Распутина, так и
самого Бадмаева: <Погиб бы я наверняка, если бы не Владимир
Михайлович (Бехтерев.- Авт.). Вот с кем тебе, Гриша, надобно бы
познакомиться. Силища в нем великая, биополе мощное и сознание
открыто космосу>. Скептическое отношение Бадмаева к возможностям
европейской медицины хорошо известно - он никогда не обратился бы к
европейскому специалисту. Известно и другое - Бехтерев лечил
алкоголиков внушением под гипнозом. Бадмаев же как знаток тибетской
медицины прекрасно владел психофизическими методами,
позволяющими не только управлять собой в любых ситуациях, но и
воздействовать на окружающих, так что у него не было нужды прибегать
к помощи психотерапевта. Не зная основных принципов тибетской
медицины, автор допустил и другую ошибку, утверждая, что Распутин
психологически подавлял Бадмаева. Это уже выдумка шиворот-
навыворот, ибо до сих пор людская молва само возвышение старца
приписывала бадмаевскому приворотному зелью. Дескать, Распутин
опаивал царя наркотическими травками, а у наследника престола
вызывал с помощью тибетских порошков кровотечения, которые сам же
и останавливал с помощью других бадмаевских средств. Основным
источником этих слухов служили мемуары убийцы Распутина, князя
Юсупова, который не постеснялся изобразить умного и образованного
Бадмаева "темным тибетцем".
Любопытно, что Черносвитов поселил Бадмаева не на Поклонной
горе и даже не на Литейном, а в "собственном доме на Невском (номер 4,
вход со двора)". И "крутую лестницу с деревянными перилами" описал, и
"тяжелую обитую железом дверь" (совсем как у "новых русских"!), и
обстановку квартиры. Но все это плод фантазии автора, ибо дом © 4
принадлежал Главному штабу и располагался там военно-
топографический отдел. По воле автора тибетский врач "жил одиноко,
прислугу отпускал рано", хотя хорошо известно, что семья Бадмаевых
была большой, славилась гостеприимством, и в иные дни за стол
садилось до 20-ти человек. И уж никак не могла висеть у него на стене
фотография Юсупова с надписью "Бадмаеву - великому лекарю.
Дружески", ибо, как мы уже говорили, князь у него никогда не лечился и
относился к нему крайне неприязненно.
Страница 80
Многие врачи считали Бадмаева шарлатаном, его нередко
обвиняли в том, что он окутывает свои методы лечения глубокой тайной,
но именно ему мы обязаны появлением на русском языке первого
учебника тибетской медицины. На собственные средства издал он в 1898
году книгу "О системе врачебной науки Тибета", представлявшую
перевод двух первых томов основного трактата тибетской медицины
"Жуд-ши", а в 1903 году переиздал ее с исправлениями и дополнениями.
Большинство врачей ее не поняли. Принять концепцию болезней как
результат нарушения равновесия трех регулирующих систем организма,
поверить в возможности пульсовой диагностики, понять смысл
многокомпонентных лекарственных смесей, в состав которых входили
растения, минералы и особым образом обработанные органы животных,
современники в большинстве своем не смогли. Смущал и поэтический
язык книги, в которой сердце называлось царем органов, печень
уподоблялась горе с острыми вершинами, а желудок котлу для варки
пищи.
П.А.Бадмаев организовал общество по изучению врачебной науки
Тибета, открыл русско-бурятскую школу на Поклонной горе, ученики
которой постигали кроме общеобразовательных предметов тибетскую
медицину, а затем получали европейское медицинское образование. В
числе учеников этой школы был его племянник Осор - Николай
Николаевич Бадмаев, окончивший в 1914 году Военно-медицинскую
академию. Стажировались у П.А.Бадмаева и врачи, пожелавшие
ознакомиться с тибетской медициной. В их числе был доктор медицины
Ждан-Пушкин. После того как Бадмаев спас его ребенка, он в течение
нескольких лет был его ассистентом.
Прах П.А.Бадмаева, умершего в 1920 году, покоится на
Шуваловском кладбище. На его могиле лежит скромная мраморная
плита. Памятник, описанный в справочнике "Исторические кладбища
Петербурга" - гранитный пьедестал с портретным барельефом поставлен
не ему, а его внучатому племяннике А.Н.Бадмаеву (1920-1982), тоже
врачу. Рядом с П.А.Бадмаевым похоронена его вторая жена - Елизавета
Федоровна, продолжавшая после смерти мужа вести прием больных.
Врачебный кабинет на Литейном был официально зарегистрирован как
опытный, и вместе с Елизаветой Федоровной, не имевшей высшего
медицинского образования, больных принимала ее невестка доктор
В.И.Наумова, прошедшая подготовку у Бадмаева еще до революции. В
1937 году Е.Ф.Бадмаеву по доносу арестовали за "незаконное
врачевание" и дали ей 8 лет лагерей. Еще более трагической оказалась
судьба Н.Н.Бадмаева. Среди его пациентов было немало влиятельных
людей - известных писателей, видных военачальников, крупных
партийных работников и членов правительства. Достаточно сказать, что
он лечил Горького, А.Толстого, мхатовцев, Тухачевского, Шапошникова,
Ворошилова, Молотова и даже наркома внутренних дел Ежова, не говоря
уж о ленинградских чекистах. Многие пациенты поддерживали его
попытки организовать научное изучение тибетской медицины - сначала в
стенах ВИЭМ, затем в специальной клинике, открытия которой
пришлось добиваться несколько лет. Но просуществовала она в особняке
графа Бобринского недолго, и сам Н.Н.Бадмаев и приглашенные им из
Бурятии специалисты были арестованы в годы "Большого террора" и
расстреляны. Тогда же были репрессированы тибетские врачи
Томергонов и Зодбаев, практиковавшие при буддийском храме в Старой
Деревне. Тибетская медицина надолго оказалась под запретом. Лишь в
60-е годы была разработана программа ее изучения. Немалую роль в этом
сыграли ленинградские ученые - ботаники, фармацевты, востоковеды,
врачи. В числе инициаторов этого начинания были представителями
династии Бадмаевых: внук Петра Александровича доцент Военно-
медицинской академии П.Е.Вишневский и его внучатый племянник врач
А.Н.Бадмаев.
Коренные жители нашего города хорошо знают эту фамилию, о
чем свидетельствуют, в частности, письма, полученные мной от
пациентов Е.Ф.Бадмаевой, Н.Н. и А.Н.Бадмаевых после выхода книги
"Тибетская медицина в России: История в судьбах и лицах". К ней я и
отсылаю читателей, которые захотят углубиться в эту тему. А тем, кто
верит рекламным объявлениям, обещающим исцеление с помощью
тибетской медицины, сообщаю, что специализированного центра в
городе нет. В официальном перечне медицинских специальностей
тибетская медицина отсутствует. Правда, внук Н.Н.Бадмаева
Н.А.Бадмаев продолжает семейную традицию и пользуется фамильными
рецептами. Он ведет прием в городской многопрофильной больнице
N26.
Ряд нелекарственных методов тибетской медицины, присущих
восточной медицине вообще, вошли с современную лечебную практику.
Это прежде всего иглоукалывание, прижигания, вакуум-терапия,
различные варианты массажа, локальная металлотерапия, специальная
дыхательная гимнастика и комплексы физических упражнений. С
диагностическими целями наряду с новейшей аппаратурой применяются
такие методы, как иридодиагностика (распознавание болезней по
изменениям радужки глаза), аурикулодиагностика (по ушной раковине).
В терапевтической практике отмечается тяга к натуротерапии с
индивидуальным подбором диеты, применением различных способов
очищения организма, разнообразных водных процедур (обливания,
ванны с лекарственными травами, ванны по А.С.Залманову),
гирудотерапия (лечение пиявками). Особенно широко методы
альтернативной медицины применяются в различных оздоровительных
центрах. Желающих лечить "натуральными методами много, но среди
них далеко не все даже дипломированные врачи обладают должными
знаниями и квалификацией.
Несколько слов необходимо сказать и о парамедицине. К
сожалению, за последние десять лет в России, а, соответственно, и в
Петербурге, легализовались и расцвели пышным цветом целители, маги,
колдуны, биоэнергетики с громкими титулами докторов эзотерических
наук, докторов альтернативной медицины, так называемые народные
целительницы вроде Дарьи Байкальской (она же Уральская), бабы Нюры.
Они готовы приворожить и снять порчу, исцелить от всех болезней,
восстановить мир в семье, "почистить" карму. Большинство
новоявленных спасителей человечества специализируются на снятии
порчи. Можно подумать, что это основная причина всех наших бед.
Бурная и прибыльная деятельность представителей парамедицины -
яркий симптом кризисного состояния официальной медицины.
В начало очерка / Назад / Далее
Страница 81