САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ
АКАДЕМИЯ им.И.И.МЕЧНИКОВА
Пискаревский пр., 47
 
 
Датой рождения этого высшего медицинского учреждения его 
историографы считают 1907 год, когда академик ВМА В.М. Бехтерев 
создал Психоневрологический институт. По замыслу создателя  в нем 
должно было проводиться изучение не только человеческого мозга, но и 
развитие личности вообще, начиная с рождения. Статус института был 
двояким: научным и учебным. Для студентов обоего пола, а именно здесь 
впервые в России было осуществлено совместное обучение независимо 
от возраста, национальности и вероисповедания, предусматривался двух 
годичный общеобразовательный курс, после чего обучение 
продолжалось на открытых в 1910 году факультетах - юридическом и 
педагогическом. Медицинский факультет появился чуть позднее -  в 
сентябре 1911 года, так что правильнее вести отсчет именно от этой 
даты.   
В 1916 году был утвержден новый устав Психоневрологического 
института - его учебные подразделения выделялись в частный 
Петроградский университет. Однако новый министр народного 
образования Кульчицкий распорядился закрыть институт как 
неблагонадежное учреждение. Лишь Февральская революция помешала 
осуществить это распоряжение. После Октябрьской революции институт 
был признан государственным учреждением, а состоящий при нем 
университет переименован  во 2-й Государственный Петроградский 
университет.
В марте 1920 года его медицинский факультет стал самостоятельным 
вузом, получившим название - Государственный институт медицинских 
знаний - (ГИМЗ). Большая заслуга в этом, несомненно, принадлежит 
В.М. Бехтереву, ибо по плану реорганизации  высшей школы 
предполагалось объединить все "учено-учебные медицинские 
учреждения в Петроградскую академию медицинских наук", о чем 18 
августа 1919 года нарком просвещения А.В. Луначарский подписал 
соответствующее постановление.
Из отношения В.М. Бехтерева в Отдел Ученых и Высших Учебных 
Заведений комиссариата по Народному просвещению Союза коммун 
Северной области видно, какими богатыми возможностями для обучения 
будущих врачей обладал медицинский факультет. Для лекций и 
практических занятий использовались клиники, лаборатории и другие 
подразделения Психоневрологического института, перечисленные в этом 
документе: 
"Нервно-Хирургическая Клиника им. Н.И. Пирогова - единственная в России, 
предназначенная для изучения хирургии нервной системы, с прекрасно обставленными 
специальными операционными и соответствующими приборами. 
Физико-Хирургический Институт, предназначенный для лечения хирургических 
и иных поражений физическими методами. 
Клиника для душевнобольных и эпилептиков (в других университетах 
специальных клиник для эпилептиков не имеется).       
Физико-Терапевтическая Клиника, специально предназначенная для изучения и 
применения разнообразных физических и механических методов лечения нервных и 
других болезней.
Противоалкогольный Институт, изучающий алкоголизм и наркоманию во всех 
проявлениях и вырабатывающий меры борьбы с означенными болезненными 
состояниями. Означенный Институт является единственным учреждением в России и за 
границей: На международной выставке в Турине в 1912 году Противоалкогольный 
институт получил высшую награду, а на Международном съезде в Париже в 1913 году 
было предложено его сделать Международным Институтом.
Психиатрический Институт (для увечных воинов), имеющий целью 
всестороннее обследование и лечение заболеваний нервной системы и душевной сферы 
лиц, заболевших в связи с войной и травмами вообще.
Рентгенологический институт с хирургическим и терапевтическим отделениями 
и амбулаторией.
Биохимическая лаборатория для специальных исследований.
Зубоврачебная клиника.
Рефлексологическая лаборатория, получившая высшую награду на    
Дрезденской Международной Гигиенической выставке (1911) за  
свои экспонаты по объективному изучению нервных больных и 
симулянтов".
Кроме того, клиники Психоневрологического института находились в 
таких петроградских больницах, как Александровская, Елизаветинская, 
Обуховская, Петра Великого, св. Николая Чудотворца, в Николаевском 
военном госпитале и др. 
Первым ректором ГИМЗа стал профессор нейрохирург Л.М. Пуссеп, 
которого сменил акушер-гинеколог Л.Л. Окинчиц. В.М. Бехтерева 
избрали почетным ректором.
Управление институтом осуществлялось коллегиально, для чего 
избрали правление, совет и 7 предметных комиссий. Правление состояло 
из ректора, проректоров по учебной и хозяйственной части и двух 
студентов. В Совет входили члены правления, председатели предметных 
комиссий и по 5 представителей от преподавателей, студентов, 
профсоюзной и других общественных организаций.   
Предметные комиссии - физико-химическая, анатомо-
гистологическая, патофизиологическая, гигиеническая, терапевтическая, 
хирургическая, нервно-психиатрическая - возглавляли лучшие 
профессора. В их задачу входили координация работы и улучшение 
преподавания в ГИМЗе.
В соответствии с запросами времени институт наряду с врачами 
клинического профиля выпускал специалистов и по эпидемиологии. 
Курс бактериологии в 1911-20 годах вел С.И. Златогоров, а курс гигиены 
в 1919-22 - В.П. Кашкадамов, организовавший здесь первую в мире 
лабораторию гигиены умственного труда. Гигиенические дисциплины 
уже в начале 20-х годов занимают видное место в ряду остальных 
дисциплин ГИМЗа по сравнению с другими медицинскими вузами.
     Обилие клинического материала, современное оборудование 
лабораторий и кабинетов способствовали эффективной научно-
исследовательской работе. Ежегодно из лабораторий и клиник выходило 
до 600 научных работ, публикуемых в отечественных и зарубежных 
журналах. С 1927 года институт стал издавать научный журнал "Труды 
ГИМЗ", публиковавший работы по всем отраслям теоретической и 
прикладной медицины.
      В середине 1930 года ГИМЗ, как и все медицинские вузы страны, 
перешел в ведение Наркомздрава и получил наименование - 2-й Ленин-
градский медицинский институт (2-й ЛМИ). В том же году, помимо уже 
существовавшего лечебно-профилактического, здесь  открылся один из 
первых в стране санитарно-гигиенический факультет, учебный план 
которого был рассчитан сначала на 4, а затем на 6 лет. Студенты 
факультета получали узкую специализацию по четырем направлениям: 
врачи здравпунктов,  врачи-пищевики, жилищно-коммунальные врачи,  
врачи по промышленной санитарии. Первый выпуск 116 санитарных 
врачей состоялся в 1934 году. 
В 1932 году при больнице им. И.И. Мечникова (так с 1918 г. 
называлась больница Петра Великого) был создан вечерний учебный 
комплекс "Медвуз-больница-техникум". Среди его организаторов и 
преподавателей были известные ученые: патолог Н.Н. Аничков, хирурги 
В.А.Оппель и П.Н.Напалков, гистолог А.А.Заварзин и др. В 1935 году 
комплекс Медвуз-больница-техникум вошел в состав 2-го ЛМИ, причем 
техникум реорганизовали в школу медицинских сестер. Институт 
получил также в качестве клинической базы 2200 коек, что позволило 
лечебному факультету сконцентрировать клиники в одной больнице. 
Здесь же разместились дирекция, общественные организации вуза и ряд 
клинических кафедр. В принадлежащем институту здании на 
Суворовском проспекте, 4 (бывшая Рождественская больница) 
обосновались кафедры санитарно-гигиенического факультета и музей 
гигиены. Часть кафедр института находилась в бывшем царском 
медгородке (в настоящее время - территория НИИ психоневрологии  им. 
В.М.Бехтерева), остальные кафедры и основные клиники 3-5 -х курсов - 
в больнице им.И.И.Мечникова.
  
      Вся деятельность института с момента его основания неразрывно 
связана с этой больницей, поэтому необходимо хотя бы кратко осветить 
ее историю. 
В январе 1903 года на заседании Городской думы было принято решение: "В 
ознаменование 200-летия Петербурга построить новую больницу на 1000 кроватей и, в 
память основателя города наименовать ее больницей Петра Великого". В  мае 1906 года 
Императорское общество архитекторов объявило по поручению городской управы 
конкурс на проект больницы. На конкурсе победил проект, разработанный 
гражданскими инженерами Л.А. Ильиным, А.И. Клейном и А.В. Розенбергом под 
руководством архитектора П.Ю. Сюзора с участием врачей А.А. Нечаева, В.М. Кернига, 
С.В. Посадского,  А.А. Кадьяна, Г.Ф. Цейдлера, В.А. Вастена и Э.А. Гизе.
Это был больничный городок, в котором предусматривалось  все необходимое 
для его функционирования, включая жилые помещения для медицинского персонала: 
двухэтажный особняк главного врача, окруженный садом; здание с квартирами для 
старших врачей, управляющего аптекой, священника и смотрителя; здание-общежитие 
сестер милосердия на 80 человек; общежитие казарменного типа для бессемейного 
низшего персонала на 400 служащих. Общежитие для ассистентов и фельдшеров было 
более благоустроенным. Ассистентам предоставлялось по кабинету площадью 3,75 кв. 
сажени и спальне - 4,5 кв. сажени. Столовая и гостиные были общими. Женатым 
фельдшерам отводилось две комнаты, холостым - одна. Дума одобрила этот проект, но 
с поправкой:  коечный фонд больницы предлагалось увеличить до 2000 мест, в связи с 
чем в первоначальный план внесли некоторые изменения.
Городок был распланирован таким образом, чтобы лечебные павильоны 
находились в зеленой зоне - вдали от административных и хозяйственных строений. 
Приемная с сортировочным отделением располагалась на въезде. Для платных 
пациентов отводилось специальное здание. Один из больничных павильонов 
предназначался для изоляции инфекционных больных. Место для 
патологоанатомического отделения отвели на юго-восточном участке обширной 
территории, чтобы оно не просматривалось ни из палат, ни из сада во время прогулок. 
Больничный городок предусматривал три въезда: главный - соединяющийся с пр. Петра 
Великого (ныне Пискаревский пр.), служебный - на Песочную дорогу, и специальный, 
выходящий с траурной аллеи на вновь проложенную дорогу. У главного въезда 
оборудовалась трамвайная станция с залой для ожидания, двумя туалетами, комнатой 
для кондукторов и сторожкой.
Больница строилась уже несколько лет, когда в 1910 году в день рождения 
Петра I, в присутствии императрицы и великих князей состоялась формальная 
церемония ее закладки. Открытие больницы состоялось 1 мая 1914 года. Во внешнем 
оформлении зданий авторы проекта прибегли к мотивам и формам петровского 
зодчества. Приемы декоративного оформления фасадов больничных корпусов 
напоминали здание Двенадцати коллегий на Васильевском острове. При ее 
строительстве учитывался опыт передовых больниц Европы. На первом этапе было 
возведено 6 павильонов на 600  коек для больных терапевтического профиля и заложен 
фундамент еще 15 павильонов. К 1917 году больница располагала 1450 койками; наряду 
с соматическими в ней были открыты холерные, брюшно- и сыпнотифозные отделения. 
В декабре 1918  больнице присвоили имя И.И. Мечникова. 
 
    Большой вклад в работу больницы внес В.А. Оппель, приглашенный в 1924 году в 
качестве заведующего хирургическим отделением, а с 1925 году в течение четырех лет 
являвшийся ее директором. Помимо хирургического он создал еще несколько 
отделений, во главе которых встали крупные клиницисты: нервных болезней (М.И. 
Аствацатуров), урологическое (И.Н. Шапиро), ортопедическое (Р.Р. Вреден), легочного 
туберкулеза (М.М. Бок), гинекологическое (В.М. Елкин). По инициативе Н.Н. Петрова в 
1926 году на базе онкологического отделения был открыт первый в стране 
Онкологический институт, ставший в 1927 году самостоятельным учреждением (ныне 
НИИ онкологии им.  Н.Н. Петрова). В 1929 году в больнице было развернуто 2000 коек, 
и она стала самым крупным лечебным учреждением в стране. При ней существовало 
мощное подсобное хозяйство, основы которого были заложены уже при создании 
больницы: свинарник, коровник, конюшня, оранжереи, теплица, овощехранилище и 
пасека. Больница имела 16 гектаров обрабатываемой земли, где наряду с овощами 
выращивали землянику, малину, смородину, крыжовник, яблоки, лекарственные травы.
        В 1937 году Народным комиссариатом здравоохранения были 
утверждены новые учебные планы, и срок обучения стал пятилетним. 
Учебный процесс обеспечивали 48 кафедр и аспирантура по 23 
специальностям.
        
  В годы Великой Отечественной войны обучение студентов 
продолжалось. Санитарно-гигиенический факультет был закрыт, учебная 
программа скорректирована с учетом подготовки врачей для фронта.  
Занятия проходили в трудных условиях. Основные учебные базы были 
разрушены. Только в первый год войны во время бомбардировок 
погибли  17 сотрудников. Несмотря на все трудности, учебный процесс 
не прерывался ни на один день. В самый тяжелый для города 1942 год 
было проведено два набора студентов на 1 курс: в июне - 200 человек.,  в 
ноябре - 250. В том же году в институте состоялось 2 выпуска врачей: 62 
- в июне и 150 - в октябре. В период войны институт пополнялся за счет 
возвратившихся с фронта бывших студентов, медицинских сестер, 
фельдшеров, санитаров. В 1943-44 учебном году было уже около 900 
студентов, а в 1944-45 - более 1400.
    В июне 1941 года ушли на фронт 746 врачей и медицинских сестер. 24 
июня состоялся очередной выпуск 560 врачей, 10 сентября - досрочный 
выпуск 1041 врача и в декабре этого же года выпуск еще 330 врачей. Все 
они были направлены в армию. За первые 6 месяцев войны на военную 
службу призвали 246 преподавателей. Многие ученые института вели 
организаторскую и консультативную работу на фронте. Некоторые из 
них были назначены на руководящие должности в составе Ленин-
градского фронта: С.В. Висковский - главным эпидемиологом, И.Я. 
Раздольский - главным невропатологом, В.Д. Цинзерлинг - главным 
патологом, Г.М. Шполянский - главным гинекологом, Б.М. Шершевский 
- заместителем главного терапевта, П.Н. Напалков - главным хирургом 
54-й армии.
     Научная работа в институте сосредоточилась на острейших проблемах 
здравоохранения военного периода - это авитаминозы, алиментарная 
дистрофия, лечение огнестрельных ранений. По рекомендации 
сотрудников института изготовлялись белковые продукты из казеина в 
виде  молока, желе, студня, сырковой массы. Для профилактики цинги 
был предложен достаточно простой метод получения концентратов 
аскорбиновой кислоты из хвои.
   
    В эти тяжелые годы вышли актуальные труды А.Ю.Созон-
Ярошевича "Торакоабдоминальные ранения" (1945), "Анатомо-
клинические обоснования хирургических доступов к внутренним 
органам" (1945), С.В. Висковского "Ранняя диагностика основных ин-
фекционных болезней" (1943). На кафедре организации здравоохранения 
активно трудился известный гигиенист 3.Г.Френкель.
  
Страница 101
 
 Захарий Григорьевич Френкель (1869-1970), академик АМН СССР (1945). 
Окончил  медицинский факультет Юрьевского университета (1895), работал уездным 
санитарным врачом в Петербургском земстве, затем возглавлял губернские санитарные 
бюро в Вологде и Костроме (1902-1909), был членом 1-й Государственной думы. В 
1910-1913 годах читал курс общественной медицины в Еленинском клиническом 
институте, далее работал в ИЭМ и Психоневрологическом институте. С 1919 по 1951 
годы заведовал кафедрами общественной (социальной) гигиены в ГИДУВе, 
Психоневрологическом (Санитарно-гигиеническом) и Политехническом институтах. 
Крупнейший специалист в области социальной и коммунальной гигиены, геронтологии, 
демографической и социальной статистики. Автор 16-ти книг и очень интересных 
мемуаров, хранящихся в Российской национальной библиотеке.  
В его последней монографии "Удлинение жизни и активная старость" (1945) 
эта проблема впервые рассмотрена с социальных и гигиенических позиций. Автор 
рассматривает удлинение жизни не как добавку нескольких лет спокойного 
существования, а как активную старость с общественно-полезной работой. Не отрицая 
роли патофизиологических и биологических законов старения, решение проблемы 
долголетия он видел в направленных социальных и экономических преобразованиях. Не 
эликсиры долголетия, операции омоложения, а здоровый труд и быт, подлинная охрана 
материнства и детства, особая забота о детях и молодежи, правильное физическое и 
умственное воспитание - вот путь к долголетию.
З.Г. Френкель был одним из организаторов основанного в 1959 году Научного 
общества геронтологов и гериатров Ленинграда, почетным председателем которого он 
являлся до последних дней жизни. Свои убеждения ученый подтвердил собственной 
активной и долгой жизнью.
     
В клиниках института в годы войны был организован 
сортировочно-эвакуационный госпиталь, через который прошло более 
310 тысяч раненых и больных, в том числе более 1000 немецких 
военнопленных.  
     
   В качестве консультантов эвакогоспиталей Ленинградского фронта, 
привлекались клиницисты: В.Д. Вышегородцева, В.М. Назаров, И.Я. 
Раздольский, А.В. Смирнов, А.Ю. Созон-Ярошевич, К.Л. Хилов. Р.А. 
Бабаянц, Я.3. Матусевич, 3.Г. Френкель. Более 400 сотрудников 
института - участников Великой Отечественной войны - награждены 
орденами и медалями.
 
      25 января 1947 года 2-й ЛМИ был преобразован в Ленинградский 
санитарно-гигиенический медицинский институт для подготовки 
специалистов только санитарно-гигиенического профиля. 
    
   В 1966 году ЛСГМИ в связи с потребностью практического 
здравоохранения вновь открылся лечебный факультет с дневной и  
вечерней формами обучения. В 1968 году создан факультет повышения 
квалификации преподавателей медвузов России, на котором прошли 
усовершенствование около 11,5 тыс. преподавателей, в том числе 1380 
профессоров.   
С 1986 года в институте работает факультет усовершенствования 
врачей с кафедрами социальной гигиены и организации 
здравоохранения, гигиены труда, гигиены детей и подростков, гигиены 
питания, общей гигиены. В 1997 году он реорганизован в факультет 
последипломного образования.
В 1994 году вуз получил статус медицинской академии, а в 1995 - 
ей присвоено имя И.И. Мечникова.
             
Илья Ильич Мечников (1845-1916) окончил естественное отделение физико-
математического факультета Харьковского университета за два года вместо четырех. 
После окончания работал в биологических лабораториях нескольких европейских стран, 
преподавал в Петербургском и Новороссийском университетах. 
Основал в Одессе (1886) Пастеровскую прививочную станцию, которой 
руководил несколько лет. С 1888 года и до своей кончины жил и работал во Франции в 
Пастеровском институте. Мечников является одним из основоположников 
эволюционной эмбриологии, создателем сравнительной патологии воспаления и 
фагоцитарной теории иммунитета. Автор многих трудов. Особую известность получили 
его "Этюды оптимизма" и "Сорок лет искания рационального мировоззрения".  
Лауреат Нобелевской премии (1908) по физиологии и медицине, которая ему 
была присуждена вместе с П. Эрлихом за работы по иммунизации. Награжден премией 
К. Бэра, медалью Копли Королевского общества Великобритании, почетный доктор 
Кембриджа, почетный академик Петербургской АН, академик Французской АН, и т.д. 
На территории академии в 1936 году воздвигнут памятник И.И. Мечникову работы 
скульптора Л.В. Шервуда, на котором в факсимильном виде вырезаны слова ученого 
"Нет в мире непонятного, но многое  не понято. Ил. Мечников". Это высказывание 
принадлежит великому Гете, которого Мечников любил цитировать.   
Имя Мечникова носит бывший Николаевский проспект.
       
Ныне обучение в академии ведется на трех факультетах:
- лечебном с отделением управления и экономики здравоохранения по 
специальностям: врачи общей практики, семейные терапевты, врачи 
скорой помощи, хирурги различного профиля, акушеры-гинекологи, 
офтальмологи, невропатологи, психиатры, отоларингологи, дермато-
венерологи и др. Обучение дневное в течение шести лет.
-  медико-профилактическом с отделением лабораторного дела по 
врачебным специальностям: эпидемиологи, микробиологи, гигиенисты 
(по гигиене труда, коммунальной гигиене, гигиене питания, гигиене 
детей и подростков), экологи, диетологи и др. Обучение дневное в 
течение шести лет.
-   высшего сестринского образования, где готовят: главных медсестер, 
семейных медсестер, преподавателей сестринского дела в медицинских 
училищах. Принимаются лица  со средним медицинским образованием и 
стажем не менее трех лет. Обучение на вечернем отделении - 4,5 года, на 
заочном - 5 лет. Этот факультет является  первым в Северо-Западном 
регионе. Его работа уже получила международное признание. Декан 
факультета В.А. Лапотников неоднократно принимал участие в междуна-
родных семинарах ВОЗ по проблемам сестринского дела.
Международные стандарты требуют повышения общеобразовательной 
подготовки абитуриентов, поэтому педагогический коллектив разработал 
организационные формы профориентации и подготовки молодежи к 
поступлению в вуз. Для осуществления этих задач была создана школа-
лицей при академии.
 
   В связи с переходом на новый учебный план открыты новые кафедры - 
оперативной хирургии, эндокринологии, лечебной физкультуры и 
врачебного контроля, лучевой диагностики и лучевой терапии, урологии 
и онкологии; проведена реорганизация двух кафедр хирургических 
болезней. Кафедра общественных дисциплин преобразована в кафедру 
социально-гуманитарных наук; на базе кафедр семейной медицины и 
госпитальной терапии создана кафедра внутренних болезней для 
подготовки врачей общей практики (семейных врачей).
  
  Успешно реализуются рекомендации МЗ РФ по распределению 
выпускников, особенно санитарных врачей. Для этого разработана и 
внедрена принципиально новая система подготовки врачей медико-
профилактического профиля. С 1993 года набор на этот факультет 
проводят выездные комиссии на основании договоров с региональными 
центрами Госсанэпиднадзора. До 1995 года выездные комиссии работали 
на базе Брянского и Петрозаводского центров ГСЭН, а с 1996 - они ведут 
прием в Вологде и Воронеже. На 1-4-х курсах медико-
профилактического факультета 80-85 процентов студентов пришли на 
учебу по целевому набору. Производственную практику они проходят по 
месту будущей работы - в соответствующих региональных центрах 
ГСЭН.  
Последипломное обучение врачей осуществляется в интернатуре, 
клинической ординатуре и аспирантуре по 20 специальностям, а также на 
факультетах подготовки и повышения квалификации преподавателей и 
усовершенствования врачей. 
Важным направлением в деятельности академии являются  научные 
исследования по профилю подготовки специалистов. Они касаются про-
филактики производственных заболеваний и оздоровления окружающей 
и производственной среды; повышения адаптационных возможностей 
человека; вопросов профилактики и лечения наиболее распространенных 
заболеваний важнейших систем и органов. Исследования проводятся по 
договорам, заключенным с Минздравом, а также в рамках 
государственных научно-технических и научно-исследовательских 
программ федерального (программы РАН и РАМН) и региональных 
уровней ("Здоровье населения России", "Изучение и изыскание новых 
лекарственных средств", "Дети России", "Информатизация России" и 
др.). 
       Члены студенческого научного общества, организованного в вузе 
еще в 20-е годы, активно участвуют в научных исследованиях. За успехи 
в учебе и научной работе ряд студентов академии удостоены стипендий, 
учрежденных Президентом РФ и мэром Петербурга.
  
 В академии существуют три диссертационных совета по присуждению 
ученых степеней по шести специальностям: эпидемиологии, 
микробиологии, инфекционным болезням, гигиене, внутренним 
болезням, социальной гигиене и организации здравоохранения; 
осуществляется подготовка докторов и кандидатов медицинских наук по 
28 специальностям.
 
Международные контакты академии заключаются прежде всего в 
подготовке специалистов для зарубежных стран через подготовительное 
отделение на додипломном уровне, клиническую ординатуру и 
аспирантуру. Обучение иностранцев началось в 1947 году, когда 
появилась первая группа студентов из Китая, Северной Кореи и стран 
Восточной Европы. За 50 лет подготовлено около 2000 врачей более чем 
для 60 стран Азии, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки и 
Океании. На факультете для иностранцев обучается более 900 граждан из 
42 стран мира. Это студенты, ординаторы, аспиранты, слушатели 
подготовительного отделения. Ученые 25 кафедр академии 
сотрудничают с институтами 15 стран.
Ныне больница им.Петра Великого - крупный стационар на 1650 коек, 
оснащенный современным оборудованием. В хирургических клиниках 
проводят сложные операции с применением передовых медицинских 
технологий. В терапевтических клиниках осуществляется лечение всех 
основных групп болезней и реабилитация после тяжелых заболеваний с 
широким использованием физиотерапевтических средств, имеются койки 
по уходу для тяжелобольных хроников (т.н. медико-социальная 
госпитализация). Значительно расширились возможности 
диагностических подразделений. Для госпитализации необходимо иметь 
направление районной поликлиники, поликлиники академии (павильон 1) 
или побывать на консультативном приеме у ведущих специалистов. 
Отборочные комиссии работают в клиниках по субботам с 10 до 11 часов.
В начало очерка / Назад / Далее
Страница 102