banner medline tsn
 
Медико-биологический
информационный портал
для специалистов
 
БИОМЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ Medline.ru

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА:
Физико-химическая биология

Клиническая медицина

Профилактическая медицина

Медико-биологические науки


АРХИВ:

Фундаментальные исследования

Организация здравохраниения

История медицины и биологии



Последние публикации

Поиск публикаций

Articles

Архив :  2000 г.  2001 г.  2002 г. 
               2003 г.  2004 г.  2005 г. 
               2006 г.  2007 г.  2008 г. 
               2009 г.  2010 г.  2011 г. 
               2012 г.  2013 г.  2014 г. 
               2015 г.  2016 г.  2017 г. 
               2018 г.  2019 г.  2020 г. 

Редакционная информация:
        Опубликовать статью
        Наша статистика


 РЕДАКЦИЯ:
Главный редактор

Заместители главного редактора

Члены редколлегии
Специализированные редколлегии


 УЧРЕДИТЕЛИ:
Институт теоретической и экспериментальной биофизики Российской академии наук.

ООО "ИЦ КОМКОН"

ФГБУН "Институт токсикологии" ФМБА России




Адрес редакции и реквизиты

192012, Санкт-Петербург, ул.Бабушкина, д.82 к.2, литера А, кв.378

Свидетельство о регистрации электронного периодического издания ЭЛ № ФС 77-37726 от 13.10.2009
Выдано - Роскомнадзор

ISSN 1999-6314

Российская поисковая система
Искать: 


ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ ИСТОРИЯ БИОЛОГИИ

МЕДИЦИНСКИЙ ПЕТЕРБУРГ


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ им.И.И.МЕЧНИКОВА
Пискаревский пр., 47


Датой рождения этого высшего медицинского учреждения его историографы считают 1907 год, когда академик ВМА В.М. Бехтерев создал Психоневрологический институт. По замыслу создателя в нем должно было проводиться изучение не только человеческого мозга, но и развитие личности вообще, начиная с рождения. Статус института был двояким: научным и учебным. Для студентов обоего пола, а именно здесь впервые в России было осуществлено совместное обучение независимо от возраста, национальности и вероисповедания, предусматривался двух годичный общеобразовательный курс, после чего обучение продолжалось на открытых в 1910 году факультетах - юридическом и педагогическом. Медицинский факультет появился чуть позднее - в сентябре 1911 года, так что правильнее вести отсчет именно от этой даты.
В 1916 году был утвержден новый устав Психоневрологического института - его учебные подразделения выделялись в частный Петроградский университет. Однако новый министр народного образования Кульчицкий распорядился закрыть институт как неблагонадежное учреждение. Лишь Февральская революция помешала осуществить это распоряжение. После Октябрьской революции институт был признан государственным учреждением, а состоящий при нем университет переименован во 2-й Государственный Петроградский университет.
В марте 1920 года его медицинский факультет стал самостоятельным вузом, получившим название - Государственный институт медицинских знаний - (ГИМЗ). Большая заслуга в этом, несомненно, принадлежит В.М. Бехтереву, ибо по плану реорганизации высшей школы предполагалось объединить все "учено-учебные медицинские учреждения в Петроградскую академию медицинских наук", о чем 18 августа 1919 года нарком просвещения А.В. Луначарский подписал соответствующее постановление.
Из отношения В.М. Бехтерева в Отдел Ученых и Высших Учебных Заведений комиссариата по Народному просвещению Союза коммун Северной области видно, какими богатыми возможностями для обучения будущих врачей обладал медицинский факультет. Для лекций и практических занятий использовались клиники, лаборатории и другие подразделения Психоневрологического института, перечисленные в этом документе:
"Нервно-Хирургическая Клиника им. Н.И. Пирогова - единственная в России, предназначенная для изучения хирургии нервной системы, с прекрасно обставленными специальными операционными и соответствующими приборами. Физико-Хирургический Институт, предназначенный для лечения хирургических и иных поражений физическими методами.
Клиника для душевнобольных и эпилептиков (в других университетах специальных клиник для эпилептиков не имеется).
Физико-Терапевтическая Клиника, специально предназначенная для изучения и применения разнообразных физических и механических методов лечения нервных и других болезней.
Противоалкогольный Институт, изучающий алкоголизм и наркоманию во всех проявлениях и вырабатывающий меры борьбы с означенными болезненными состояниями. Означенный Институт является единственным учреждением в России и за границей: На международной выставке в Турине в 1912 году Противоалкогольный институт получил высшую награду, а на Международном съезде в Париже в 1913 году было предложено его сделать Международным Институтом. Психиатрический Институт (для увечных воинов), имеющий целью всестороннее обследование и лечение заболеваний нервной системы и душевной сферы лиц, заболевших в связи с войной и травмами вообще. Рентгенологический институт с хирургическим и терапевтическим отделениями и амбулаторией.
Биохимическая лаборатория для специальных исследований. Зубоврачебная клиника. Рефлексологическая лаборатория, получившая высшую награду на Дрезденской Международной Гигиенической выставке (1911) за свои экспонаты по объективному изучению нервных больных и симулянтов".
Кроме того, клиники Психоневрологического института находились в таких петроградских больницах, как Александровская, Елизаветинская, Обуховская, Петра Великого, св. Николая Чудотворца, в Николаевском военном госпитале и др.
Первым ректором ГИМЗа стал профессор нейрохирург Л.М. Пуссеп, которого сменил акушер-гинеколог Л.Л. Окинчиц. В.М. Бехтерева избрали почетным ректором.
Управление институтом осуществлялось коллегиально, для чего избрали правление, совет и 7 предметных комиссий. Правление состояло из ректора, проректоров по учебной и хозяйственной части и двух студентов. В Совет входили члены правления, председатели предметных комиссий и по 5 представителей от преподавателей, студентов, профсоюзной и других общественных организаций.
Предметные комиссии - физико-химическая, анатомо- гистологическая, патофизиологическая, гигиеническая, терапевтическая, хирургическая, нервно-психиатрическая - возглавляли лучшие профессора. В их задачу входили координация работы и улучшение преподавания в ГИМЗе.
В соответствии с запросами времени институт наряду с врачами клинического профиля выпускал специалистов и по эпидемиологии. Курс бактериологии в 1911-20 годах вел С.И. Златогоров, а курс гигиены в 1919-22 - В.П. Кашкадамов, организовавший здесь первую в мире лабораторию гигиены умственного труда. Гигиенические дисциплины уже в начале 20-х годов занимают видное место в ряду остальных дисциплин ГИМЗа по сравнению с другими медицинскими вузами.
Обилие клинического материала, современное оборудование лабораторий и кабинетов способствовали эффективной научно- исследовательской работе. Ежегодно из лабораторий и клиник выходило до 600 научных работ, публикуемых в отечественных и зарубежных журналах. С 1927 года институт стал издавать научный журнал "Труды ГИМЗ", публиковавший работы по всем отраслям теоретической и прикладной медицины.
В середине 1930 года ГИМЗ, как и все медицинские вузы страны, перешел в ведение Наркомздрава и получил наименование - 2-й Ленин- градский медицинский институт (2-й ЛМИ). В том же году, помимо уже существовавшего лечебно-профилактического, здесь открылся один из первых в стране санитарно-гигиенический факультет, учебный план которого был рассчитан сначала на 4, а затем на 6 лет. Студенты факультета получали узкую специализацию по четырем направлениям: врачи здравпунктов, врачи-пищевики, жилищно-коммунальные врачи, врачи по промышленной санитарии. Первый выпуск 116 санитарных врачей состоялся в 1934 году.
В 1932 году при больнице им. И.И. Мечникова (так с 1918 г. называлась больница Петра Великого) был создан вечерний учебный комплекс "Медвуз-больница-техникум". Среди его организаторов и преподавателей были известные ученые: патолог Н.Н. Аничков, хирурги В.А.Оппель и П.Н.Напалков, гистолог А.А.Заварзин и др. В 1935 году комплекс Медвуз-больница-техникум вошел в состав 2-го ЛМИ, причем техникум реорганизовали в школу медицинских сестер. Институт получил также в качестве клинической базы 2200 коек, что позволило лечебному факультету сконцентрировать клиники в одной больнице. Здесь же разместились дирекция, общественные организации вуза и ряд клинических кафедр. В принадлежащем институту здании на Суворовском проспекте, 4 (бывшая Рождественская больница) обосновались кафедры санитарно-гигиенического факультета и музей гигиены. Часть кафедр института находилась в бывшем царском медгородке (в настоящее время - территория НИИ психоневрологии им. В.М.Бехтерева), остальные кафедры и основные клиники 3-5 -х курсов - в больнице им.И.И.Мечникова.
Вся деятельность института с момента его основания неразрывно связана с этой больницей, поэтому необходимо хотя бы кратко осветить ее историю.
В январе 1903 года на заседании Городской думы было принято решение: "В ознаменование 200-летия Петербурга построить новую больницу на 1000 кроватей и, в память основателя города наименовать ее больницей Петра Великого". В мае 1906 года Императорское общество архитекторов объявило по поручению городской управы конкурс на проект больницы. На конкурсе победил проект, разработанный гражданскими инженерами Л.А. Ильиным, А.И. Клейном и А.В. Розенбергом под руководством архитектора П.Ю. Сюзора с участием врачей А.А. Нечаева, В.М. Кернига, С.В. Посадского, А.А. Кадьяна, Г.Ф. Цейдлера, В.А. Вастена и Э.А. Гизе. Это был больничный городок, в котором предусматривалось все необходимое для его функционирования, включая жилые помещения для медицинского персонала: двухэтажный особняк главного врача, окруженный садом; здание с квартирами для старших врачей, управляющего аптекой, священника и смотрителя; здание-общежитие сестер милосердия на 80 человек; общежитие казарменного типа для бессемейного низшего персонала на 400 служащих. Общежитие для ассистентов и фельдшеров было более благоустроенным. Ассистентам предоставлялось по кабинету площадью 3,75 кв. сажени и спальне - 4,5 кв. сажени. Столовая и гостиные были общими. Женатым фельдшерам отводилось две комнаты, холостым - одна. Дума одобрила этот проект, но с поправкой: коечный фонд больницы предлагалось увеличить до 2000 мест, в связи с чем в первоначальный план внесли некоторые изменения.
Городок был распланирован таким образом, чтобы лечебные павильоны находились в зеленой зоне - вдали от административных и хозяйственных строений. Приемная с сортировочным отделением располагалась на въезде. Для платных пациентов отводилось специальное здание. Один из больничных павильонов предназначался для изоляции инфекционных больных. Место для патологоанатомического отделения отвели на юго-восточном участке обширной территории, чтобы оно не просматривалось ни из палат, ни из сада во время прогулок. Больничный городок предусматривал три въезда: главный - соединяющийся с пр. Петра Великого (ныне Пискаревский пр.), служебный - на Песочную дорогу, и специальный, выходящий с траурной аллеи на вновь проложенную дорогу. У главного въезда оборудовалась трамвайная станция с залой для ожидания, двумя туалетами, комнатой для кондукторов и сторожкой.
Больница строилась уже несколько лет, когда в 1910 году в день рождения Петра I, в присутствии императрицы и великих князей состоялась формальная церемония ее закладки. Открытие больницы состоялось 1 мая 1914 года. Во внешнем оформлении зданий авторы проекта прибегли к мотивам и формам петровского зодчества. Приемы декоративного оформления фасадов больничных корпусов напоминали здание Двенадцати коллегий на Васильевском острове. При ее строительстве учитывался опыт передовых больниц Европы. На первом этапе было возведено 6 павильонов на 600 коек для больных терапевтического профиля и заложен фундамент еще 15 павильонов. К 1917 году больница располагала 1450 койками; наряду с соматическими в ней были открыты холерные, брюшно- и сыпнотифозные отделения. В декабре 1918 больнице присвоили имя И.И. Мечникова.
Большой вклад в работу больницы внес В.А. Оппель, приглашенный в 1924 году в качестве заведующего хирургическим отделением, а с 1925 году в течение четырех лет являвшийся ее директором. Помимо хирургического он создал еще несколько отделений, во главе которых встали крупные клиницисты: нервных болезней (М.И. Аствацатуров), урологическое (И.Н. Шапиро), ортопедическое (Р.Р. Вреден), легочного туберкулеза (М.М. Бок), гинекологическое (В.М. Елкин). По инициативе Н.Н. Петрова в 1926 году на базе онкологического отделения был открыт первый в стране Онкологический институт, ставший в 1927 году самостоятельным учреждением (ныне НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова). В 1929 году в больнице было развернуто 2000 коек, и она стала самым крупным лечебным учреждением в стране. При ней существовало мощное подсобное хозяйство, основы которого были заложены уже при создании больницы: свинарник, коровник, конюшня, оранжереи, теплица, овощехранилище и пасека. Больница имела 16 гектаров обрабатываемой земли, где наряду с овощами выращивали землянику, малину, смородину, крыжовник, яблоки, лекарственные травы.
В 1937 году Народным комиссариатом здравоохранения были утверждены новые учебные планы, и срок обучения стал пятилетним. Учебный процесс обеспечивали 48 кафедр и аспирантура по 23 специальностям.
В годы Великой Отечественной войны обучение студентов продолжалось. Санитарно-гигиенический факультет был закрыт, учебная программа скорректирована с учетом подготовки врачей для фронта. Занятия проходили в трудных условиях. Основные учебные базы были разрушены. Только в первый год войны во время бомбардировок погибли 17 сотрудников. Несмотря на все трудности, учебный процесс не прерывался ни на один день. В самый тяжелый для города 1942 год было проведено два набора студентов на 1 курс: в июне - 200 человек., в ноябре - 250. В том же году в институте состоялось 2 выпуска врачей: 62 - в июне и 150 - в октябре. В период войны институт пополнялся за счет возвратившихся с фронта бывших студентов, медицинских сестер, фельдшеров, санитаров. В 1943-44 учебном году было уже около 900 студентов, а в 1944-45 - более 1400.
В июне 1941 года ушли на фронт 746 врачей и медицинских сестер. 24 июня состоялся очередной выпуск 560 врачей, 10 сентября - досрочный выпуск 1041 врача и в декабре этого же года выпуск еще 330 врачей. Все они были направлены в армию. За первые 6 месяцев войны на военную службу призвали 246 преподавателей. Многие ученые института вели организаторскую и консультативную работу на фронте. Некоторые из них были назначены на руководящие должности в составе Ленин- градского фронта: С.В. Висковский - главным эпидемиологом, И.Я. Раздольский - главным невропатологом, В.Д. Цинзерлинг - главным патологом, Г.М. Шполянский - главным гинекологом, Б.М. Шершевский - заместителем главного терапевта, П.Н. Напалков - главным хирургом 54-й армии.
Научная работа в институте сосредоточилась на острейших проблемах здравоохранения военного периода - это авитаминозы, алиментарная дистрофия, лечение огнестрельных ранений. По рекомендации сотрудников института изготовлялись белковые продукты из казеина в виде молока, желе, студня, сырковой массы. Для профилактики цинги был предложен достаточно простой метод получения концентратов аскорбиновой кислоты из хвои.
В эти тяжелые годы вышли актуальные труды А.Ю.Созон- Ярошевича "Торакоабдоминальные ранения" (1945), "Анатомо- клинические обоснования хирургических доступов к внутренним органам" (1945), С.В. Висковского "Ранняя диагностика основных ин- фекционных болезней" (1943). На кафедре организации здравоохранения активно трудился известный гигиенист 3.Г.Френкель.

Страница 101вверх (Медицинский Петербург)

Захарий Григорьевич Френкель (1869-1970), академик АМН СССР (1945). Окончил медицинский факультет Юрьевского университета (1895), работал уездным санитарным врачом в Петербургском земстве, затем возглавлял губернские санитарные бюро в Вологде и Костроме (1902-1909), был членом 1-й Государственной думы. В 1910-1913 годах читал курс общественной медицины в Еленинском клиническом институте, далее работал в ИЭМ и Психоневрологическом институте. С 1919 по 1951 годы заведовал кафедрами общественной (социальной) гигиены в ГИДУВе, Психоневрологическом (Санитарно-гигиеническом) и Политехническом институтах. Крупнейший специалист в области социальной и коммунальной гигиены, геронтологии, демографической и социальной статистики. Автор 16-ти книг и очень интересных мемуаров, хранящихся в Российской национальной библиотеке. В его последней монографии "Удлинение жизни и активная старость" (1945) эта проблема впервые рассмотрена с социальных и гигиенических позиций. Автор рассматривает удлинение жизни не как добавку нескольких лет спокойного существования, а как активную старость с общественно-полезной работой. Не отрицая роли патофизиологических и биологических законов старения, решение проблемы долголетия он видел в направленных социальных и экономических преобразованиях. Не эликсиры долголетия, операции омоложения, а здоровый труд и быт, подлинная охрана материнства и детства, особая забота о детях и молодежи, правильное физическое и умственное воспитание - вот путь к долголетию. З.Г. Френкель был одним из организаторов основанного в 1959 году Научного общества геронтологов и гериатров Ленинграда, почетным председателем которого он являлся до последних дней жизни. Свои убеждения ученый подтвердил собственной активной и долгой жизнью.
В клиниках института в годы войны был организован сортировочно-эвакуационный госпиталь, через который прошло более 310 тысяч раненых и больных, в том числе более 1000 немецких военнопленных.
В качестве консультантов эвакогоспиталей Ленинградского фронта, привлекались клиницисты: В.Д. Вышегородцева, В.М. Назаров, И.Я. Раздольский, А.В. Смирнов, А.Ю. Созон-Ярошевич, К.Л. Хилов. Р.А. Бабаянц, Я.3. Матусевич, 3.Г. Френкель. Более 400 сотрудников института - участников Великой Отечественной войны - награждены орденами и медалями.
25 января 1947 года 2-й ЛМИ был преобразован в Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт для подготовки специалистов только санитарно-гигиенического профиля.
В 1966 году ЛСГМИ в связи с потребностью практического здравоохранения вновь открылся лечебный факультет с дневной и вечерней формами обучения. В 1968 году создан факультет повышения квалификации преподавателей медвузов России, на котором прошли усовершенствование около 11,5 тыс. преподавателей, в том числе 1380 профессоров.
С 1986 года в институте работает факультет усовершенствования врачей с кафедрами социальной гигиены и организации здравоохранения, гигиены труда, гигиены детей и подростков, гигиены питания, общей гигиены. В 1997 году он реорганизован в факультет последипломного образования. В 1994 году вуз получил статус медицинской академии, а в 1995 - ей присвоено имя И.И. Мечникова.
Илья Ильич Мечников (1845-1916) окончил естественное отделение физико- математического факультета Харьковского университета за два года вместо четырех. После окончания работал в биологических лабораториях нескольких европейских стран, преподавал в Петербургском и Новороссийском университетах. Основал в Одессе (1886) Пастеровскую прививочную станцию, которой руководил несколько лет. С 1888 года и до своей кончины жил и работал во Франции в Пастеровском институте. Мечников является одним из основоположников эволюционной эмбриологии, создателем сравнительной патологии воспаления и фагоцитарной теории иммунитета. Автор многих трудов. Особую известность получили его "Этюды оптимизма" и "Сорок лет искания рационального мировоззрения". Лауреат Нобелевской премии (1908) по физиологии и медицине, которая ему была присуждена вместе с П. Эрлихом за работы по иммунизации. Награжден премией К. Бэра, медалью Копли Королевского общества Великобритании, почетный доктор Кембриджа, почетный академик Петербургской АН, академик Французской АН, и т.д. На территории академии в 1936 году воздвигнут памятник И.И. Мечникову работы скульптора Л.В. Шервуда, на котором в факсимильном виде вырезаны слова ученого "Нет в мире непонятного, но многое не понято. Ил. Мечников". Это высказывание принадлежит великому Гете, которого Мечников любил цитировать. Имя Мечникова носит бывший Николаевский проспект.
Ныне обучение в академии ведется на трех факультетах:
- лечебном с отделением управления и экономики здравоохранения по специальностям: врачи общей практики, семейные терапевты, врачи скорой помощи, хирурги различного профиля, акушеры-гинекологи, офтальмологи, невропатологи, психиатры, отоларингологи, дермато- венерологи и др. Обучение дневное в течение шести лет.
- медико-профилактическом с отделением лабораторного дела по врачебным специальностям: эпидемиологи, микробиологи, гигиенисты (по гигиене труда, коммунальной гигиене, гигиене питания, гигиене детей и подростков), экологи, диетологи и др. Обучение дневное в течение шести лет.
- высшего сестринского образования, где готовят: главных медсестер, семейных медсестер, преподавателей сестринского дела в медицинских училищах. Принимаются лица со средним медицинским образованием и стажем не менее трех лет. Обучение на вечернем отделении - 4,5 года, на заочном - 5 лет. Этот факультет является первым в Северо-Западном регионе. Его работа уже получила международное признание. Декан факультета В.А. Лапотников неоднократно принимал участие в междуна- родных семинарах ВОЗ по проблемам сестринского дела. Международные стандарты требуют повышения общеобразовательной подготовки абитуриентов, поэтому педагогический коллектив разработал организационные формы профориентации и подготовки молодежи к поступлению в вуз. Для осуществления этих задач была создана школа- лицей при академии.
В связи с переходом на новый учебный план открыты новые кафедры - оперативной хирургии, эндокринологии, лечебной физкультуры и врачебного контроля, лучевой диагностики и лучевой терапии, урологии и онкологии; проведена реорганизация двух кафедр хирургических болезней. Кафедра общественных дисциплин преобразована в кафедру социально-гуманитарных наук; на базе кафедр семейной медицины и госпитальной терапии создана кафедра внутренних болезней для подготовки врачей общей практики (семейных врачей).
Успешно реализуются рекомендации МЗ РФ по распределению выпускников, особенно санитарных врачей. Для этого разработана и внедрена принципиально новая система подготовки врачей медико- профилактического профиля. С 1993 года набор на этот факультет проводят выездные комиссии на основании договоров с региональными центрами Госсанэпиднадзора. До 1995 года выездные комиссии работали на базе Брянского и Петрозаводского центров ГСЭН, а с 1996 - они ведут прием в Вологде и Воронеже. На 1-4-х курсах медико- профилактического факультета 80-85 процентов студентов пришли на учебу по целевому набору. Производственную практику они проходят по месту будущей работы - в соответствующих региональных центрах ГСЭН.
Последипломное обучение врачей осуществляется в интернатуре, клинической ординатуре и аспирантуре по 20 специальностям, а также на факультетах подготовки и повышения квалификации преподавателей и усовершенствования врачей.
Важным направлением в деятельности академии являются научные исследования по профилю подготовки специалистов. Они касаются про- филактики производственных заболеваний и оздоровления окружающей и производственной среды; повышения адаптационных возможностей человека; вопросов профилактики и лечения наиболее распространенных заболеваний важнейших систем и органов. Исследования проводятся по договорам, заключенным с Минздравом, а также в рамках государственных научно-технических и научно-исследовательских программ федерального (программы РАН и РАМН) и региональных уровней ("Здоровье населения России", "Изучение и изыскание новых лекарственных средств", "Дети России", "Информатизация России" и др.).
Члены студенческого научного общества, организованного в вузе еще в 20-е годы, активно участвуют в научных исследованиях. За успехи в учебе и научной работе ряд студентов академии удостоены стипендий, учрежденных Президентом РФ и мэром Петербурга.
В академии существуют три диссертационных совета по присуждению ученых степеней по шести специальностям: эпидемиологии, микробиологии, инфекционным болезням, гигиене, внутренним болезням, социальной гигиене и организации здравоохранения; осуществляется подготовка докторов и кандидатов медицинских наук по 28 специальностям.
Международные контакты академии заключаются прежде всего в подготовке специалистов для зарубежных стран через подготовительное отделение на додипломном уровне, клиническую ординатуру и аспирантуру. Обучение иностранцев началось в 1947 году, когда появилась первая группа студентов из Китая, Северной Кореи и стран Восточной Европы. За 50 лет подготовлено около 2000 врачей более чем для 60 стран Азии, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки и Океании. На факультете для иностранцев обучается более 900 граждан из 42 стран мира. Это студенты, ординаторы, аспиранты, слушатели подготовительного отделения. Ученые 25 кафедр академии сотрудничают с институтами 15 стран.
Ныне больница им.Петра Великого - крупный стационар на 1650 коек, оснащенный современным оборудованием. В хирургических клиниках проводят сложные операции с применением передовых медицинских технологий. В терапевтических клиниках осуществляется лечение всех основных групп болезней и реабилитация после тяжелых заболеваний с широким использованием физиотерапевтических средств, имеются койки по уходу для тяжелобольных хроников (т.н. медико-социальная госпитализация). Значительно расширились возможности диагностических подразделений. Для госпитализации необходимо иметь направление районной поликлиники, поликлиники академии (павильон 1) или побывать на консультативном приеме у ведущих специалистов. Отборочные комиссии работают в клиниках по субботам с 10 до 11 часов.


В начало очерка / Назад / Далее

Страница 102вверх (Медицинский Петербург)


Журнал основан 16 ноября 2000г.
Выдано Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
(c) Перепечатка материалов сайта Medline.Ru возможна только с письменного разрешения редакции

Размещение рекламы

Rambler's Top100