banner medline tsn
МЕДЛАЙН.РУ
Содержание журнала

Архив

Редакция
Учредители

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт теоретической и экспериментальной биофизики
Российской академии наук


ООО "ИЦ КОМКОН"


ФГБУН "Институт токсикологии" ФМБА России

Адрес редакции и реквизиты

192012, Санкт-Петербург, ул.Бабушкина, д.82 к.2, литера А, кв.378

Свидетельство о регистрации электронного периодического издания ЭЛ № ФС 77-37726 от 13.10.2009
Выдано - Роскомнадзор

ISSN 1999-6314


Клиническая медицина » Судебная медицина •

Том: 4
Статья: « 7 »
Страницы:. 9
Опубликована в журнале: 2003 г.

English version

Судебно-медицинская экспертная служба России и вопросы подготовки ее кадров в современных условиях

Мазуренко М.Д., Иванов И.Н.


Резюме



Ключевые слова




Судебно-медицинская экспертиза служит целям и задачам правосудия и производится в бюро судебно-медицинской экспертизы, которые находятся в ведении здравоохранения. Все виды судебно-медицинской работы выполняются специалистами, занимающими должности судебно-медицинских экспертов. Для экспертизы трупа, освидетельствования пострадавших и некоторых иных исследований должности экспертов замещаются лицами с высшим медицинским образованием. Для экспертизы вещественных доказательств разрешено использовать специалистов с высшим биологическим образованием. Судебно-химическую экспертизу проводят эксперты с базовым химико-фармацевтическим образованием.

Программа подготовки врача по судебной медицине в медицинском вузе предусматривает только знакомство его с этой дисциплиной в объеме 60-70 учебных часов, теоретическая часть из которых составляет не более 30 часов. Выпускники медицинских институтов, принявшие решение посвятить свою врачебную деятельность судебно-медицинской экспертизе, должны пройти специальную подготовку.

В царской России судебно-медицинской практикой занимались в порядке совместительства (по современной терминологии) городовые и уездные врачи в системе МВД. Они стажировались при кафедрах судебной медицины медицинских институтов. С открытием в 1885 г. в С.Петербурге Императорского клинического института Великой Княгини Елены Павловны (впоследствии Ленинградский ГИДУВ, а ныне Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования - СПб МАПО) подготовку этих врачей по судебной медицине взяла на себя кафедра патологической анатомии этого института, на которой в 1909 г. был открыт курс по судебной медицине.

Организация специальной судебно-медицинской службы уже в системе здравоохранения относится к советскому периоду нашей истории. Она начала формироваться с 1918 года и была завершена к 1924 г. в виде бюро судебно-медицинской экспертизы, которому вменялось в обязанность на подведомственной территории выполнение всех видов судебно-медицинских экспертиз и исследований штатными судебно-медицинскими экспертами.

Подготовка уже не врачей по судебной медицине, а судебно-медицинских экспертов была начата в 1924 г. в Ленинградском ГИДУВе на самостоятельной кафедре судебной медицины - первой кафедре подобного профиля в нашей стране и в мире. В последующем кафедры судебной медицины были открыты в Киевском (1938 г.), в Московском (1939 г.), в Украинском (1975 г.) институтах усовершенствования врачей, на факультете усовершенствования врачей Алтайского медицинского института (1988 г.). Три из пяти перечисленных кафедр остались в Российской Федерации, все они функционируют в настоящее время в полном объеме. При этом кафедры судебной медицины СПб МАПО и РосМАПО (бывший ЦОЛИУВ) ведут подготовку как общих судебно-медицинских экспертов, так и экспертов-биологов, а кафедра ФУВ Алтайского мединститута - только общих экспертов. Подготовкой экспертов-химиков из указанных кафедр занимаются только кафедра СПб МАПО и то на хоздоговорной основе силами лаборатории БСМЭ СПб.

Подготовка судебно-медицинских экспертов на кафедрах судебной медицины учреждений последипломного образования проводилась и проводится по унифицированной программе, включающей 4-х месячные циклы специализации общих судебно-медицинских экспертов, экспертов-биологов (576 уч. час.); циклы тематического усовершенствования 2-х месячной продолжительностью (288 уч. час.) по судебно-медицинским вопросам травматологии, судебно-медицинской экспертизе потерпевших, обвиняемых и иных лиц, по медико-криминалистическим и фотографическим методам исследования в судебной медицине; 1,25-месячной продолжительности (180 уч. час.) по экспертизе крови, экспертизе выделений человека; месячной продолжительности (144 уч. час.) по организационно-методическим вопросам теории и практики судебной медицины, по судебно-медицинской экспертизе транспортной травмы, по экспертизе повреждений от воздействия механических факторов, по судебно-медицинским вопросам патоморфологии, токсикологии, по экспертизе волос, по цитологическим исследованиям объектов в судебной медицине и др. Программа специализации экспертов-химиков расчитана на три месяца (432 уч. час.), тематическое усовершенствование по различным разделам судебной химии проводится в основном один месяц (144 уч. час.).

Сложившаяся за годы советской власти система подготовки судебно-медицинских экспертов из выпускников вузов для бюро судебно-медицинской экспертизы включала годичную интернатуру на одной из кафедр судебной медицины медвуза или стажировку на рабочем месте при бюро с последующим прохождением цикла специализации на кафедре судебной медицины ГИДУВа. В дальнейшем для поддержания на должном уровне профессионального мастерства эксперт должен был не реже одного раза в пять лет проходить циклы тематического усовершенствования по интересующим его разделам судебной медицины и смежным специальностям в ГИДУВах, постоянно участвовать в работе семинаров, научных конференций, съездов и симпозиумов, работать с литературов.

Эта система подготовки судебно-медицинских экспертов в постсоветский период претерпела определенные изменения. Они в основном связаны с объявленной в 1993 г. и введенной с 1995 г. сертификацией специалистов с медицинским и фармацевтическим образованием. Произошло разграничение функции медицинского образования на два этапа - додипломный и последипломный. Первый этап завершается получением диплома - документа государственного образца, свидетельствующего об уровне полученного образования и избранном направлении медицинской деятельности (лечебное, медико-профилактическое и др.). Это образование еще не дает права выпускнику вуза на самостоятельную врачебную деятельность, а лишь готовит его к дальнейшей работе по овладению избранной им специальности на последипломном этапе. Последипломная подготовка решает задачу дальнейшего формирования специалиста, способного комплексно, самостоятельно и квалифицированно оказывать лечебно-профилактическую помощь, решать разнообразные профессиональные задачи в соответствии с государственным образовательным стандартом конкретной специальности и, в частности, судебно-медицинской экспертизы.

Этап последипломной подготовки, формирующий врача, получающего право самостоятельной деятельности включает в себя интернатуру, клиническую ординатуру, аспирантуру, специализацию и др. Он завершается квалификационным экзаменом и выдачей сертификата специалиста ( объявленная специальность для судебно-медицинского эксперта - судебно-медицинская экспертиза), свидетельствующего о достижении его обладателем такого уровня знаний, умений и навыков, который достаточен для самостоятельной деятельности. Это сертификация врачей, не имеющих стажа профессиональной деятельности. Ее можно назвать первичной сертификацией.

Напомним, что в советское время для получения звания специалиста была предусмотрена только интернатура, а право на обучение в клинической ординатуре, в аспирантуре получал уже специалист после трех лет работы в должности. С введением сертификации эти три вида дополнительного образования оказались для выпускников медвузов равнозначными, имея разницу только в сроках обучения (соответственно один, два и три года). Нет сомнения, что сроки обучения влияют при прочих равных условиях на качество подготовки. Однако они в какой-то степени обесценивают клиническую ординатуру и аспирантуру как институт подготовки не только специалиста высшего звена, но и научно-педагогического работника. Они затягивают процесс подготовки выпускника, который ошибся в выборе специальности.

Сертификация специалистов по судебно-медицинской экспертизе из выпускников медвузов в основном проводится через интернатуру, как правило, на кафедрах судебной медицины додипломной подготовки. Преподаватели этих кафедр должны приобретать опыт работы с дипломированными гражданами. Когда интерны кафедрами передаются для обучения в региональные бюро судебно-медицинской экспертизы, с которыми у них заключены договора на последующую работу, расчитывать на хорошую теоретическую подготовку не приходится, почему довольно часто по окончании интернатуры врачи оказываются слушателями циклов кафедр судебной медицины последипломного образования. Кафедры судебной медицины додипломной подготовки не располагают силами и средствами по обучению выпускников судебно-биологическим методам исследования. Их имеют возможность готовить только кафедры судебной медицины СПбМАПО и РосМАПО.

Сертификат специалиста в дальнейшем необходимо подтверждать каждые пять лет путем предварительного обучения в учреждении последипломного образования и повторной сдачи квалификационного экзамена. Это сертификация повторная. По этой схеме завершается сертификация тех судебно-медицинских экспертов, которые работали в должностях специалистов к 1995 г. По этой схеме наша кафедра в 1998 г. начала сертификацию средних медработников БСМЭ по трем из объявленных специальностей для этих работников - «Лабораторная диагностика», «Гистология», «Сестринское дело», составив и утвердив в установленном порядке программу цикла общего усовершенствования месячной продолжительности «Организация и методы работы лаборанта бюро судебно-медицинской экспертизы».

Повторная сертификация имеет ряд существенных особенностей. Хотя она так же требует специального обучения, однако сроки его в основном ограничены одним месяцем. В учебном плане цикла такого обучения должен быть представлен теоретический курс всего предмета, в частности, судебной медицины, владение необходимыми умениями и навыками может только оцениваться как самостоятельно, так и по представлению руководителей бюро.

Нам кажется, что повторная сертификация должна в основном проводиться на кафедрах судебной медицины последипломного образования, тем более, что ее можно совмещать и с циклами тематического усовершенствования путем расширения обучения на них до всего предмета без удлинения сроков циклов. Такое расширение обучения разработано на нашей кафедре для всех проводимых циклов тематического усовершенствования.

Список литературы