В настоящее время отмечается дефицит судебно-медицинских экспертов. Это связано с увеличением преступности в Российской Федерации, а следовательно и с объемом работы судебно-медицинских экспертов. Поэтому осмотр трупа на месте происшествия (или на месте его обнаружения) производят в основном правоохранительные работники (без участия судебно-медицинского эксперта) на долю которых приходится более 83% от общего количества осматриваемых трупов (в том числе и насильственной смерти [4]). Следовательно, в последнее время в периодической печати появляются статьи отражающие проблему подготовки специалистов в высших юридических учебных заведениях и, в частности, по судебной медицине. Имеются также данные, что в ряде учебных заведений системы МВД РФ судебную медицину преподают случайные лица, которые не имеют высшего медицинского образования.
При составлении протоколов осмотра места происшествия документируются грубые ошибки. Так, капитан милиции Владимир Аникин, который коллекционирует "образцы человеческой мысли", черпая их из протоколов и других милицейский документов, приводит как пример некоторые из них, такие как:
"Поссорившись с Квановым, последний применил к нему нетактичное избиение в области живота", "Записано со слов потерпевшего, бывшего без сознания", "Удар пришелся в бедро, чуть ниже плеча", "Сопротивляясь, гражданин Гусаров тем самым налетел на мой кулак" [1]. Или, например: "Труп лежит на спине на полу слегка улыбается. Глаза полуоткрыты, карие, одного, кажется, нет", "Труп лежит в лесопарковой зоне Сокольники на берегу водоема, голый, пол и возраст определить не представляется возможным, так как наружные половые органы отгрызли раки". Непонятно, как можно определить по наружным половым органам возраст у взрослого человека. Также следует отметить, что пол человека определяется и по другим анатомическим особенностям строения человеческого тела.
Осмотр места происшествия требует от правоохранительных органов высокой квалификации для обнаружения, фиксации и изъятия вещественных доказательств, в том числе биологического происхождения. Правильно провести описание трупа, трупных изменений, повреждений, загрязнений и т.д.
Как отмечает газета МК в заметке журналистки Елены Салиной, нельзя всерьез требовать, чтобы любое преступление было раскрыто по "горячим следам". Есть высоколатентные преступления, о которых никто вообще никогда не узнает. Поэтому основная милицейская задача качественно осмотреть место происшествия и зафиксировать все возможные доказательства. Не исключено, что дело всплывет через 10 лет, но по сохраненным вещам и описанию можно будет довести его до суда [5].
Вызывает беспокойство, что довольно часто молодые специалисты не умеют решать простых вопросов, которые встречаются в их практической деятельности. Также имеются некоторые недостатки в подготовке специалистов в высших учебных юридических заведениях ведется на недостаточно хорошем уровне. Так В.В. Клочков указывает на то, что начинающие правоохранительные работники обнаруживают и изымают не все следы и предметы, имеющиеся на месте происшествия и подлежащие судебно-медицинскому освидетельствованию. Недостаточно четко и в неполном объеме описывают в протоколе осмотра места происшествия данные трупа, которые имеют большое значение для производства экспертизы. Биологические объекты неправильно изымаются с места происшествия и не всегда обеспечивается их сохранность. Эти объекты становятся непригодными для судебно-медицинской экспертизы [3].
Вопросы, которые выносятся на разрешение судебно-медицинским экспертам иногда ставятся некомпетентно, т.е. берутся все известные вопросы из справочника судебной медицины и проставляются в постановление, решение которых замедляет проведение экспертизы, т.к. для ответа на многие вопросы требуются дополнительные материалы, которые должен предоставить эксперту следователь (эксгумация трупа, кровь, волосы, сперма и т.д.). Довольно часто ответы на эти вопросы не нужны для дела. Нередко на экспертизу выносятся не все необходимые вопросы. Иногда в постановлении, при наличии насильственной смерти, ставиться только один вопрос: установить причину смерти. Встречаются случаи, когда при установлении времени наступления смерти следователь в постановлении указывает на то, что смерть наступила в лечебном учреждении, например в 20 часов 31 минуту. Однако, и в этом случае в постановлении перед экспертом ставится вопрос: установить время наступления смерти. Иногда неверно оценивается заключение эксперта и т.д.
Следовательно молодые специалисты, как правило, допускают ошибки, которые свидетельствуют о том, что не усвоены практические навыки работы на месте происшествия с трупом и биологическими объектами. Довольно часто вопрос об орудии травмы, который решается в физико-техническом отделении Бюро судебно-медицинской экспертизы, предлагается решать только по рубцу зажившей раны при наличии одежды, часто одежду представляют на судебно-медицинскую экспертизу только по запросу эксперта [2].
Основной причиной перечисленных недостатков является плохое качество преподавания судебной медицины, лицами которые сами с этими дисциплинами знакомы поверхностно.
Исходя из собственного опыта преподавания этой дисциплины в высшем учебном заведении, считаем, что назрела необходимость создать специальный факультет подготовки и переподготовки преподавателей по судебной медицине в юридических учебных заведениях на базе Московской академии МВД России. Такой факультет уже создан при МВД Белорусской Республики.
Преподавание судебной медицины должно осуществляться одновременно с изучением пограничных разделов: уголовного права, уголовного процесса и криминалистики.
Наличие хорошо оснащенной материально-технической базы при МВД РФ позволит преподавателям изучать основы криминалистики, судебной фотографии, компьютерной техники, тактико-технические характеристики огнестрельного оружия, почерковедение, уголовное право, уголовный процесс, которые ранее не входили в программу подготовки судебно-медицинских экспертов.
Следует подчеркнуть, что такое широкое изучение теоретических и практических основ вышеуказанных дисциплин, вне всякого сомнения, будет способствовать активизации научных исследований преподавателями, а также научно исследовательской и исследовательской работы слушателями-стажерами.
Основной задачей факультета будет являться: постдипломная подготовка и повышение квалификации преподавателей по судебной медицине, а также юристов.
Подготовка преподавателей и юристов должна осуществляться одновременно с изучением судебной медицины, а также пограничных разделов: уголовного права, уголовного процесса, криминалистики и т.д.
Образование данного факультета на базе Московской академии требует создания материально-технической базы: танатологического отделения (морг), отдела судебно-медицинского освидетельствования живых лиц и медико-криминалистического отделения.
Факультет подготовки и переподготовки преподавателей по судебной медицине, а также материально-техническая база находится в подчинении начальника Московской академии.
Московская академия хорошо оснащена материально-технической базой по изучению криминалистики, компьютерной техники, судебной фотографии, тактико-техническими характеристиками огнестрельного оружия, почерковедения и рядом юридических дисциплин, которые не входили в программу подготовки в медицинских ВУЗах. Следовательно, преподаватели высших учебных заведений после окончания факультета подготовки и переподготовки по специальности судебная медицина в совершенстве будут владеть помимо этих дисциплин, еще и медико-криминалистическими методами исследований, а также основами юриспруденции.
Задачей постдипломной подготовки является повышение квалификации преподавателей по судебной медицине, а также юристов по соответствующим учебным планам и программам.
Слушателями будет уделяться большое внимание работе со специальной литературой по судебной медицине и смежным дисциплинам. Каждый слушатель за время прохождения квалификации готовит объемный реферат по судебной медицине и смежным дисциплинам. Реферат выполняется по монографическому типу с изучением и оценкой литературы, по возможности со ссылкой на собственные наблюдения, по избранной теме. Реферат иллюстрируется макро- и микрофотографиями, схемами и таблицами. В конце реферата делаются выводы, а также указывается список использованной литературы. Реферат рецензируется преподавателем и выносится на их публичную защиту перед слушателями-стажерами. После сдачи слушателями теоретического материала в виде дифференцированного зачета они проходят практические занятия. В процессе практики слушатели-стажеры должны выполнить определенный объем работы, предусматривающий наружное описание трупа, его одежды, загрязнений, повреждений на одежде и трупе, а также трупные изменения; провести освидетельствование живых лиц, принимать участие в осмотре места происшествия, в следственном эксперименте, участвовать в судебных заседаниях и т.п.
Контроль за производственной практикой осуществляет преподаватель кафедры. Практические занятия оформляются в виде отчета по общепринятым формам официальных документов, которые анализируются преподавателем и детально обсуждаются на занятиях.
В зависимости от количества привлекаемых к подготовке преподавателей и юристов по судебной медицине можно будет составить штатное расписание факультета.
Следует отметить, что преподаватель по судебной медицине в юридических ВУЗах должен быть специалистом с практическим стажем работы в качестве судебно-медицинского эксперта.
Считаем, что такая подготовка вышеуказанных лиц будет способствовать выпуску высококвалифицированных специалистов в области судебной медицины.
Список литературы