|
Медицина в праве - самое короткое определение судебной медицины как науки. Соединение двух дисциплин, судебной медицины и правоведения на одной кафедре не искусственно и не противоестественно, ибо эти две науки, органично вплетаясь друг в друга, позволяют сделать преподавание более динамичным и организованным. Целесообразность перевода предмета правоведения с кафедр социальной гигиены и общественных наук на кафедры судебной медицины отстаивала ЦМК по судебной медицине МЗ СССР ещё в 80-х годах (2). Время диктует необходимость не раздельного (на 4-ом курсе - право, на 6-ом - судебная медицина) изучения указанных наук, а проведение единого цикла в чётких рамках судебно-медицинской и правовой науки. Это важно не только потому, что медицинское право существующее пока лишь де-факто уже вошло в нашу жизнь в виде экспертиз по ятрогенной патологии (3,4), правовых вопросов судебно-медицинской науки (1), понятий медицинской услуги и маркетинга (6) и т.д., а потому, что лишь целостное восприятие обеих наук позволит врачам в своей будущей работе избежать возникновения конфликтов в тех случаях, когда в принципе они возникнуть не могут, ибо отсутствие медицинского права в качестве правового института тормозит развитие практики правоприменения (5).
Поставленная задача решаема, если не выходя из часовой сетки судебной медицины и права, совместить их в едином 15 - 16-дневном цикле на 5-ом курсе всех факультетов медицинского вуза. Кафедра, имея календарное расписание, сама решит каким образом реализовать имеющиеся часы внутри группы. Этим достигается следующее:
С 4-ого курса убирается дисциплина с 3-х дневным циклом и 13 лекциями, растянутыми на весь семестр, что с точки зрения преподавания в высшей школе не эффективно.
Поскольку преподавание права ведёт правовед или врач, получивший юридическое образование, то ассистент-судебный медик и ассистент-юрист, взаимодействуя между собой в рамках единых рабочих программ выводят преподавание обеих наук на более качественный уровень.
Студенты, на примерах конкретных уголовных дел, дают оценку того или иного действия специалистов различного профиля, понимают значение права в их дальнейшей работе, а также осознают главное - они существуют уже в совершенно иных условиях, где каждый их поступок и действие оценивается с позиций медицинского права.
Исчезает нелепая ситуация, когда выпускник 6-го курса выходит в жизнь не обременённый знаниями правоведения, ибо преподавание права на 4-ом курсе оторвано от решения конкретных вопросов медицинской практики.
Высшей формой подготовки врача-правоведа должно стать обучение на факультетах медицинского права, необходимость открытия которых давно назрела. Утрата приоритета в данной образовательной программе может снизить рейтинг медицинских университетов, а подготовка специалистов по медицинскому праву отдана на откуп юридическим факультетам гуманитарных университетов.
Проведённое нами исследование «выживаемости знаний» у студентов 6-го курса лечебного факультета ВГМУ, которые изучали право на 4-ом курсе, показало, что «выживаемость» не достигает и 25 %. Этот «низкий показатель» свидетельствует о том, что преподавание права в медицинском ВУЗе следует кардинально менять.
Мы понимаем, что наше предложение может показаться спорным, но понимаем также и то, что в преподавании судебной медицины и права нужны перемены, что только отход от сложившихся стереотипов позволит будущим врачам избежать тех ошибок, которые совершают врачи практикующие. Медицинский вуз не юридический, объять все вопросы правоведения невозможно, но несуществующее де-юре медицинское право уже вошло в нашу жизнь. Только комплексное преподавание судебной медицины и права на одной кафедре с согласованными рабочими программами в едином цикле позволит выпустить в жизнь врачей, понимающих, что «если государство провозгласило приоритет законных интересов личности, то правилен такой выбор, когда любой гражданин государства осознаёт, что не его здоровье существует в интересах здравоохранения, а медицина имеет право на существование ради его здоровья» (6).
|
Альманах судебной медицины N 1 (2000), стр.