|
Основной задачей обучения на кафедре судебной медицины СПбГМА им. И. И. Мечникова является существенное улучшение практической подготовки студентов, развитие их творческих способностей и профессиональных навыков и умений, необходимых в будущем для выполнения задач правоохранительных органов и для использования в повседневной врачебной практике.
В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ врач может быть привлечен в качестве специалиста для участия в первоначальных следственных действиях - освидетельствовании потерпевших, обвиняемых, подозреваемых, наружного осмотра трупа на месте его обнаружения, а также в качестве врача-эксперта для проведения комиссионных судебно-медицинских экспертиз по уголовным и гражданским делам, связанным с профессиональной деятельностью медицинских работников, определением тяжести вреда здоровью.
Любой врач должен уметь правильно описать повреждения, установить их характер, механизм и давность образования, оценить степень тяжести причиненного вреда здоровью, сформулировать диагноз, констатировать смерть и др.
Перед началом обучения у студента должна быть полная информация о форме контроля и объеме знаний, умений, навыков по судебной медицине, значимости их в будущей профессиональной деятельности. Полная информация изложена на специальных стендах и в изданном учебно-методическом пособии. В пособии приведены структура билета, примеры ситуационных задач, объём требуемых знаний и умений.
Уровень знаний и профессиональной подготовки студентов по судебной медицине определяется на 6 курсе в форме зачета после завершения обучения на кафедре. Итоговый контроль проводится в два этапа. Первый этап - тестовый контроль. Каждый студент получает один из вариантов , включающий 55 тестовых заданий. После успешной сдачи тестового зачета студенты допускаются ко второму этапу - проверке умений и знаний. Практические навыки и умения определяются путем решения ситуационной задачи и собеседования по акту судебно-медицинского исследования трупа, проведенного студентом самостоятельно под контролем преподавателя во время практических занятий. Ситуационные задачи включают:
1) установление давности наступления смерти,
2) определение характера повреждений и степени тяжести причиненного вреда здоровью,
3) исследование и описание повреждений и морфологических изменений при разных видах смерти по макропрепаратам с составлением судебно-медицинского диагноза и выводов о причине смерти, характере повреждений, травмировавшем предмете и др. Решение ситуационной задачи оформляется письменно.
Уровень теоретических знаний проверяется путем опроса-собеседования по 3-м из 137 вопросов, изложенных в учебно-методическом пособии. Подобная система итогового контроля знаний, навыков и умений позволяет объективно оценить уровень профессиональной подготовки студентов по судебной медицине.
Считаем, что в государственных образовательных стандартах по медицинским специальностям необходимо включить перечень знаний, умений и навыков по судебной медицине в объеме, необходимом в деятельности любого врача.
|
Альманах судебной медицины N 1 (2000), стр.