Медико-биологический
информационный портал
для специалистов
 
БИОМЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ Medline.ru

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА:
Физико-химическая биология

Клиническая медицина

Профилактическая медицина

Медико-биологические науки


АРХИВ:

Фундаментальные исследования

Организация здравохраниения

История медицины и биологии



Последние публикации

Поиск публикаций

Articles

Архив :  2000 г.  2001 г.  2002 г. 
               2003 г.  2004 г.  2005 г. 
               2006 г.  2007 г.  2008 г. 
               2009 г.  2010 г.  2011 г. 
               2012 г.  2013 г.  2014 г. 
               2015 г.  2016 г.  2017 г. 
               2018 г.  2019 г. 

Редакционная информация:
        Опубликовать статью
        Наша статистика


 РЕДАКЦИЯ:
Главный редактор

Заместители главного редактора

Члены редколлегии
Специализированные редколлегии


 УЧРЕДИТЕЛИ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
"Институт токсикологии Федерального медико-биологического агентства"
(ФГБУН ИТ ФМБА России)

Институт теоретической и экспериментальной биофизики Российской академии наук.

ООО "ИЦ КОМКОН".




Адрес редакции и реквизиты

199406, Санкт-Петербург, ул.Гаванская, д. 49, корп.2

ISSN 1999-6314

Российская поисковая система
Искать: 


ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ
Учреждения
Персоны
Монографии
Статьи
 
ИСТОРИЯ БИОЛОГИИ
Персоны
Статьи


МЕДИЦИНСКИЙ ПЕТЕРБУРГ


ЦЕРКОВЬ И МЕДИЦИНА

В медицинской жизни дореволюционного Петербурга немалую роль играла благотворительная деятельность общин сестер милосердия - организаций, сочетающих церковные и медицинские черты. Ряд современных городских больниц возник именно на базе таких общин, при них непременно имелись храмы. Лечебницы для приходящих больных создавались при некоторых церковных приходах, например бесплатная - при Новодевичьем монастыре. Во второй половине XIX века больничные церкви активно строились не только при казенных, но и при частных медицинских учреждениях. Приходские священники регулярно посещали небольшие лечебницы, где не имелось своей церкви или часовни.
Возможность попечительствовать больным имели не только представители православия. В Петербурге существовала Евангелическая женская больница на Лиговке, городские евангелические приюты: Св.Эммануила для детей, страдающих эпилепсией и умственной отсталостью, женский приют Вифезда для неизлечимых больных и калек в Удельной, для мужчин-хроников в Лесном. Принятый большевиками декрет об отделении церкви от государства коснулся в первую очередь именно домовых храмов, массовое закрытие которых началось уже летом 1918 года. В больницах церкви продержались несколько дольше, чем в государственных учреждениях и учебных заведениях, но к концу 20-х годов их ликвидировали, превратив в служебные помещения. Постановление Президиума ВЦИК от 8 апреля 1929 года "О религиозных объединениях" жестко регламентировало права последних, запретив им заниматься благотворительностью, организовывать санатории и лечебную помощь.
Ныне взаимодействие служителей церкви и медицины вновь стало возможным. Во многих больницах восстанавливают церкви. Правда, говорить о том, что каждый страждущий обретает духовное попечение, рано. Да и неправомочно подменять духовность церковностью. Однако не стоит отвергать положительный опыт взаимодействия священников и врачей в решении нравственно-этических аспектов медицинских проблем, вопросах организации медицинской помощи.
Первая православная церковная благотворительная больница Св.Ксении Петербургской открылась 5 февраля 1991 года в небольшом двухэтажном флигеле возле здания петербургских духовных школ. Отец Владимир Сорокин назвал ее геронтологической, имея в виду, что в первую очередь сюда будут госпитализироваться пожилые люди, нуждающиеся не только в лечении, но и в уходе. Вначале больные восприняли это сообщение настороженно, опасаясь, что коли речь идет о стариках, значит "это лечение для умирания", но вскоре опасения развеялись. Первые же пациенты убедились, что в этой небольшой - на 40 коек - больнице применяются современные методы лечения; персонал, состоящий в основном из верующих, отличается высоким профессионализмом и доброжелательностью. На лечение принимаются больные терапевтического профиля - независимо от их вероисповедания и отношения к религии. Кроме бюджетных средств привлекаются пожертвования прихожан и зарубежных благотворителей.
Возродились и сестричества, осуществляющие помощь в больницах, домах престарелых, психоневрологических интернатах. Покровское сестричество входит в состав братства Св.вмч.Анастасии Узорешительницы, возникшего в 1992 году с целью оказания помощи лечащимся в Покровской больнице (в недавнем прошлом больница им.Ленина) и заключенным исправительно-трудовой колонии в поселке Горелово. В братстве - более 60 человек, благотворительная работа ведется по многим направленям. Община из 40 сестер осуществляет уход за тяжелобольными в Покровской (хирургическое и травматологическое отделения), а также Мариинской (терапевтическое, эндокринное, неврологическое отделения) больницах и Детской инфекционной N3. Патронажная группа опекает около 30 тяжелобольных на дому. Начальную медицинскую подготовку сестры и братья получают на шестимесячных курсах в медицинском училище N6. В этом же училище существует трехгодичный курс по подготовке квалифицированных медицинских сестер, открытый совместными усилиями Санкт- Петербургской епархии и Комитета по здравоохранению. Наряду со специальными медицинскими предметами учащимся преподают и духовные дисциплины.
Страница 82вверх (Медицинский Петербург)
Сестричество Св.вмч.Татианы начало формироваться в 1993 году из прихожанок храма Св. вмч. и целителя Пантелеимона при больнице им. Л.Г.Соколова (МСЧ N122). На базе больницы организованы курсы для подготовки младшего медицинского персонала, первый выпуск (20 человек) состоялся в декабре 1994 года. Датой создания сестричества считается 25 января 1997 года, когда в день празднования памяти Св. вмч. Татианы произошло первое посвящение в сестры милосердия некоторых членов общины. Сейчас в сестричестве свыше 70 сестер милосердия и 8 врачей различных специальностей, которые оказывают медицинскую и духовную поддержку пациентам девяти городских больниц. Сестричество Св. вмч. Татианы принадлежит к приходу Св. вмч и целителя Пантелеимона. В него входят также домовые церкви в больнице им. Л.Г.Соколова (МСЧ N122) - во имя Св.вмч.Пантелеимона; в Клинической больнице Российской Академии наук - во имя преподобного Сергия Радонежского; в Детском доме N9 - во имя Св.Георгия Победоносца, а также большая часовня в роддоме СПбГМУ им.И.П.Павлова. При содействии сестричества развиваются общественные организации "Центр милосердия" и "Дети одиноких матерей", ведется строительство больничного храма во имя Державной иконы Божьей матери, который должен стать центром сестрического служения и милосердной помощи в северной части Санкт-Петербурга. Сестричество Св. прп. Елизаветы Феодоровны в Хосписе N1 возникло в ноябре 1994 года по благословению митрополита Ладожского и Петербургского Иоанна. Община сформировалась из числа верующих сотрудников хосписа разных специальностей. Все они руководствуются словами своей святой покровительницы - Великой княгини Елизаветы Феодоровны: "Безнравственно утешать умирающих ложной надеждой на выздоровление, лучше помочь им по-христиански перейти в вечность". Сейчас в общине - 12 сестер и столько же добровольцев.
Отдел по благотворительности Санкт-Петербургской епархии, созданный в 1997 году по благословению митрополита Санкт- Петербургского и Ладожского Владимира, подписал в 1997 году соглашение о сотрудничестве с Комитетом по здравоохранению. Церковные организации получили право посещать больницы с благотворительными целями, открыть церковное отделение в городском медицинском училище.
В феврале 1999 года в городе создано научно-просветительское общество православных врачей Санкт-Петербурга имени Святителя Луки, архиепископа Крымского и Симферопольского (известного хирурга В.Ф.Войно-Ясенецкого). Оно объединяет врачей различных специальностей, психологов, биологов, студентов медицинских вузов. В числе почетных членов - ректор Санкт-Петербургских духовных Академии и Семинарии Его Преосвященство Константин (Горянов), кандидат медицинских наук и сопредседатель Комитета по биоэтике Московской патриархии. В составе общества 7 секций: хирургическая, терапевтическая, педиатрическая; секция, объединяющая офтальмологов, стоматологов и ЛОР-специалистов; секция психиатров, невропатологов и психологов; секция врачей общего профиля и секция, в которую входят медсестры, биологи и студенты вузов. Пленарные заседания общества проходят ежемесячно и посвящены актуальным проблемам: например о допустимости эвтаназии, о взаимодействии священника и врача- психотерапевта, о нравственных вопросах, связанных с развитием репродуктивных технологий, о правомочности прерывания беременности по жизненным показаниям, о совместимости косметической пластики с православным вероучением и т.д.
Общество православных врачей организовало Душепопечительный центр для оказания помощи пострадавшим от оккультных и экстрасенсорных воздействий и наркозависимым пациентам. Центр размещается в здании Центральной клинической больницы Российской Академии наук (ЦКБ РАН). Здесь ведут прием пациентов священники и дипломированные специалисты из Общества православных врачей - психологи, психиатры, наркологи, невропатологи. Центр работает в сотрудничестве с сестричеством Св.вмч.Татианы, диспетчерская служба которого записывает на прием пациентов, желающих получить помощь в Центре, оповещает больных о расписании приема врачей, днях проведения служб и др. Первичные пациенты последовательно проходят ряд собеседований со священниками, врачами различных специальностей, которые позволяют выявить наличие или отсутствие официального медицинского диагноза психического заболевания, оценить адекватность больного, вид, степень, особенности поражения, вызванного оккультным воздействием. В наиболее сложных случаях предусмотрен клинический разбор, требующий привлечения более опытных специалистов и священников. На территории ЦКБ находится домовая церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, в которой проводятся особые молебны (один раз в три недели), чины присоединения к православной церкви лиц, отпавших в секты. С начала основания центра на молебнах побывало 110 человек, в их числе лица, ранее занимавшиеся различными видами целительства, экстрасенсорной деятельности, несовместимой с исповеданием православного учения, и желающие отречься от нее. Оказание помощи пострадавшим в Центре производится на благотворительной основе.
Любая помощь больным и страждущим должна быть принята с благодарностью. Да и взаимодействие священнослужителей и врачей в решении нравственно-этических аспектов медицинских проблем имеет положительные стороны. Однако не будем преувеличивать роль церкви в организации медицинской помощи. Тревожным сигналом прозвучали слова будущего министра здравоохранения начальника ВМА Ю.Л.Шевченко о том, что "в нашей стране тогда все образуется, когда Русская Православная церковь встанет в центре нашей жизни". Свобода совести подразумевает право исповедовать любую религию или стоять на сугубо материалистических позициях. Неправомочно подменять духовность церковностью и видеть в ней единственную действенную силу.
Страница 83вверх (Медицинский Петербург)
Провозглашение православия в качестве официальной государственной религии таит в себе немалые опасности. Религиозная вера - вопрос сугубо интимный, в который государство вмешиваться не должно. Что касается взаимодействия врачей и слушателей религии в области медицины, то оно должно строиться сугубо на добровольных основах. Примером диалога, продиктованного общими целями, сотрудничества, может служить конференция "О взаимодействии общественных и религиозных институтов по сохранению и поддержанию психического здоровья общества". Состоялась она 1 декабря 2000 года по инициативе "Общественной службы психического здоровья" города и Санкт-Петербургской епархии. На ней выступали представители церкви и медицины. Главный психотерапевт Минздрава РФ, петербуржец, профессор Б.Д.Карвасарский рассказал об истории российской психотерапии, ее задачах и роли в укреплении психического здоровья населения. Психотерапия - та область, в которой сотрудничество врачей и священников может быть наиболее продуктивным. Организм един: телесное и психическое представляют различные стороны живого, конкретного человека, причем стороны эти находятся в неразрывной связи и постоянном взаимодействии. Таким образом, психосоматический подход в медицине это не частный аспект, а основа общей концепции болезни. Действительно, с одной стороны, психические факторы влияют на соматическую сферу, то есть на телесное здоровье, причем это влияние может быть и положительным, и отрицательным: например, сильное душевное потрясение может послужить как пусковой причиной заболевания, так и исцеляющей силой, личностная реакция на болезнь может способствовать оздоровлению или утяжелению болезни. С другой стороны, телесный недуг зачастую приводит к саморазрушению и самоуничтожению. Именно это нередко провоцирует непонятные болезни, не поддающиеся лечению традиционными средствами. Только раскаяние в содеянном поможет больному нормализовать свое состояние, ибо скорбь, осознание греховности своего поступка - это уже активное действие, разрывающее порочный круг психосоматических отношений. Исповедь и покаяние - мощные оздоравливающие процедуры, и, возможно, верующие в этом отношении находятся в более благоприятном положении, чем атеисты. Однако опытный психотерапевт может выслушать, дать совет, снять идеи ложного самообвинения.
К сожалению, некоторые священники считают психотерапевтов врагами церкви, поскольку из-за их деятельности многие люди не попадают в ее лоно, не ищут утешения в храме, лишены возможности исповедаться. Более того, иногда подобную точку зрения разделяют православные врачи-психотерапевты. Например, А.В.Покровская рассуждает так: больной во время беседы рассказывает о своих проблемах и страхах, то есть говорит о следствиях своей неправильной и неправедной жизни. Большинство пациентов ищут причины своих болезней и неприятностей не в себе, а вовне: в обстоятельствах и окружающих людях. Психотерапевт выводит из подсознания на ментальный уровень осознание причины болезней и несчастий, вырабатывает линию изменения поведения больного. Во время таинства исповеди человек рассказывает об осознанных им грехах, ошибках, признавая их причиной, приведшей его к болезням, бедам, несчастьям. Священник отпускает, связывает грехи как перечисленные, так и забытые, неупомянутые, то есть выводит (отсекает) причины, вызывающие заболевания. Во время святого причастия, которым завершается исповедь, происходит "попаление грехов", то есть уничтожение отрицательной информации, выведенной с осознанного уровня, а также заполнение оставшейся ниши, следа, памяти Телом и Кровью Христовой. Отсюда и случаи мгновенных исцелений после причастия, ощущение покоя, чистоты.
Обидно, что врач-психотерапевт с большим стажем пришла к мысли, что психотерапия всего лишь полумера - временное исцеление, только на эту жизнь, на "здесь и сейчас". Отныне она всем своим пациентам рекомендует сходить к исповеди и принять святое причастие. На адаптивную роль религии не раз указывал И.П.Павлов, которого кто ошибочно, а кто и намеренно причисляют к верующим. Для своей невесты Серафимы Карчевской, молоденькой курсистки, он не видел жизненной необходимости в молитвах. Но позднее, когда она стала его женой и ее первая беременность закончилась выкидышем, первый ребенок умер в младенчестве, а ее состояние внушало врачам серьезные опасения, Павлов понял, что обращение к религии будет для нее благотворным.
Старейший профессор МАПО, патологоанатом О.К.Хмельницкий в своих мемуарах очень разумно оценивает факт восстановления институтской церкви: "Несомненно, это событие следует приветствовать. Но рассчитывать на то, что восстановление церкви повлияет на нравственный климат и изменит психологию людей, было бы наивно... Важно ведь не пойти и побыть в церкви, а важно то, с чем из нее выйдешь". Действительно, большинство людей, посещающих сегодня храмы, всего лишь отдают дань моде. Их религиозность столь же поверхностна, сколь и недавний атеизм. Те, кто всерьез задумывался о смысле жизни и сознательно отверг религию, вряд ли пойдут в церковь за утешением. Сошлюсь опять на О.К.Хмельницкого. Он вырос в религиозной семье, в детстве и отрочестве был глубоко верующим, но постепенно превратился в атеиста. "Вернуться к прошлому я, к сожалению, не могу. Моя склонность к анализу, критический склад ума не позволяют мне этого сделать".
Священник обращается к Душе, психотерапевт апеллирует к Личности. Для многих из нас, выросших в советское время, это гораздо скорее найдет отклик. Можно лишь пожалеть о том, что такая нужнейшая медицинская специальность, как психотерапия, не получила настоящего признания, если говорить не о словесном одобрении, а о ее реальном месте в организационной структуре системе медицинской помощи населению.

В начало очерка / Назад / Далее

Страница 84вверх (Медицинский Петербург)


Свидетельство о регистрации сетевого электронного научного издания N 077 от 29.11.2006
Журнал основан 16 ноября 2000г.
Выдано Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
(c) Перепечатка материалов сайта Medline.Ru возможна только с письменного разрешения редакции

Размещение рекламы

Rambler's Top100