Медико-биологический
информационный портал
для специалистов
 
БИОМЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ Medline.ru

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА:
Физико-химическая биология

Клиническая медицина

Профилактическая медицина

Медико-биологические науки


АРХИВ:

Фундаментальные исследования

Организация здравохраниения

История медицины и биологии



Последние публикации

Поиск публикаций

Articles

Архив :  2000 г.  2001 г.  2002 г. 
               2003 г.  2004 г.  2005 г. 
               2006 г.  2007 г.  2008 г. 
               2009 г.  2010 г.  2011 г. 
               2012 г.  2013 г.  2014 г. 
               2015 г.  2016 г.  2017 г. 
               2018 г.  2019 г.  2020 г. 

Редакционная информация:
        Опубликовать статью
        Наша статистика


 РЕДАКЦИЯ:
Главный редактор

Заместители главного редактора

Члены редколлегии
Специализированные редколлегии


 УЧРЕДИТЕЛИ:
Институт теоретической и экспериментальной биофизики Российской академии наук.

ООО "ИЦ КОМКОН".




Адрес редакции и реквизиты

199406, Санкт-Петербург, ул.Гаванская, д. 49, корп.2

ISSN 1999-6314

Российская поисковая система
Искать: 


ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ ИСТОРИЯ БИОЛОГИИ

МЕДИЦИНСКИЙ ПЕТЕРБУРГ


АЛЬТЕРНАТИВНАЯ МЕДИЦИНА

Наряду с официальной медициной, которую принято называть научной, всегда существовали методы лечения, отвергаемые наукой из-за неясности механизма их действия. Прежде всего среди них следует назвать гомеопатию. Трудно найти в истории медицины способ лечения, история которого была бы столь сложна и противоречива. Уже двести лет во всем мире не прекращается бурная дискуссия о методе, созданном в конце XVIII и начале XIX века немецким врачом, доктором медицины Самуилом Ганеманом.
Официальное признание в Российской империи гомеопатия получила в 1833 году. Первые отечественные гомеопаты, а среди них были врачи-терапевты, хирурги, педиатры, гинекологи и другие специалисты, появились еще при жизни С.Ганемана. Петербург стал колыбелью отечественной гомеопатии: здесь были открыты первая гомеопатическая аптека (1833), первая гомеопатическая лечебница (1870) и больница (1898) и общество последователей гомеопатии (1868). Еще в прошлом веке после ряда попыток внедрить гомеопатию в государственную медицину было предопределено ее развитие не как самостоятельного направления, а как метода лечения.
Об особом положении гомеопатии можно судить даже по таким официальным изданиям, как "Путеводители по врачебным учреждениям Петербурга", регулярно издававшимся для участников съездов русских врачей в память Н.И. Пирогова. Гомеопатические лечебницы в выпусках 1889, 1893 и 1897 годов не числятся, хотя в перечне частных лечебных заведений упоминаются даже такие, как "Врачебный кабинет А.Ф. Лаврова для пользующихся свежевыпущенной кровью и ее препаратами" и аналогичное заведение врача В.Т. Никитина. Не включены в соответствующий перечень и периодические издания - "Журнал Санкт- Петербургского общества врачей-гомеопатов" (1872-1876), "Гомеопатический вестник" (1883-1890) и "Врач-гомеопат" (1891-1900), связанные с именем Ф.К. Флеминга. Лишь в "Путеводителе" 1910 года указаны адреса пяти гомеопатических лечебниц без единого комментирующего слова: В.О.,5 линия,8; Невский,82; Лицейская,6; Садовая,18; Гороховая,17. На Невском проспекте, 82, гомеопатическая аптека и лечебница для приходящих больных существовала с 1892 года.
В 1895 году аптека и лечебница Санкт-Петербургского Благотворительного общества врачей гомеопатов были открыты на Васильевском острове - Кадетская (Съезжинская) линия,13. В 1898 году на Лицейской улице,6 (ныне улица Рентгена), начала свою деятельность Больница в память императора Александра II Санкт-Петербургского Благотворительного общества последователей гомеопатии на 150 коек. Двухэтажное здание построили по инициативе инженеров-путейцев по проекту П.Ю.Сюзора. Небольшую, но красивую церковь с высокими куполами и звонницей освятил о.Иоанн Кронштадтский. Перед зданием больницы установили бюст Александра II. При ней была и лечебница для приходящих больных, а вблизи Сестрорецкого курорта - санаторий. Инициатором создания и душой Благотворительного общества последователей гомеопатии и ряда учреждений, в том числе и больницы, был врач П.В.Соловьев. Его перу принадлежит ряд изданий по гомеопатии: "Домашний лечебник", "Главные основы гомеопатии в общедоступном изложении", а также перевод "Фармакодинами" - лекций лондонского гомеопата доктора Юза.
Для вступления в Общество последователей гомеопатии медицинский диплом не требовался, и это обстоятельство нередко служило причиной нападок на него представителей официальной медицины. Впрочем, суровый критике подвергались и врачи-гомеопаты. Достаточно показательным в этом плане является постановление Медицинского Совета от 7 декабря 1882 года по поводу прошения доктора медицины Дитмана, автора книги "Руководство гомеопатического лечения". Последний просил предоставить ему на 6 месяцев помещение на несколько десятков кроватей для пользования гомеопатическим методом детей, больных дифтеритом, мотивируя это высокой смертностью от дифтерита и накопленным им опытом успешного лечения. Дитману в просьбе отказали, более того, Медицинский Совет предложил обратить внимание цензуры на его книгу. Членов Совета, среди которых были и известные клиницисты, возмутило, что Дитман, ратуя за гомеопатический метод, критиковал аллопатов. Он утверждал, что в ряде случаев они назначают не просто бесполезные, но даже вредные и опасные процедуры, в частности, <глумился над тремя знаменитостями, которые назначили тифозной больной обливания ледяной водой>. Одним из авторов постановления был профессор Э.Э.Эйхвальд, который называл гомеопатию "терапевтической системою, основания которой противоречат здравому смыслу".
Действительно, механизм действия микродоз не укладывался в рамки привычных представлений. Несколько десятилетий спустя крупнейший фармаколог Н.П.Кравков экспериментально установил, что действие ядов в больших разведениях качественно меняется, поскольку действующие вещества переходят в особое состояние, но его данные были подвергнуты сомнению. Это еще раз подтверждает, что новое, ломающее привычные представления, всегда воспринимается с трудом. Недаром замечательный генетик Н.В.Тимофеев-Ресовский высказал мысль о различиях между наукой и истиной. Наука в его представлении - это всего лишь не претендующая на абсолютную истину система непротиворечивой систематизации фактов, достоверных на момент их представления, и не более. С позиций сегодняшних знаний об энерго- информационном воздействии микродоз гомеопатия уже не воспринимается как нечто мистическое.

Среди активных сторонников гомеопатии нельзя не вспомнить выпускника ВМА Л.Е.Бразоля. Когда его попытка выступить с докладом в Обществе русских врачей была отвергнута, он обратился в Педагогический музей военно-учебных заведений в так называемом Соляном городке, который называли первым народным университетом. Здесь он прочел цикл лекций, вызвавших бурные дискуссии. Бразоль был секретарем, а с 1889 года председателем Общества врачей-гомеопатов, редактором "Гомеопатического вестника". Он неоднократно посещал ведущие гомеопатические больницы в Берлине, Лейпциге, Вене, Париже и Лондоне, принимал участие в международных конгрессах по гомеопатии. По инициативе Бразоля к столетию провозглашения Ганеманом принципа гомеопатического лечения был организован международный комитет по сбору средств на новый надгробный памятник основателя гомеопатии. Останки Ганемана перенесли с Монмартского кладбища на кладбище Пер- Лашез, и в сессию Международного конгресса по гомеопатии в июле 1900 года памятник ему был торжественно открыт при большом стечении народа. Перу Бразоля в числе других работ принадлежит очерк жизни и деятельности Самуила Ганемана.

В истории отечественной гомеопатии чередовались периоды подъема и упадка интереса врачей к этому методу, хотя были у нее и пожизненно преданные рыцари. В 1913 году состоялся Первый Всероссийский съезд последователей гомеопатии. В нем приняли участие не только врачи и провизоры, но и увлеченные энтузиасты, не имевшие отношения к медицине. В основном это были люди, которым гомеопатия помогла избавиться от какого-либо недуга. С программной речью на съезде выступил петербургский доктор медицины Л. Бразоль. Лондонский врач Гойль от имени Международного гомеопатического совета осветил положение гомеопатии в ряде стран Европы и Соединенных Штатах Северной Америки, где она пользовалась государственной поддержкой.
Общество врачей-гомеопатов продолжало в течение некоторого времени существовать и после Октябрьской революции, его председатель Н.Е.Габрилович опубликовал в 1923 году "Записку о гомеопатии", в которой сообщал, что в 1922 году в лечебнице на Невском,82, зарегистрировано 12 тысяч посещений. Он предлагал открыть врачам- гомеопатам доступ в клиники, хотя бы в тех случаях, когда иные способы лечения не имеют успеха, тем более, что гомеопатическая больница на Лицейской была закрыта осенью 1918 года.
В 1933 году, после реорганизации Института экспериментальной медицины, при дирекции ВИЭМ было создано Бюро по изучению гомеопатии под председательством известного терапевта М.В.Черноруцкого. В состав Бюро вошли крупные специалисты различного профиля - фармаколог С.В.Аничков, дерматовенеролог О.Н.Подвысоцкая, оториноларинголог В.И.Воячек и др. Проверка эффективности гомеопатических средств проводилась в клиниках ВИЭМ. Тщательно задокументированные результаты сохранились в институтских архивах. В сводные официальные отчеты, опубликованные в 1937 и 1939 годах, они не вошли - в это время шла очередная волна борьбы с идеалистическими направлениями в науке. В 1959 году в журнале <Наш современник> появилась большая статья о гомеопатии, автор которой ссылался на положительные результаты довоенных исследований в ВИЭМ. Тема вызвала интерес, в редакцию пошли письма, одобрительные отклики были опубликованы на страницах журнала. И снова по команде сверху зазвучала резкая критика. Профессор ИЭМ фармаколог Н.А.Хараузов с помощью соответствующих извлечений из архивной стенограммы итоговой конференции по гомеопатии в очередной раз доказывал ее несостоятельность. Как водится в таких случаях, положительные отзывы он проигнорировал, зато щедро цитировал отрицательные. Следующий удар по гомеопатии был нанесен в 1968 году - Минздрав издал приказ о запрещении гомеопатического лечения онкологических больных.
Понадобились годы, чтобы отношение официальных кругов к гомеопатии потеплело, о чем свидетельствует ряд документов: приказ Минздрава РФ от 1 июля 1991 года "О развитии гомеопатического метода в медицинской практике и улучшении организации обеспечения населения гомеопатическими препаратами", затем приказ 1995 года "Об использовании метода гомеопатии в практическом здравоохранении", который утвердил положение о врачах-специалистах, правила отпуска и номенклатуру гомеопатических лечебных средств, требования по заполнению медкарты амбулаторного больного. Гомеопатия вышла из полулегального состояния и официально отнесена к традиционной медицинской деятельности. О Национальном гомеопатическом конгрессе, состоявшемся в Петербурге в 1992 году, писали не только газеты, но и такой серьезный орган печати, как "Вестник Российской Академии наук". В сентябре 2000 года в Элисте состоялся конгресс по традиционной медицине, на котором большое внимание уделено различным аспектам гомеопатии. Материалы докладов, опубликованные в объемном (611 страниц) томе большого формата, несомненно заинтересуют любознательного читателя.
Каково же нынешнее положение гомеопатии в Петербурге?
Сегодня создается специализированная служба, которая позволит удовлетворить потребности населения в гомеопатической помощи. В 1990 году учреждена Ленинградская гомеопатическая ассоциация, объединяющая врачей, провизоров, работников науки. Ее цель- научное обоснование и пропаганда гомеопатии среди медицинских работников и пациентов, а также просветительская и лечебная деятельность. Выходит журнал "Гомеопатия и фитотерапия". С 1990 года ежемесячно проходят заседания гомеопатической секции научного терапевтического общества им. С.П. Боткина. Обучение врачей гомеопатическому методу лечения и повышение квалификации осуществляется в Медицинской академии последипломного образования, Педиатрической медицинской академии и в ТОО "Центр гомеопатии". Члены ассоциации считают наиболее целесообразным признать гомеопатию методом терапии, затем выделить ее в качестве субспециальности и впоследствии - отдельной специальности. Но на это требуется время...
Продолжает работать гомеопатическая поликлиника N82, которая сменила прописку и теперь находится на Пражской улице, работает лечебница-амбулатория ТОО "Центр гомеопатии" на улице Полярной,15. Действуют гомеопатические аптеки: государственная на Невском,50, при "Центре гомеопатии" и три, образовавшие предприятие "Гомеофарм" (на Большом проспекте Петроградской стороны, в Свечном переулке и при поликлинике на Пражской). Медико-социологические и маркетинговые исследования аптек города, проведенные совместно с Фармацевтической ассоциацией Санкт-Петербурга и Северо-Запада, показали, что гомеопатические препараты имеются в ассортименте 90% аптек, тем не менее 60% провизоров не известны нормативные документы МЗ РФ, касающиеся гомеопатии, а с перечнем гомеопатических препаратов, зарегистрированных МЗ РФ, знакома лишь 1/3 опрошенных. Зато население охотно покупает гомеопатические средства.

В городе действуют 63 медицинских учреждения, обладающих лицензиями на лечение гомеопатическим методом. В них работают 153 врача-специалиста, из них 76 - в специализированных поликлиниках, 46 - в гомеопатических отделениях различных учреждений, 31 - в отдельных кабинетах.
Гомеопатия и фитотерапия. 1998. N1.

Страница 79вверх (Медицинский Петербург)
Следует вспомнить и о тибетской медицине, которая пришла в Россию вместе с буддизмом через Монголию и распространилась в Бурятии и Калмыкии. Петербуржцы познакомились с ней в середине XIX века, когда в столицу приехал молодой, но уже известный в Забайкалье лама-целитель Сультим Бадмаев. Чтобы узаконить свое право на лечение больных, он обратился к императору Александру II с просьбой официально испытать его познания и был прикомандирован к Николаевскому военному госпиталю. Распоряжением от 3 октября 1860 года ему разрешили "лечить своими средствами больных, страдающих бугорчаткою легких во всех степенях", а также раком, под наблюдением госпитальных врачей. Результаты оказались успешными и - Сультиму присвоили звание лекарского помощника с правом носить мундир военного медика, произвели в коллежские регистраторы и назначили медицинским практиком при бурятах. Вскоре он перешел в православие под именем Александра Александровича (крестным отцом его был сам император Александр II) и открыл на Суворовском проспекте кабинет по приему больных и тибетскую аптеку.
С 1870 года ему помогал младший брат Жамсаран, в православии Петр Александрович (крестник наследника престола будущего императора Александра III). Изучив тибетскую медицину под руководством брата, Петр окончил восточный факультет университета и прошел в качестве вольнослушателя полный курс обучения в Медико- хирургической академии. Правда, в результате конфликта с профессором Э.Э.Эйхвальдом, непримиримым борцом с ненаучной медициной, он не сдал два экзамена. Это обстоятельство в дальнейшем всегда использовали недоброжелатели, обвиняя его в незаконном врачевании. Петр Бадмаев унаследовал практику брата, умершего в 1873 году, и значительно расширил ее. О его популярности свидетельствует знаменитый Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, в котором деятельность целителя охарактеризована кратко и точно: "лечит все болезни какими-то особыми, им самим приготовленными порошками, а также травами. Несмотря на насмешки врачей, к Бадмаеву стекается огромное количество больных".
Амбулаторный прием он вел на Литейном,16, а в своем имении на Поклонной горе открыл небольшую лечебницу-санаторий для избранных, где кроме медикаментозной терапии применялись и другие методы: специальный массаж, водолечение, психотерапия, индивидуальная диета. В.Пикуль в романе "У последней черты" ошибочно сообщил, что "роскошную виллу врача-шарлатана Джамсарана Бадмаева дотла сожгли рабочие-выборжцы". А на следующий день на этом же месте сожгли труп Распутина, пепел которого "оказался перемешанным с золой тайного притона, где Гришка много лет пил и гулял, где он обдумывал свои черные планы". В действительности же белокаменный дом с башенкой, построенный архитектором Лебурдэ, простоял до начала 80-х годов и по иронии судьбы в нем размещалось 36-е отделение милиции. Что касается Распутина, то его труп сожгли не на Поклонной горе, а на дороге в Пискаревку в лесу близ Политехнического института. Легенда однако живет до сих пор. Рождаются и новые, ибо личность Бадмаева продолжает будоражить воображение.
Так, врач и писатель Е.Черносвитов, перу которого принадлежит "Акафист Григорию Распутину", изобразил тибетского врача алкоголиком, которого спас от запоев академик В.М.Бехтерев. Причем автор вложил эту "ценную" информацию как в уста Распутина, так и самого Бадмаева: <Погиб бы я наверняка, если бы не Владимир Михайлович (Бехтерев.- Авт.). Вот с кем тебе, Гриша, надобно бы познакомиться. Силища в нем великая, биополе мощное и сознание открыто космосу>. Скептическое отношение Бадмаева к возможностям европейской медицины хорошо известно - он никогда не обратился бы к европейскому специалисту. Известно и другое - Бехтерев лечил алкоголиков внушением под гипнозом. Бадмаев же как знаток тибетской медицины прекрасно владел психофизическими методами, позволяющими не только управлять собой в любых ситуациях, но и воздействовать на окружающих, так что у него не было нужды прибегать к помощи психотерапевта. Не зная основных принципов тибетской медицины, автор допустил и другую ошибку, утверждая, что Распутин психологически подавлял Бадмаева. Это уже выдумка шиворот- навыворот, ибо до сих пор людская молва само возвышение старца приписывала бадмаевскому приворотному зелью. Дескать, Распутин опаивал царя наркотическими травками, а у наследника престола вызывал с помощью тибетских порошков кровотечения, которые сам же и останавливал с помощью других бадмаевских средств. Основным источником этих слухов служили мемуары убийцы Распутина, князя Юсупова, который не постеснялся изобразить умного и образованного Бадмаева "темным тибетцем".
Любопытно, что Черносвитов поселил Бадмаева не на Поклонной горе и даже не на Литейном, а в "собственном доме на Невском (номер 4, вход со двора)". И "крутую лестницу с деревянными перилами" описал, и "тяжелую обитую железом дверь" (совсем как у "новых русских"!), и обстановку квартиры. Но все это плод фантазии автора, ибо дом © 4 принадлежал Главному штабу и располагался там военно- топографический отдел. По воле автора тибетский врач "жил одиноко, прислугу отпускал рано", хотя хорошо известно, что семья Бадмаевых была большой, славилась гостеприимством, и в иные дни за стол садилось до 20-ти человек. И уж никак не могла висеть у него на стене фотография Юсупова с надписью "Бадмаеву - великому лекарю. Дружески", ибо, как мы уже говорили, князь у него никогда не лечился и относился к нему крайне неприязненно.
Страница 80вверх (Медицинский Петербург)
Многие врачи считали Бадмаева шарлатаном, его нередко обвиняли в том, что он окутывает свои методы лечения глубокой тайной, но именно ему мы обязаны появлением на русском языке первого учебника тибетской медицины. На собственные средства издал он в 1898 году книгу "О системе врачебной науки Тибета", представлявшую перевод двух первых томов основного трактата тибетской медицины "Жуд-ши", а в 1903 году переиздал ее с исправлениями и дополнениями. Большинство врачей ее не поняли. Принять концепцию болезней как результат нарушения равновесия трех регулирующих систем организма, поверить в возможности пульсовой диагностики, понять смысл многокомпонентных лекарственных смесей, в состав которых входили растения, минералы и особым образом обработанные органы животных, современники в большинстве своем не смогли. Смущал и поэтический язык книги, в которой сердце называлось царем органов, печень уподоблялась горе с острыми вершинами, а желудок котлу для варки пищи.
П.А.Бадмаев организовал общество по изучению врачебной науки Тибета, открыл русско-бурятскую школу на Поклонной горе, ученики которой постигали кроме общеобразовательных предметов тибетскую медицину, а затем получали европейское медицинское образование. В числе учеников этой школы был его племянник Осор - Николай Николаевич Бадмаев, окончивший в 1914 году Военно-медицинскую академию. Стажировались у П.А.Бадмаева и врачи, пожелавшие ознакомиться с тибетской медициной. В их числе был доктор медицины Ждан-Пушкин. После того как Бадмаев спас его ребенка, он в течение нескольких лет был его ассистентом.
Прах П.А.Бадмаева, умершего в 1920 году, покоится на Шуваловском кладбище. На его могиле лежит скромная мраморная плита. Памятник, описанный в справочнике "Исторические кладбища Петербурга" - гранитный пьедестал с портретным барельефом поставлен не ему, а его внучатому племяннике А.Н.Бадмаеву (1920-1982), тоже врачу. Рядом с П.А.Бадмаевым похоронена его вторая жена - Елизавета Федоровна, продолжавшая после смерти мужа вести прием больных. Врачебный кабинет на Литейном был официально зарегистрирован как опытный, и вместе с Елизаветой Федоровной, не имевшей высшего медицинского образования, больных принимала ее невестка доктор В.И.Наумова, прошедшая подготовку у Бадмаева еще до революции. В 1937 году Е.Ф.Бадмаеву по доносу арестовали за "незаконное врачевание" и дали ей 8 лет лагерей. Еще более трагической оказалась судьба Н.Н.Бадмаева. Среди его пациентов было немало влиятельных людей - известных писателей, видных военачальников, крупных партийных работников и членов правительства. Достаточно сказать, что он лечил Горького, А.Толстого, мхатовцев, Тухачевского, Шапошникова, Ворошилова, Молотова и даже наркома внутренних дел Ежова, не говоря уж о ленинградских чекистах. Многие пациенты поддерживали его попытки организовать научное изучение тибетской медицины - сначала в стенах ВИЭМ, затем в специальной клинике, открытия которой пришлось добиваться несколько лет. Но просуществовала она в особняке графа Бобринского недолго, и сам Н.Н.Бадмаев и приглашенные им из Бурятии специалисты были арестованы в годы "Большого террора" и расстреляны. Тогда же были репрессированы тибетские врачи Томергонов и Зодбаев, практиковавшие при буддийском храме в Старой Деревне. Тибетская медицина надолго оказалась под запретом. Лишь в 60-е годы была разработана программа ее изучения. Немалую роль в этом сыграли ленинградские ученые - ботаники, фармацевты, востоковеды, врачи. В числе инициаторов этого начинания были представителями династии Бадмаевых: внук Петра Александровича доцент Военно- медицинской академии П.Е.Вишневский и его внучатый племянник врач А.Н.Бадмаев.
Коренные жители нашего города хорошо знают эту фамилию, о чем свидетельствуют, в частности, письма, полученные мной от пациентов Е.Ф.Бадмаевой, Н.Н. и А.Н.Бадмаевых после выхода книги "Тибетская медицина в России: История в судьбах и лицах". К ней я и отсылаю читателей, которые захотят углубиться в эту тему. А тем, кто верит рекламным объявлениям, обещающим исцеление с помощью тибетской медицины, сообщаю, что специализированного центра в городе нет. В официальном перечне медицинских специальностей тибетская медицина отсутствует. Правда, внук Н.Н.Бадмаева Н.А.Бадмаев продолжает семейную традицию и пользуется фамильными рецептами. Он ведет прием в городской многопрофильной больнице N26.
Ряд нелекарственных методов тибетской медицины, присущих восточной медицине вообще, вошли с современную лечебную практику. Это прежде всего иглоукалывание, прижигания, вакуум-терапия, различные варианты массажа, локальная металлотерапия, специальная дыхательная гимнастика и комплексы физических упражнений. С диагностическими целями наряду с новейшей аппаратурой применяются такие методы, как иридодиагностика (распознавание болезней по изменениям радужки глаза), аурикулодиагностика (по ушной раковине).
В терапевтической практике отмечается тяга к натуротерапии с индивидуальным подбором диеты, применением различных способов очищения организма, разнообразных водных процедур (обливания, ванны с лекарственными травами, ванны по А.С.Залманову), гирудотерапия (лечение пиявками). Особенно широко методы альтернативной медицины применяются в различных оздоровительных центрах. Желающих лечить "натуральными методами много, но среди них далеко не все даже дипломированные врачи обладают должными знаниями и квалификацией.
Несколько слов необходимо сказать и о парамедицине. К сожалению, за последние десять лет в России, а, соответственно, и в Петербурге, легализовались и расцвели пышным цветом целители, маги, колдуны, биоэнергетики с громкими титулами докторов эзотерических наук, докторов альтернативной медицины, так называемые народные целительницы вроде Дарьи Байкальской (она же Уральская), бабы Нюры. Они готовы приворожить и снять порчу, исцелить от всех болезней, восстановить мир в семье, "почистить" карму. Большинство новоявленных спасителей человечества специализируются на снятии порчи. Можно подумать, что это основная причина всех наших бед. Бурная и прибыльная деятельность представителей парамедицины - яркий симптом кризисного состояния официальной медицины.

В начало очерка / Назад / Далее

Страница 81вверх (Медицинский Петербург)


Свидетельство о регистрации сетевого электронного научного издания N 077 от 29.11.2006
Журнал основан 16 ноября 2000г.
Выдано Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
(c) Перепечатка материалов сайта Medline.Ru возможна только с письменного разрешения редакции

Размещение рекламы

Rambler's Top100