САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ПЕДИАТРИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
Литовская ул., 2
Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской
академии (ГПМА) более 75 лет. Этот первый в мире и единственный в
России специализированный вуз по подготовке детских врачей
находится на Литовской улице, проходящей по бывшему здесь когда-то
огороду лейб-гвардии Литовского полка. Отсюда и произошло название
улицы. У института богатая история и славные традиции. Хорошо
известны и сложившиеся в нем научные школы.
Академия занимает территорию бывшей городской детской больницы
"В память Священного коронования Их Императорских Величеств",
открытой в 1905 году. Больница была спроектирована по павильонной
системе и обошлась городской казне в 1,7 миллиона рублей. В ее
проектировании, устройстве и оборудовании принимали участие такие
видные врачи-педиатры, как К.А.Раухфус, В.Н.Коровин и В.Н.Рейтц,
она считалась лучшей в Петербурге. Штатных кроватей в ней было 650, а
служебный персонал состоял из 24 штатных и 4 сверхштатных врачей, 2
фельдшеров, 56 сестер милосердия, 2 массажисток, 232 сиделок, 22
палатных служителей, 6 служителей при дезинфекционной камере и 149
низших служащих. Как видим, по сравнению со взрослыми лечебными
заведениями штат был многочисленным, что позволяло обеспечить
надлежащий уход и надзор за больными детьми. Из-за разрухи и голода,
царивших в годы Гражданской войны, больница, как и многие другие
медицинские учреждения, пришла в запустение. Ее даже хотели закрыть.
Осознание особой ситуации, сложившейся в России в 20-х годах
прошлого века (массовая беспризорность, огромное число проституток),
выдвинуло проблему охраны материнства и детства как одну из наиболее
социально значимых.
В стране была создана сеть специальных факультетов и институтов
охраны материнства и младенчества, призванных изучать причины
детской и материнской заболеваемости и смертности, разрабатывать
научные основы организации лечебной и профилактической помощи
детям и женщинам, готовить квалифицированные кадры
7 января 1925 года в Ленинграде, в зданиях детской городской
больницы, открылся Научно-практический институт охраны материнства
и младенчества им. К. Цеткин. К этому времени структуру больницы
перепрофилировали и институт состоял из 11 лечебных отделений, дома
грудного ребенка, дома малюток, распределителя для детей, 3-х клиник,
имевших до 500 коек, амбулатории, преобразованной затем в детскую
поликлинику, детской консультации и молочной станции.
Авторами проекта и организаторами института были известные
педиатры М.С.Маслов, А.Я.Гольдфельд, 3.0.Мичник, А.Л.Антонов,
В.0.Мочан, директор института, П.С.Медовиков, Л.И.Эрлих, П.И.Люблинский, А.В.Попова и др. С 1925 по 1949 год институтом
руководила Ю.А.Менделева, талантливый организатор, а главным
врачом больницы был Д.С.Тумаркин. С первых дней в институте были
организованы различные курсы для усовершенствования и специализа-
ции врачей по педиатрии и охране материнства и младенчества.
К 1928 году в институте заметно активизируется научная работа, и
создаются первые кафедры - структурные основные научные
подразделения и открывается аспирантура для подготовки научных
кадров.
В ходе реорганизации возникает НИИ охраны материнства и
младенчества - этот статус сохраняется до 1932 года. На вновь созданных
кафедрах - физиологии, социальной гигиены женщины и ребенка,
гигиены и диетики раннего возраста, патологии детского возраста,
рентгенологии, детского туберкулеза, острых детских инфекций -
развертывается интенсивная педагогическая и научная деятельность.
В 1932 году НИИ превращается в высшее учебное медицинское
заведение - "Больницу-медвуз". Стране требовались квалифицированные
врачи педиатры - детская смертность оставалась высокой. Необходимо
было расширять сеть детских лечебных и профилактических
учреждений, налаживать медицинское обслуживание в детских домах и
колониях для беспризорников.
В институт переводят факультет охраны материнства и младенчества
со студентами и профессорами из 1ЛМИ, где вместо него открывают
факультет подготовки военно-морских врачей. Осенью на 1-й курс
принимают 82 студента. В 1935 году "Больницу-медвуз" реорганизуют в
Ленинградский педиатрический медицинский институт (ЛПМИ) - первое
в мире специализированное учреждение для подготовки педиатров со
студенческой скамьи. В 1936 году состоялся первый выпуск. Он был
небольшой - 51 человек, а всего до начала войны подготовлено 530
врачей и более 300 прошли усовершенствование.
В больнице работали соматические, хирургическое, инфекционное,
невропатологическое, туберкулезное, венерическое, акушерское и
гинекологическое отделения. Особое внимание уделялось профилактике
внутрибольничных инфекций. Если 1925 году больница имела 800 коек,
то в 1940 - уже 1215.
Все годы Великой Отечественной войны институт продолжал
клиническую, научную, педагогическую и организационную работу.
Основной преподавательский и врачебный состав оставался в
осажденном Ленинграде. Ни на один день не прекращалась работа под
артобстрелами и бомбежками. На немецких картах Педиатрический
институт значился как подлежащий уничтожению объект N708. На
территории института были развернуты госпитали хирургического и
инфекционного профиля для военного и гражданского населения.
В блокированном городе остались не эвакуированными более 400
тысяч детей - и многие из них обязаны своей жизнью самоотверженной
работе врачей-педиатров. Для спасения маленьких ленинградцев от
голода было разработано 18 заменителей молока для детского питания из
сои, солода и других продуктов. Молочная станция института ежедневно
обслуживала до 8 тысяч детей. В первые же дни войны были развернуты
госпитали для больных и раненых воинов, а также для гражданского
населения, в них большую работу вели опытнейшие врачи института.
Студенты активно участвовали в оборонительных работах, ездили на
торфоразработки, строили на территории института убежища,
участвовали в месячнике по очистке города. Все тяготы блокадных лет
делили со студентами их старшие товарищи - преподаватели.
Изменилась тематика научных исследований, она стала отвечать нуждам
военного времени. Сотрудники вели научную работу: изучали
алиментарную дистрофию и авитаминозы у детей и взрослых, военный
травматизм, защищали диссертации, издавали монографии, сборники
научных работ.
Страница 102
В годы войны в институте были организованы курсы по обучению
врачей переливанию крови, по подготовке к работе по системе "единого
педиатра", по повышению квалификации государственных санитарных
инспекторов, врачей-педиатров по диетике больного и здорового
ребенка, курсы для районных педиатров, для врачей отделения
новорожденных, по инфекционным болезням, курсы повышения
квалификации школьных врачей и др. Дважды в месяц для педиатров
города проводились учебные обходы больных в клиниках. Кроме того в
институте готовили сандружинниц из числа работниц фабрик и заводов
города.
В 50-е годы прием студентов в институт был увеличен до 600 человек.
Информация и опыт, накопленные сотрудниками и учеными, - обобщены
в учебниках и монографиях, составивших основу современной
отечественной педиатрии. Это "Основы учения о ребенке", "Диагноз и
прогноз", М.С.Маслов - "Учебник детских болезней", "Справочник по
диететике раннего детского возраста"; А.Ф.Тур - "Детская гематология";
М.Г.Данилевич - "Основные детские инфекции"; Г.А. Баиров -
"Неотложная хирургия новорожденных"; Н.П.Шабалов -
"Неонатология" и др.
В соответствии с приказом Минздрава и действующими
нормативными документами в 1992 году вуз получил название Санкт-
Петербургского педиатрического медицинского института, а в 1994 -
стал Санкт-Петербургской государственной педиатрической
медицинской академией. Сегодня в ее составе более 50 кафедр и курсов
для подготовки врачей и ежегодно в нее поступает около 400 студентов.
К 2000 году подготовлено свыше 25 тысяч врачей, в том числе более
двух тысяч из зарубежных стран. Подготовка иностранных студентов
ведется с 1949 года. На факультете повышения квалификации и
профессиональной подготовки обучение проходят 3,5 тысячи врачей.
Клиническая больница академии - многопрофильное лечебное
учреждение на 815 коек. В ее структуре 5 клиник соматического профиля
и 10 специализированных отделений. В данной книге мы не имеем
возможности рассказать о всех подразделениях академии, поэтому
остановимся только на трех из них.
Кафедру госпитальной педиатрии организовал в 1939 году и бессменно
возглавлял до своей кончины Александр Федорович Тур (1894-1974), академик АМН
СССР (1952). До этого он заведовал кафедрами: физиологии, гигиены и диететики;
пропедевтики детских болезней; госпитальной педиатрии. В годы блокады был главным
педиатром города, а в послевоенные годы - проректором института по научной и
педагогической работе. Основным направлением научной деятельности кафедры было
исследование физиологии и патологии новорожденных детей, их диететики и
эндокринологии, а также заболеваний крови. А.Ф.Тур автор многих монографий,
справочников, учебников и руководств, по которым учится не одно поколение
педиатров, лауреат Госпремии СССР за цикл работ по физиологии детей раннего
возраста, способствовавших снижению детской смертности в стране. В 1994 году в
парке академии воздвигнут бюст А.Ф. Тура (скульптор Е.Ф. Яшин).
В 1985 года кафедру реорганизовали. Сегодня она располагает
специализированной клиникой по лечению недоношенных детей,
соматической клиникой для углубленного обследования детей с
эндокринной патологией и заболеваниями пищеварительной системы.
Кафедру детских болезней N1 ныне возглавляет Л.В. Эрман,
представитель крупнейшей педиатрической школы, созданной А.Ф.
Туром. В числе других важнейших проблем сотрудники кафедры много
лет изучают состояние здоровья детей из экологически неблагополучных
регионов (Чернобыль, Казахстан, Челябинск и др.).
Кафедра детской хирургии возникла в 1932 году на базе детской хирургической
клиники Института охраны материнства и младенчества, основанной в 1924 году Р.Р.
Вреденом. Знаменательной вехой в ее истории стал 1959 (61) год, когда кафедру
возглавил Гирей Алиевич Баиров (1922-1999), член-корреспондент РАМН (1963),
лауреат Государственной премии СССР, лидер среди детских хирургов страны. Под его
руководством кафедра подготовила плеяду блестящих специалистов по детской
хирургии и смежным специальностям. Особое место в работе кафедры занимают пороки
развития - хирургия новорожденных. Еще в 1955 году Г.А. Баиров прооперировал
новорожденного ребенка с атрезией пищевода. Результаты многолетнего опыта
обобщен в "Атласе операций у новорожденных" (1984) - первого отечественного
издания такого рода.
Глубокое изучение и развитие ряда разделов детской хирургии позволили
выделить их в самостоятельные дисциплины: анестезиологию и реаниматологию,
урологию, ортопедию, сосудистую хирургию, колопроктологию и т.д. Одним из
наиболее перспективных направлений стала хирургия позвоночника, развивающаяся
под руководством Э.В.Ульриха, заведующего кафедрой с 1992 году. Основатель
отечественной вертебрологии, он продолжает традиции, заложенные Г.А.Баировым.
Кафедра остается лидером во многих направлениях детской хирургии.
В сентябре 1989 году при академии на базе ее поликлиники на улице
Александра Матросова, 22, открыли Консультативно-диагностический
центр для Северо-Западного региона РФ. В нем имеются отделения:
педиатрическое, специализированной помощи детям, акушерско-
гинекологическое, лучевой диагностики, лабораторное (биохимическая,
иммунологическая и ИФА лаборатории), дневной стационар для детей на
10 коек, дневной стационар для женщин на 5 коек. Проводятся
современные диагностические исследования: - ЭКГ, суточное
мониторирование, КИГ, РЭГ, ЭЭГ, ЭМГ, УЗИ, допплерография,
термография, рентгенография, фиброгастроскопия, реогастрография,
аудиометрия, спирометрия, велоэргометрия и др. Детей с сочетанной и
наиболее сложной патологией наблюдают специалисты, назначают им
комплекс реабилитационных мероприятий, включающих массаж, ЛФК,
рефлексо- и лазеротерапию, занятия с логопедом, психотерапию....
Консультативную и диагностическую помощь здесь ежегодно получают
около 100 тысяч детей.
Ученые академии внесли большой вклад в развитие фундаментальных
наук и детских клинических дисциплин: в области патологической
физиологии - Е.С.Лондон; морфологии - Ф.И.Валькер, Д.Д.Лохов,
А.Г.Кнорре; физиологии - А.Г.Гинецинский; микробиологии - В.М.Берман;
медицинской генетики - Е.Ф.Давиденкова; терапии - В.А.Вальдман;
хирургии - Н.Н.Еланский, P.P.Вреден, А.А.Русанов;
медицинской демографии - С.А.Новосельский, В.В.Паевский;
психиатрии- С.С.Мнухин; акушерства - К.К.Скробанский; педологии
- Л.И.Чулицкая. В стенах академии возникли и продолжают
развиваться научные школы М.С.Маслова (патология младшего и
старшего возраста), А.Ф.Тура (педиатрия), М.Г.Данилевича
(инфекционные болезни), А.Б.Воловика (кардиоревматология),
П.С.Медовикова (фтизио-пульмонология) и Г.А.Баирова (хирургия).
На протяжении всего периода существования академии основными
научными направлениями являлись: изучение особенностей организма
ребенка в норме и при патологии, а также клинико-социальные аспекты
формирования здоровья детей. Благодаря реализации оригинальных и
эффективных научно-исследовательских программ появились
ответвления медицинских дисциплин, изучающие именно детскую
патологию. Это неонатология, кардиоревматология, гематология,
нефрология, психиатрия, гинекология, неотложная педиатрия,
социальная педиатрия, оториноларингология, дерматовенерология,
вертебрология, подростковая медицина, история педиатрии и биоэтика в
педиатрии, клиническая фармакология, ортопедия, урология,
колопроктология, экстракорпоральные методы детоксикации и
гемокоррекции, анестезиология-реаниматология, сосудистая хирургия и
др.
Академия в ближайшее время начнет готовить педиатров для
Министерства по чрезвычайным ситуациям. В ее клиниках будут
лечиться дети, пострадавшие в результате различных катаклизмов. С
этой целью создается факультет медицинской психологии, специалисты
которого будут заниматься лечением психосоматических заболеваний,
возникших в результате социальных и иных катастроф, а также их
профилактикой. Сегодня среди научных партнеров академии -
институты и университеты США, Германии, Франции, Польши и
Финляндии.
В начало очерка / Назад / Далее
Страница 103