МЕДЛАЙН.РУ
Содержание журнала

Архив

Редакция
Учредители

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт теоретической и экспериментальной биофизики
Российской академии наук


ООО "ИЦ КОМКОН"

Адрес редакции и реквизиты

192012, Санкт-Петербург, ул.Бабушкина, д.82 к.2, литера А, кв.378

ISSN 1999-6314


Профилактическая медицина •

Том: 19
Статья: « 5 »
Страницы:. 65-78
Опубликована в журнале: 30 января 2018 г.

English version

Оценка психофизиологических компонентов адаптации курсантов военно-учебного заведения

Загородников А.Г., Горичный В.А., Загородников Г.Н.

Федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова" Министерства обороны Российской Федерации


Резюме
Исследованы психофизиологические компоненты адаптации курсантов мезоморфного и эктоморфного соматотипов за период обучения в военном вузе. Выявлены статистически значимые различия показателей физического развития и физической подготовленности курсантов мезоморфного и эктоморфного соматотипов. Установлено, что в группе курсантов мезоморфного типа, по сравнению с эктоморфным типом, наблюдается статистически значимое увеличение (от р<0,05 до р<0,01) показателей частоты сердечных сокращений и артериального давления при функциональных пробах, а также увеличение (от р<0,05 до р<0,01) показателя эффективности методик числовые ряды, зрительная память, образное мышление и арифметический сч?т у курсантов мезоморфного типа по сравнению с курсантами эктоморфного типа. Динамика психофизиологических характеристик различных соматотипических групп курсантов позволяет определить, что курсанты мезоморфного самототипа по сравнению с курсантами эктомофного типа обладают устойчивыми закономерностями в реагировании на психофизиологические нагрузки во время обучения, и, что адаптация к условиям обучения у курсантов мезоморфного типа проходит более адекватно. Таким образом, психофизиологические компоненты адаптации курсантов мезоморфного типа более соответствуют требованиям выбранной профессии, чем у курсантов эктоморфного типа.


Ключевые слова
курсанты, психофизиологические компоненты адаптации, мезоморфный и эктоморфный соматотипы, показатели физической подготовленности, физиологические характеристики курсантов, уровень развития познавательных психических процессов.



(статья в формате PDF. Для просмотра необходим Adobe Acrobat Reader)



открыть статью в новом окне

Список литературы

1. Благинин А.А. Над?жность профессиональной деятельности операторов сложных эргатических систем /А.А. Благинин. - СПб.: ЛГУ, 2006. - 139 с.


2. Боченков А.А. Ранняя диагностика дезадаптивных расстройств как основа предупреждения снижения работоспособности военнослужащих / А.А. Боченков [и др.] // Мат. науч.-практ. конф. ?Актуальные проблемы психофизиологического сопровождения учебного процесса в военно-учебных заведениях?. - СПб., 2002. - С. 103-105.


3. Воробь?в В.М. Опыт и перспективы исследования психофизиологической адаптации курсантов в военном инженерном ВУЗе / В.М. Воробь?в, А.И. Михайлов, П.А. Швайко // Мат. науч.-практ. конф. ?Актуальные проблемы психофизиологического сопровождения учебного процесса в военно-учебных заведениях?. - СПб., 2002. - С. 34-40.


4. Жаркен С.Т. Динамика военно-профессиональной адаптации курсантов военного вуза в начальном периоде обучения / С.Т. Жаркен, В.Н. Сысоев // Мат. IV Всерос. науч.-практ. конф., посвящ?нной 15-летию кафедры военной психофизиологии ?Психофизиология профессионального здоровья человека?. - СПб.: ВМА, 2012. - С. 70-74.


5. Жаркен С.Т. Состояние системы кровообращения при адаптации к обучению в высшем военно-учебном заведении / С.Т. Жаркен // Мат. IV Всерос. науч.-практ. конф., посвящ?нной 15-летию кафедры военной психофизиологии ?Психофизиология профессионального здоровья человека?. - СПб.: ВМА, 2012. - С. 75-76.


6. Жернавков В.Ф. Опыт применения образовательных тестов достижений для прогнозирования успешности обучения курсантов в Военно-медицинской академии / В.Ф. Жернавков // Мат. науч.-практ. конф. ?Актуальные проблемы психофизиологического сопровождения учебного процесса в военно-учебных заведениях?. - СПб., 2002. - С. 96-97.


7. Корзунин В.А. Закономерности динамики профессионально важных качеств военных врачей в процессе профессионализации: автореф. дис. ? д-ра психолог. наук / В.А. Корзунин. - СПб.: ВМА, 2002. - 48 с.


8. Малахов Ю.К. Антропофизиологическая характеристика соматотипов курсантов: дис. ? канд. мед. наук / Ю.К. Малахов. - СПб., 1995. - 240 с.


9. Медведев В.И. Методологические аспекты изучения функционального состояния / В.И. Медведев // Методические проблемы обработки медико-биологической информации. - Л.: Наука, 1983. - С. 23.


10. Медведев В.И. О проблеме адаптации / В.И. Медведев // Компоненты адаптационного процесса: Сб. статей / под. ред. В.И. Медведева. - Л. Наука, 1984. - С. 3-16.


11. Погодин Ю.И. Психофизиология профессиональной деятельности / Ю.И. Погодин, А.А. Боченков. - М., 2007. - 280 с.


12. Попов В.И. Оценка личностных особенностей и нервно-психической устойчивости курсантов в зависимости от успешности обучения в высших военно-медицинских учебных заведениях / В.И. Попов, Г.В. Находкин, А.Н. Горбунов // Мат. всеарм. научн. конф. ?Актуальные вопросы психофизиологического обеспечения боевой подготовки специалистов Вооруж?нных сил Российской Федерации? - СПб., 2000. - С. 63-65.


13. Русанов С.Н. Взаимосвязь показателей функционального состояния организма слушателей военно-медицинского факультета с успешностью обучения: дис. ? канд. мед. наук / С.Н. Русанов. - Саратов, 1997. - 163 с.


14. Русанов С.Н. Состояние психического здоровья военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации и организационно-профилактические меры по его сохранению и укреплению: автореф. дис. ? д-ра мед. наук / С.Н. Русанов. - СПб.: ВМА, 2009. - 40 с.


15. Цыганок И.И. К вопросу о психофизиологических детерминантах успешности военно-профессиональной адаптации курсантов / И.И. Цыганок [и др.] // Мат. науч.-практ. конф. ?Актуальные проблемы психофизиологического сопровождения учебного процесса в военно-учебных заведениях?. - СПб., 2002. - С. 88-89.


16. Шабалин В.Н. Взаимосвязь физических, физиологических и личностных особенностей курсантов с успешностью обучения в высших военно-медицинских заведениях: дис? канд. мед. наук / В.Н. Шабалин. - СПб., 1995. - 187 с.


17. Шаров Р.А. Использование аудиовизуальной стимуляции для оптимизации военно-профессиональной адаптации курсантов военного вуза: автореф. дис. ? канд. мед. наук / Р.А. Шаров. - СПб.: ВМА, 2009 г. - 22 с.


18. Шаров Р.А. Особенности вегетативной регуляции у курсантов с различным характером развития адаптации к условиям обучения в военном вузе / Р.А. Шаров, И.Ю. Козлова, В.В. Васильченко // Вестн. Росс. воен.-мед. акад. - 2009. - N 3 (27). - С. 127-130.


19. Hoge C.W. Combat duty in Iraq and Afghanistan, mental health problems, and barriers to care / C.W. Hoge [et al.] // N. Engl. J. Med. - 2004. - Vol. 351. - N 1. - P. 75-77.


20. James L.C. Suicide prevention in an army infantry division: A multi-disciplinary program / L.C. James, T.J. Kowalski // Mil. Med. - 1996. - Vol. 161. - N 2. - P. 97-101.