Медико-биологический
информационный портал
для специалистов
 
БИОМЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ Medline.ru

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА:
Физико-химическая биология

Клиническая медицина

Профилактическая медицина

Медико-биологические науки


АРХИВ:

Фундаментальные исследования

Организация здравохраниения

История медицины и биологии



Последние публикации

Поиск публикаций

Articles

Архив :  2000 г.  2001 г.  2002 г. 
               2003 г.  2004 г.  2005 г. 
               2006 г.  2007 г.  2008 г. 
               2009 г.  2010 г.  2011 г. 
               2012 г.  2013 г.  2014 г. 
               2015 г.  2016 г.  2017 г. 
               2018 г. 

Редакционная информация:
        Опубликовать статью
        Наша статистика


 РЕДАКЦИЯ:
Главный редактор

Заместители главного редактора

Члены редколлегии
Специализированные редколлегии


 УЧРЕДИТЕЛИ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
"Институт токсикологии Федерального медико-биологического агентства"
(ФГБУН ИТ ФМБА России)

Институт теоретической и экспериментальной биофизики Российской академии наук.

ООО "ИЦ КОМКОН".




Адрес редакции и реквизиты

199406, Санкт-Петербург, ул.Гаванская, д. 49, корп.2

ISSN 1999-6314

Российская поисковая система
Искать: 


«
ТОМ 19, СТ. 5 (стр. 65-78)   |   30 января 2018 г.   
»

Профилактическая медицина »

Оценка психофизиологических компонентов адаптации курсантов военно-учебного заведения
Загородников А.Г., Горичный В.А., Загородников Г.Н.

Федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова" Министерства обороны Российской Федерации



Резюме

Исследованы психофизиологические компоненты адаптации курсантов мезоморфного и эктоморфного соматотипов за период обучения в военном вузе. Выявлены статистически значимые различия показателей физического развития и физической подготовленности курсантов мезоморфного и эктоморфного соматотипов. Установлено, что в группе курсантов мезоморфного типа, по сравнению с эктоморфным типом, наблюдается статистически значимое увеличение (от р<0,05 до р<0,01) показателей частоты сердечных сокращений и артериального давления при функциональных пробах, а также увеличение (от р<0,05 до р<0,01) показателя эффективности методик числовые ряды, зрительная память, образное мышление и арифметический сч?т у курсантов мезоморфного типа по сравнению с курсантами эктоморфного типа. Динамика психофизиологических характеристик различных соматотипических групп курсантов позволяет определить, что курсанты мезоморфного самототипа по сравнению с курсантами эктомофного типа обладают устойчивыми закономерностями в реагировании на психофизиологические нагрузки во время обучения, и, что адаптация к условиям обучения у курсантов мезоморфного типа проходит более адекватно. Таким образом, психофизиологические компоненты адаптации курсантов мезоморфного типа более соответствуют требованиям выбранной профессии, чем у курсантов эктоморфного типа.


Ключевые слова

курсанты, психофизиологические компоненты адаптации, мезоморфный и эктоморфный соматотипы, показатели физической подготовленности, физиологические характеристики курсантов, уровень развития познавательных психических процессов.





(статья в формате PDF. Для просмотра необходим Adobe Acrobat Reader)



открыть статью в новом окне

Список литературы

1. Благинин А.А. Над?жность профессиональной деятельности операторов сложных эргатических систем /А.А. Благинин. - СПб.: ЛГУ, 2006. - 139 с.


2. Боченков А.А. Ранняя диагностика дезадаптивных расстройств как основа предупреждения снижения работоспособности военнослужащих / А.А. Боченков [и др.] // Мат. науч.-практ. конф. ?Актуальные проблемы психофизиологического сопровождения учебного процесса в военно-учебных заведениях?. - СПб., 2002. - С. 103-105.


3. Воробь?в В.М. Опыт и перспективы исследования психофизиологической адаптации курсантов в военном инженерном ВУЗе / В.М. Воробь?в, А.И. Михайлов, П.А. Швайко // Мат. науч.-практ. конф. ?Актуальные проблемы психофизиологического сопровождения учебного процесса в военно-учебных заведениях?. - СПб., 2002. - С. 34-40.


4. Жаркен С.Т. Динамика военно-профессиональной адаптации курсантов военного вуза в начальном периоде обучения / С.Т. Жаркен, В.Н. Сысоев // Мат. IV Всерос. науч.-практ. конф., посвящ?нной 15-летию кафедры военной психофизиологии ?Психофизиология профессионального здоровья человека?. - СПб.: ВМА, 2012. - С. 70-74.


5. Жаркен С.Т. Состояние системы кровообращения при адаптации к обучению в высшем военно-учебном заведении / С.Т. Жаркен // Мат. IV Всерос. науч.-практ. конф., посвящ?нной 15-летию кафедры военной психофизиологии ?Психофизиология профессионального здоровья человека?. - СПб.: ВМА, 2012. - С. 75-76.


6. Жернавков В.Ф. Опыт применения образовательных тестов достижений для прогнозирования успешности обучения курсантов в Военно-медицинской академии / В.Ф. Жернавков // Мат. науч.-практ. конф. ?Актуальные проблемы психофизиологического сопровождения учебного процесса в военно-учебных заведениях?. - СПб., 2002. - С. 96-97.


7. Корзунин В.А. Закономерности динамики профессионально важных качеств военных врачей в процессе профессионализации: автореф. дис. ? д-ра психолог. наук / В.А. Корзунин. - СПб.: ВМА, 2002. - 48 с.


8. Малахов Ю.К. Антропофизиологическая характеристика соматотипов курсантов: дис. ? канд. мед. наук / Ю.К. Малахов. - СПб., 1995. - 240 с.


9. Медведев В.И. Методологические аспекты изучения функционального состояния / В.И. Медведев // Методические проблемы обработки медико-биологической информации. - Л.: Наука, 1983. - С. 23.


10. Медведев В.И. О проблеме адаптации / В.И. Медведев // Компоненты адаптационного процесса: Сб. статей / под. ред. В.И. Медведева. - Л. Наука, 1984. - С. 3-16.


11. Погодин Ю.И. Психофизиология профессиональной деятельности / Ю.И. Погодин, А.А. Боченков. - М., 2007. - 280 с.


12. Попов В.И. Оценка личностных особенностей и нервно-психической устойчивости курсантов в зависимости от успешности обучения в высших военно-медицинских учебных заведениях / В.И. Попов, Г.В. Находкин, А.Н. Горбунов // Мат. всеарм. научн. конф. ?Актуальные вопросы психофизиологического обеспечения боевой подготовки специалистов Вооруж?нных сил Российской Федерации? - СПб., 2000. - С. 63-65.


13. Русанов С.Н. Взаимосвязь показателей функционального состояния организма слушателей военно-медицинского факультета с успешностью обучения: дис. ? канд. мед. наук / С.Н. Русанов. - Саратов, 1997. - 163 с.


14. Русанов С.Н. Состояние психического здоровья военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации и организационно-профилактические меры по его сохранению и укреплению: автореф. дис. ? д-ра мед. наук / С.Н. Русанов. - СПб.: ВМА, 2009. - 40 с.


15. Цыганок И.И. К вопросу о психофизиологических детерминантах успешности военно-профессиональной адаптации курсантов / И.И. Цыганок [и др.] // Мат. науч.-практ. конф. ?Актуальные проблемы психофизиологического сопровождения учебного процесса в военно-учебных заведениях?. - СПб., 2002. - С. 88-89.


16. Шабалин В.Н. Взаимосвязь физических, физиологических и личностных особенностей курсантов с успешностью обучения в высших военно-медицинских заведениях: дис? канд. мед. наук / В.Н. Шабалин. - СПб., 1995. - 187 с.


17. Шаров Р.А. Использование аудиовизуальной стимуляции для оптимизации военно-профессиональной адаптации курсантов военного вуза: автореф. дис. ? канд. мед. наук / Р.А. Шаров. - СПб.: ВМА, 2009 г. - 22 с.


18. Шаров Р.А. Особенности вегетативной регуляции у курсантов с различным характером развития адаптации к условиям обучения в военном вузе / Р.А. Шаров, И.Ю. Козлова, В.В. Васильченко // Вестн. Росс. воен.-мед. акад. - 2009. - N 3 (27). - С. 127-130.


19. Hoge C.W. Combat duty in Iraq and Afghanistan, mental health problems, and barriers to care / C.W. Hoge [et al.] // N. Engl. J. Med. - 2004. - Vol. 351. - N 1. - P. 75-77.


20. James L.C. Suicide prevention in an army infantry division: A multi-disciplinary program / L.C. James, T.J. Kowalski // Mil. Med. - 1996. - Vol. 161. - N 2. - P. 97-101.



Свидетельство о регистрации сетевого электронного научного издания N 077 от 29.11.2006
Журнал основан 16 ноября 2000г.
Выдано Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
(c) Перепечатка материалов сайта Medline.Ru возможна только с письменного разрешения редакции

Размещение рекламы

Rambler's Top100