Об учебной программе по судебной медицине
для медицинских ВУЗов
А. А. Матышев, Е. С. Мишин, В. Т.
Севрюков
Санкт-Петербург
|
Целевая установка учебной программы определяет все ее содержание, в частности, перечень теоретических знаний и практических навыков и умений, которыми должны овладеть обучаемые; тематические планы лекций и практических занятий; методические и организационные формы проведения учебных занятий; перечень рекомендованной литературы. В программах по судебной медицине для студентов медицинских ВУЗов до 1995 года цель обучения предполагала подготовку врача общего профиля для выполнения обязанностей судебно-медицинского эксперта по заданию судебно-следственных органов и осуществлению задач здравоохранения по дальнейшему повышению качества лечебно-профилактической помощи населению. Однако эта цель являлась нереальной, так как подготовить судебно-медицинского эксперта за 72 учебных часа, которые отводились на судебную медицину - конечно, невозможно. Кроме того, широкая сеть бюро СМЭ и их достаточная укомплектованность, принятие новых нормативных документов, привели к тому, что абсолютное большинство судебно-медицинских экспертиз производится штатными судебно-медицинскими экспертами. Поэтому отпадает необходимость в указанной цели обучения по судебной медицине.
Первая попытка изменить целевую установку программы была предпринята на заседании учебно-методического совета по судебной медицине Минздрава РСФСР, которое состоялось в 1984 году в г. Горьком. Но эта попытка оказалась безуспешной, и в учебной программе по судебной медицине 1987 г. снова осталась та же цель. И только в программе 1995 г. изменена цель преподавания судебной медицины. В этой программе считается необходимым подготовить студентов медицинского ВУЗа для «успешного выполнения обязанностей специалиста при производстве первоначальных следственных действий...» Однако целевая установка программы 1995 г. сформулирована многословно, оказалась громоздкой и неудобочитаемой.
Полагаем, что основной целью преподавания судебной медицины в медицинских ВУЗах в настоящее время, во-первых, должно явиться содействие общеврачебной подготовке будущих врачей. Дело в том, что опыт работы со студентами 5-го, а теперь и 6-го курсов показал, что основная масса студентов не имеет твердых навыков по описанию различных повреждений и патологических изменений и, особенно - по формулировке диагнозов. Практические занятия по судебной медицине дают прекрасную возможность студентам старших курсов овладеть навыками правильного описания повреждений и патологических изменений на препаратах в классе и при исследовании трупов в морге. Однако для формулировки полного диагноза к препаратам, которые изучают студенты, должны быть приложены выписки из актов судебно-медицинского исследования трупов с изложением необходимых данных и всех обнаруженных на трупе повреждений для постановки судебно-медицинского диагноза и ответов на вопросы. Только в таком случае студенты могут отработать навыки правильного формулирования диагнозов.
Во-вторых, в целевой установке следует сохранить обучение студентов теоретическим и практическим вопросам судебной медицины в объеме, необходимом для выполнения обязанностей специалиста при производстве первоначальных следственных действий. В первую очередь речь идет об участии врача в осмотре места происшествия и трупа на месте его обнаружения, в освидетельствовании потерпевших. Таким образом, по нашему мнению, целевая установка преподавания судебной медицины в медицинском ВУЗе может быть сформулирована следующим образом: обучение студентов теоретическим знаниям, практическим навыкам и умениям по судебной медицине в объеме, необходимом для выполнения обязанностей специалиста при производстве первоначальных следственных действий и для использования в повседневной врачебной практике.
Для достижения цели обучения вполне достаточно 90 часов (60 часов для практических занятий и 30 часов лекционных). Программа обучения должна быть единой для всех факультетов (лечебного, медико-профилактического и педиатрического), однако до 10% учебного времени следует выделить для профилизации преподавания. Так, на лечебном факультете следует больше уделить внимания вопросам проведения комиссионных экспертиз по уголовным и гражданским делам, связанным с профессиональной деятельностью врачей, дефектам в медицинской документации и оказании медицинской помощи. В рабочей программе на отделении экономики и управления здравоохранением лечебного факультета обходимо предусмотреть тему «Экономика и управление судебно-медицинской службой области». На медико-профилактическом факультете целесообразно изучить вопросы проведения комиссионных экспертиз по делам, связанным с причинением вреда здоровью от действия биологических факторов и вследствие нарушений санитарно-гигиенических норм и правил; на отделении лабораторного дела - использование лабораторных методов в судебно-медицинской экспертизе. На педиатрическом факультете профилизация преподавания должна быть связана с особенностями судебно-медицинской экспертизы детей.
|
Альманах судебной медицины N 1 (2000), стр.