Определение целевой характеристики и нерешенных проблем преподавания
судебной медицины и предложения по устранению недостатков с целью оптимизации учебного процесса
Проф. В.И.Акопов
Ростов-на-Дону
|
1. Поставить перед МЗ РФ вопрос о необходимости принятия Положения о Бюро СМЭ, как клинической базе кафедр судебной медицины. Растущий спрос кафедр по подготовке из выпускников вузов врачей-экспертов, врачей-интернов, клинических ординаторов, аспирантов, а в некоторых вузах, усовершенствования судебно-медицинских экспертов, не обеспечен экспертной базой с современным оборудованием и аппаратурой. Фактически использование базы бюро рассчитано на понимание его руководством общих интересов с кафедрой и добрых взаимоотношений с ее заведующим.
2. Добиться клинической надбавки к зарплате для преподавателей кафедры. Проблема, которая не раз поднималась, крайне обострилась сейчас, ее решение необходимо для привлечения опытных экспертов к педагогической работе. Сложившееся положение, когда рядовой эксперт получает больше ассистента, у которого учился и иногда повышает свой профессиональный уровень, ненормально. Совмещение преподавателей в бюро не решает проблемы и не всегда возможно.
3. Увеличить количество часов до 100-110 часов и перевести преподавание судебной медицины с 6 (выпускного) вновь на 5 курс. Внести изменения в тематику занятий, увеличив количество тем, проводимых на основе экспертизы.
4. Ввести экзамен по судебной медицине на всех кафедрах и курсах, указав это в учебном плане. В настоящее время по учебному плану, наряду с другими предметами, экзамен заменен на зачет и лишь решением Советов ряда вузов сохранен экзамен или введен дифференцированный зачет. Между тем, как сказано выше, в отличие от других специальностей, судебная медицина обязательна для врача, так как он может быть привлечен к экспертизе.
Все курсы судебной медицины медвузов РФ (даже с небольшим числом преподавателей) должны стать самостоятельными. Существование курсов при кафедрах патологической анатомии и, особенно нормальной анатомии, не позволит им решать поставленные задачи.
Перевести все курсы правоведения (юридических основ деятельности врача) на кафедры судебной медицины. Такое решение, МЗ РФ имеется, но в настоящее время правоведение преподают лишь на 13 кафедрах судебной медицины РФ. Между тем, такое объединение, как показала практика, взаимно выгодно для этих двух предметов, оно повышает авторитет кафедры судебной медицины и приближает ее, по ряду вопросов, к насущным нуждам практической медицины. (На этом мы подробнее остановимся ниже).
7. Найти возможность создать централизованно по всем изучаемым темам современные наглядные пособия (таблицы, слайды, учебные кинофильмы, муляжи).
Поставить вопрос перед Госкомитетом по образованию РФ о создании центрального и региональных общественных Советов с целью координации и методического обеспечения преподавания судебной медицины для студентов юридических факультетов
|
Альманах судебной медицины N 1 (2000), стр.