ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЫ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
В.Э.Янковский, А.Б.Шадымов
Барнаул
|
В настоящее время в связи с изменениями социально-экономических отношений в нашем обществе изменяются требования к подготовке врачебных кадров. Эти изменения коснулись, в первую очередь, того, что перед медицинскими ВУЗами теперь стоит задача общемедицинской подготовки выпускников, а подготовка специалистов перешла в разряд последипломного образования.
В этих условиях изменились акценты преподавания судебной медицины. Произошел отказ от подготовки специалиста судебно-медицинского эксперта за время прохождения цикла занятий. Тем более что в настоящее время от судебно-медицинского эксперта часто требуют сертификат специалиста, в частности во время судебных заседаний. Вместе с тем, Уголовно-процессуальный Кодекс пока допускает участие "иного врача" в проведении первичных следственных действий. Кроме этого, деятельность врача любой другой специальности при выполнении своих профессиональных обязанностей предполагает возможность появления и существенных правовых последствий, выливающиеся в возбуждении уголовного или гражданского дела.
Поэтому в преподавании судебной медицины, по нашему мнению, должно быть выделено два направления. Одно направление - общемедицинская подготовка врача в рамках "Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования" (2000), где судебная медицина отнесена в раздел "Общих профессиональных дисциплин". Преподавание этого направления - общих и частных разделов судебной медицины в настоящее время достаточно отработано.
Второе направление - правовая подготовка студентов, которая не должна ограничиваться только циклом лекций и занятий по "Основам права", но и проводится кафедрой судебной медициной и вместе другими клиническим кафедрами.
Необходимость акцента на втором направлении преподавания должно исходить из понимания все более возрастающей персональной ответственности врача за профессиональную и специальную деятельность. Об этом свидетельствует увеличивающееся число уголовных и гражданских врачебных дел, причиной возбуждения которых часто является правовая неосведомленность врача.
Если на клинических кафедрах уделяется достаточное внимание деонтологическим аспектам деятельности врача, то такие вопросы, как правильное обозначение повреждений, их полное описание, фиксация объективных признаков острых состояний, обоснование при назначении какого-либо медицинского вмешательства или обоснование отказа от его проведения, подписка больного о согласии на медицинское вмешательство и, тем более, обязательная фиксация отказа от проведения медицинского вмешательства остаются за пределами преподавательского анализа как второстепенные. В тоже время из-за этих недостатков страдает сам врач, а также - пациент, так как при последующем проведении судебно-медицинской экспертизы ряд вопросов следствия остаются не решенными или решение принимает двоякий смысл.
В этом же плане чрезвычайно важное юридическое значение приобретают медицинские документы (первичные записи в журналах, амбулаторные карты, истории болезни), которые при уголовных и гражданских делах становятся единственными объектами экспертизы. Практика проведения комиссионных судебно-медицинских экспертиз показывает, что качество медицинских документов еще очень далеко от совершенства, несмотря на попытки введения и унифицированных форм.
Преподавание многих из перечисленных, казалось бы, не правовых вопросов не может охватить судебная медицина в связи с узкими рамками учебной программы, преподавать же их на 6 курсе "становится уже поздно", так как они имеют статус "практического навыка", требующего многократного выполнения на разных курсах и кафедрах.
Снижение значимости преподавания судебной медицины выразилось в ликвидации экзамена, а также и в том, что при Государственной аттестации выпускников, на втором этапе - тестового контроля отсутствуют тестовые вопросы по судебной медицине. В то же время такие вопросы под другим "Общим профильным дисциплинами" имеются.
Поэтому одно из наших предложений - разработка межкафедральной программы, но не по общим вопросам правового обучения, которые часто носят декларативный характер, а по частным, конкретным разделам, по которым могут возникать правовые последствия, восстановление экзамена, а также включение тестовых вопросов по судебной медицине в тестовый контроль Государственной аттестации.
Еще одно из направлений работы кафедры судебной медицины должно вылиться в участие в последипломной подготовке врачей всех специальностей.
Участие кафедры судебной медицины в последипломной подготовке врача любой специальности (интернатура, ординатура, аспирантура) должно исходить из постулата, что каждый врач, в силу повышения персональной ответственности, должен знать правовые аспекты своей специальности не только в большем объеме, но и с приобретением практических навыков.
Для этого в рамках интернатуры, ординатуры необходимо обязательное выделение часов как для лекций, так и для семинарских занятий по вопросам ответственности медицинских работников за должностные и профессиональные правонарушения, как это предусмотрено для некоторых других дисциплин (например, медицинская статистика, клиническая фармакология и др.). Кроме этого, в комплексный итоговый экзамен последипломной подготовки ввести обсуждение тех наиболее часто возникающих врачебных дефектов, которые могут иметь правовые последствия. Это может быть выражено в виде вопросов тестового контроля или вопросов для собеседования.
Таким образом, преподавание судебной медицины не должно замыкаться только рамками преподавания узкоспециальных разделов при общемедицинской подготовке врача, а также должно включать в себя последовательное правовое его образование как на протяжении всего додипломного, так и последипломного обучения. Повышению значимости и ответственности преподавания судебно- медицинских и медико- правовых вопросов будет способствовать восстановление экзамена по судебной медицине и включение их в тестовый контроль Государственной аттестации выпускника.
Приложение:
Из других обсуждаемых разделов:
1) Необходимость централизованного обновления учебных пособий, в частности, учебных таблиц, большинство из которых целесообразно переиздать (они изданы 20 лет назад).
2) Иллюстративный материал (таблицы по организационно-процессуальным вопросам судебно-медицинской экспертизы, медико-правовая классификация смерти, статьи УК и УПК, таблицы по частным разделам судебной медицины, наиболее демонстративные наблюдения из практики и другие демонстрационные пособия) перенести на магнитный носитель для последующего распространения по кафедрам судебной медицины, но с официальным разрешением использования их в учебном процессе.
3) На преподавателей кафедры судебной медицины должно распространяться положение о клинической кафедре с соответствующим расчетом клинической нагрузки.
|
Альманах судебной медицины N 1 (2000), стр.