О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЫ СТУДЕНТАМ МЕДИЦИНСКИХ
ВУЗОВ.
Н.С.Эделев, Е.Г.Колпащиков, В.М.Бушков
Нижний Новгород.
|
Общеизвестно, что выполнение работы судебно - медицинского эксперта является обязанностью любого врача, который должен не только знать, но и уметь выполнять основные положения ее. При этом он не только оказывает необходимую консультацию своим коллегам и работникам правоохранительных органов, но и осуществляет необходимые действия в практической медицине.
В наше время с высокой криминализацией современного общества, вопрос о подготовке врачей по судебной медицине должен радикальным образом измениться. Необходимо постепенно отходить от ныне существующей системы преподавания по определенной тематике вообще, а преподавать студентам предмет, так сказать, изнутри, по имеющимся в бюро судебно-медицинской экспертизы отделам и отделениям. Принимая во внимание указанные обстоятельства, считаем, что подготовка по судебной медицине должна быть равноценной по тематике и продолжительности на всех факультетах: не может быть отдельной науки для врачей - лечебников, отличной от предмета, скажем, для выпускников стоматологического и медико - профилактического факультетов. Хотелось бы, чтобы на занятия по судебной медицине студенты приходили с необходимым минимумом теоретических знаний, полученных на лекциях, чтение которых должно предшествовать циклу занятий на кафедре по предмету. Студенты большую часть времени должны проводить в подразделениях бюро судебно - медицинской экспертизы с усвоением соответствующих теоретических и практических знаний во время проведения конкретных экспертиз и исследований, а также работы с учебной и научной литературой.
Такая система подготовки врачей в вопросах решения практических судебно - медицинских задач несомненно будет более эффективной, так как будущие специалисты будут иметь дело с определенными фактами из жизни, объектами и орудиями преступления, беседовать с сотрудниками милиции, прокуратуры и суда и т. д. Это будет более интересным, чем просто читать учебники и методическую литературу, слушать лектора и преподавателя; полученные при этих действиях знания будут откладываться не в виде слов и страниц, а свяжутся с конкретными предметами и людьми в виде определенных образов, что особенно важно для долговременной памяти, ставшей не абстрактным, а конкретным понятием.
Следует отметить, что к настоящему времени как - то исторически сложилось, что студентам стоматологического факультета, в отличие от других подразделений вуза, для прохождения курса судебной медицины дается очень мало учебного времени; на лекции всего 6 - 8 часов, на практические занятия - 18 - 24 часа.
А между тем количество пострадавших с переломами лицевого скелета весьма значительно, что и определяет, прежде всего, актуальность исследований по разработке научно-обоснованных критериев оценки степени тяжести вреда здоровью при такой травме. По данным Нижегородского областного бюро судебно - медицинской экспертизы, случаи таких экспертиз составляет 0,5 %, из них - только зубов 0,4 % всех амбулаторных освидетельствований.
Оценка вреда здоровью, как правило, производилась в острый период травмы, причем в 42 % случаев - по поводу травматической экстракции зубов, в 46 % - повреждений коронковой части зуба, в 7 % - травматического вывиха с последующим удалением зуба, в 4 % - комбинированных повреждений зубов. У 65 % освидетельствованных был поврежден один зуб, у 19 % - два, у 84 % - три, у 74 % - четыре зуба. Наиболее часто травмировались резцы и клыки, значительно реже - другие зубы (1У и УП).
При анализе наблюдений переломов челюстей отмечено, что наиболее частыми являются повреждения нижней челюсти (49%), костей носа (20%). Лишь в 13 случаях переломы костей скелета лица сочетались с ЗЧМТ.
Приведенные данные свидетельствуют о необходимости полноценного преподавания судебной медицины студентам стоматологического факультета с фиксацией большого внимания на травму мягких тканей и скелета лица. При этом необходимо разработать, по возможности, научно - обоснованные критерии тяжести вреда здоровью конкретных видов повреждений лица, в том числе и при разработке такого критерия, как неизгладимое обезображение лица.
Предмет «судебная медицина» должен преподаваться только на предпоследнем курсе института, а не на выпускном, что имеет место, к сожалению, сейчас. Недостаток времени на отработки и пересдачи, отсутствие расчета на усвоение предмета не входящего в перечень государственных экзаменов и т.п., приводит студента лишь к формальному ознакомлению с ним, подчеркивая нецелесообразность преподавания его на выпускном курсе.
Независимо от факультета, для обеспечения высокого качества обучения студент должен заниматься по судебной медицине не менее 2-х недель (72 часов) на практических занятиях, прослушать не менее 13 (26 часов) лекций.
Цикл обязательно должен заканчиваться курсовым экзаменом или дифференциаьным зачетом (с оценкой), проходящим в два этапа:
тестирование должно быть своеобразным фильтром накануне сдачи экзамена по билету; на него студент ни в коем случае не должен «натягиваться», а готовиться к нему как к обычному экзамену по предмету; при этом в отдельных случаях могут быть проверены усвоенные навыки практических занятий: технике вскрытия отдельных органов, забора органов для дополнительных исследований, изъятие образцов и т.д.;
экзаменационные билеты должны состоять из трех вопросов, строго соответствующих учебной программе; к билетам должна даваться та или иная ситуационная задача;
ни в коем случае студентам не должны даваться экзаменационные вопросы, что часто практикуется во время цикла;
экзаменационные билеты не обязательно должны включать все вопросы учебной программы; в каждую сессию они должны постоянно меняться - одни выпускаются, другие наоборот входят, часть всегда остается постоянной, но изменяется их порядок.
И, наконец, сложившаяся практика экзаменов по предмету показывает, что выпускники вузов совершенно не владеют многими навыками работы судебно-медицинского эксперта (описание морфологических свойств повреждений, расшифровка рентгенограмм, техника забора биологических сред от живых лиц, определение группы крови, установление отцовства и т.д.). Тогда как овладение ими способствует развитию у студентов-медиков внимания, тщательности, скрупулезности, так необходимых при будущей работе.
|
Альманах судебной медицины N 1 (2000), стр.