ПЕРСПЕКТИВЫ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
НА КАФЕДРАХ
СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЫ
Г.М.Харин
Казань
|
Поиск путей совершенствования преподавания судебной медицины в вузах практически всегда являлся первостепенной задачей педагогических коллективов соответствующих кафедр и курсов. Однако эффективность мероприятий, проводимых профессорско-преподавательс-кими коллективами по оптимизации учебного процесса, нередко оставляла желать много лучшего. Трудно выделить какую-то одну из проблем преподавания судебной медицины, которая не требует своей дальнейшей разработки. Это в первую очередь касается корректировки спорных положений учебного плана и программы, форм и методов осуществления учебного процесса, структуры и содержания учебников и учебно-методических пособий, объема преподавательской нагрузки и размеров ее финансирования, подготовки педагогических кадров и повышения квалификации преподавателей, состояния учебно-материальной базы кафедр и многого другого.
На наш взгляд, определенные перспективы разрешения всего перечисленного могут открыться при создании в Департаменте образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Министерства здравоохранения Российской Федерации постоянно действующего и наделенного конкретными полномочиями Учебно-методического центра по судебной медицине, преследующего цели и задачи той Центральной проблемной учебно-методической комиссии, организация которой была предусмотрена более четверти века назад приказом МЗ СССР от 8.12.1974 ╣ 1085, но о деятельности которой за последнее десятилетие ничего не известно. По-видимому, это должен быть Центр с вертикальными полномочиями, решения которого большей частью будут иметь не рекомендательный, а обязательный к исполнению характер. Кандидатуры членов вновь созданного центра необходимо утверждать после широкого обсуждения на специально организованном совещании заведующих кафедр судебной медицины, а его состав не должен ограничиваться лишь представителями вузов двух столичных городов. Следует предусмотреть в структуре Центра создание нескольких рабочих комиссий (групп), конкретная деятельность которых осуществлялась бы в соответствии с утвержденным планом и была связана со следующими основными направлениями.
Составление новой программы по судебной медицине и внесение предложений в МЗ РФ по изменениям учебного плана. Стало уже привычным, что принимаемые Минздравом через каждые 4-5 лет учебные планы и программы представляют собой «документы веременного пользования», часто необоснованно пересматривающие традиционные основы и современные нововведения в преподавании судебной медицины. Можно согласиться с содержанием разделов действующей программы (1997), констатирующих перечень знаний и умений, которыми должен овладеть студент в результате обучения. Представляется в целом обоснованным и вполне достаточным общий объем часов, отводимых на лекции (26) и практические занятия (58) с вполне рациональным распределением их по темам. Вместе с тем вызывает недоумение расчет учебного времени, рекомендуемый для ознакомления с судебно-медицинской экспертизой трупов (более трети практический занятий), в то время как приведенная в программе необходимость знаний и умений по обнаружению и исследованию вещественных доказательств не согласуется с перечнем лекций и практических занятий.
Совершенно недопустимо предписанное учебным планом и программой преподавание судебной медицины на выпускном курсе в XI и XII семестрах, что не лучшим образом сказывается на отношении студентов к изучению данной дисциплины. Требуется срочно рассмотреть возможность официального переноса циклов обучения на предшествующие семестры 5-го курса, равно как и восстановления курсового экзамена по судебной медицине. В своем выступлении на 14-ом Пленуме ВОСМ и в материалах данного пленума мы однозначно отмечали, что экзаменационный (итоговый) контроль должен составлять неотъемлемую часть учебного процесса, от организации которой во многом зависят эффективность управления обучением и качество подготовки специалистов. Подмена экзамена зачетом, проводимым в конце семестра, нередко спустя 2-3 месяца после окончания цикла, не позволяет должным образом осуществлять проверку как суммы теоретических знаний студента по дисциплине, так и умения пользоваться на практике этими знаниями.
В целом при составлении программы следует руководствоваться главным принципом - она должна отвечать насущным требованиям психологии и педагогики высшей школы. Целесообразно предусмотреть профилирование (специализацию) преподавания предмета на разных факультетах, ввести разделы, предназначенные для элективного изучения и самостоятельной работы студентов. Причем, именно назначение и содержание судебной медицины должны определять программу ее курса, формы и методы изложения материала и контроля знаний студентов, а также место этой дисциплины в учебном плане.
Вторым важнейшим направлением деятельности Центра должна стать разработка структуры и содержания учебников и учебно-методических пособий по судебной медицине. Имея оптимальный вариант программы и исходя из унифицированного подхода к преподаванию предмета, вероятно, представляется вполне реальной подготовка проекта нового учебного руководства для студентов. Используемый сейчас в большинстве вузов учебник, выпускаемый на протяжении почти полувека под редакцией заведующих кафедрой судебной медицины Российского государственного медицинского университета (2-го МОЛГМИ), несомненно имеет ряд преимуществ перед другими изданиями. Однако назрела реальная необходимость в составлении учебного руководства, соответствующего международным стандартам. Структура и содержание этого учебника, объемом не более 25 печатных листов, должны в краткой форме и в соответствии с учебной программой включать в себя всю необходимую и хорошо иллюстрированную информацию, перечень контрольных (тестовых) вопросов и наборы ситуационных заданий по каждой теме, преследующих цель достаточно полно оценить теоретические знания, понимание материала, умение, компетентность и уровень медицинского мышления студента, а также иметь в качестве приложения краткий словарь терминов по учебному курсу.
Несомненно, что изданию этого труда должны предшествовать конкурс или тендер проектов учебника, широкое и гласное обсуждение представленных материалов с участием в качестве рецензентов ведущих специалистов из различных научно-педагогических школ и регионов страны. Подобные требования и условия следует соблюдать при централизованном издании и распределении всей учебно-методической литературы, справочно-информационных материалов, слайд- и видеофильмов, наглядных пособий и прочего, что позволит избежать появления на книжном рынке и в библиотеках вузов суррогатной печатной продукции.
В задачи Учебно-методического центра должна входить разработка вопросов, связанных с подготовкой педагогических кадров и повышением квалификации преподавателей. Если по психолого-педагогическому направлению почти в каждом вузе проводятся соответствующие циклы занятий, то общее и тематическое усовершенствование по специальности стало для преподавателей практически невозможным в городах, где нет подобных кафедр в системе последипломного образования. Это обстоятельство негативно сказывается на профессиональном уровне сотрудников кафедр и их практической подготовке в качестве судебно-медицинских экспертов. Для выхода из существующей ситуации существует, пожалуй, единственный путь - это принятие Департаментом образовательных медицинских учреждений и кадровой политики МЗ РФЫ официального положения, которое в обязательном порядке предусматривало повышение квалификации преподавателей с прохождением циклов усовершенствования по специальности 1 раз в 5 лет, как это принято для экспертов бюро. При этом со стороны представителей Учебно-методического центра потребуется лишь утвердить перечень ведущих (опорных) кафедр страны, на базе которых возможно организовать обучение преподавателей, а также составить планы и программы, которые предусматривали очередность и сроки проведения этих циклов (например, период зимних каникул в вузах). Хотелось бы, чтобы Российская медицинская академия последипломного образования предусмотрела возможность проведения циклов усовершенствования преподавателей на своей базе или организацию выездных циклов с одновременным охватом в регионах преподавателей вузов и сотрудников бюро СМЭ.
Касаясь перспективы повышения квалификации преподавателей, вероятно, не лишним было бы вернуться к организации и регулярному проведению научно-методических конференций для заведующих кафедрами (курсами) судебной медицины. Имевшие место в недалеком прошлом совещания заведующих кафедр позволяли постоянно осуществлять обмен мнениями по учебному процессу в вузах, обсуждать и рекомендовать к внедрению новые формы и методы преподавания, рассматривать и рецензировать учебно-методическую литературу и т.д. Однако все перечисленное, применительно к проблеме подготовки педагогических кадров и повышения квалификации преподавателей, может быть осуществимо только при условии, если эти мероприятия будут утверждены Минздравом, а соответствующие указания (приказы) последнего станут официальным основанием для направления сотрудников кафедр на циклы обучения.
Не менее остро по отношению к преподавателям кафедр стоит вопрос о нормативах их учебной и «клинической» нагрузки, которая нередко совершенно стихийно устанавливается на местах. По нашему мнению, достаточно оптимальной являлась ранее существовавшая система, включавшая в общий объем учебной нагрузки как аудиторную, так и внеаудиторную работу преподавателей, согласно чему производился расчет штатного расписания, а именно: заведующий кафедрой, профессор - 550-600 часов, доцент - 700-750 часов, старший преподаватель и ассистент - 850-900 часов. Настало время повсеместно узаконить для кафедр судебной медицины статус клинических подразделений вузов, как это предусмотрено никем не отмененным приказом МЗ РСФСР от 28.04.1987 ╣ 26-б/619 и приказом МЗ СССР от 08.02.1985 ╣ 146. Объем «лечебной» работы должен устанавливаться как на традиционно клинических кафедрах: зав.кафедрой, доцент - 0,5 ставки, старший преподаватель и ассистент - 0,75 ставки с оплатой по разряду и обязательным учетом надбавок за вредность, стаж, квалификационную категорию, ученое звание. При таких условиях выполняемая преподавателями кафедр экспертная нагрузка должна соответствовать 2/3 от нормативов, установленных для сотрудников соответствующих подразделений бюро СМЭ.
Хочется надеяться, что решение вышеперечисленных задач по совершенствованию преподавания судебной медицины положительно отразится и на организации учебно-материальной базы кафедр, которая в настоящее время поддерживается на местном уровне исключительно благодаря творческой активности и героическим усилиям профессорско-преподавательского состава. Недостаточное финансирование государственных вузов практически полностью исключает возможность создания тематических классов, приобретения современного оборудования, аппаратуры, оргтехники и реактивов для учебных и научных целей. В какой-то степени эта проблема разрешается за счет объединения усилий кафедр и бюро СМЭ путем создания, так называемых «Учебно-научно-производственных объединений (учреждений)», как это фактически сделано в ряде регионов страны. Однако для юридического обоснования подобного сотрудничества в целях организации необходимой материальной базы кафедр следует разработать и представить в Минздрав новое положение о территориальных (региональных) бюро СМЭ, являющихся базой для обучения студентов и последипломной подготовки специалистов. Это положение должно содержать перечень вопросов совместного ведения, а также разграничения прав, обязанностей и ответственности заинтересованных сторон. Вполне понятно, что утверждение Минздравом подобного положения в качестве основного документа о совместной деятельности кафедр и бюро потребует дополнительных обоснований. В нашем представлении, только единый Учебно-методический центр по судебной медицине, постоянно действующий при Департаменте образовательных медицинских учреждений и кадровой политики МЗ РФ, в состоянии разрешить существующие проблемы преподавания судебной медицины, представлять интересы кафедр и обеспечивать им достойное место в структуре вузов. Хотелось бы надеяться, что этому будут способствовать целенаправленные усилия Российского центра судебно-медицинской экспертизы МЗ РФ и соответствующие решения пленумов ВОСМ.
|
Альманах судебной медицины N 1 (2000), стр.