АНАЛИЗ И СТРУКТУРА ПЕРЕЛОМОВ ДЛИННЫХ ТРУБЧАТЫХ КОСТЕЙ
(по данным Алтайского краевого бюро СМЭ за 2000 год)
В.А. Клевно, А.С. Новоселов
Барнаул
|
Переломы длинных трубчатых костей по частоте встречаемости занимают третье место после переломов костей черепа и грудной клетки при механической травме со смертельным исходом. Анализ морфологии переломов длинных трубчатых костей в совокупности с другими повреждениями тела, позволяет устанавливать механогенез травмы в целом, тем самым, способствуя воссозданию обстоятельств происшествия.
Целью данного исследования явилось изучение структуры переломов длинных трубчатых костей при различных видах тупой травмы.
Изучены 100 "Заключений эксперта" и "Актов судебно-медицинского исследования трупов" лиц обоего пола в возрасте от 2 до 88 лет, у которых при аутопсии были обнаружены переломы длинных трубчатых костей. Учитывали все случаи изолированной и тупой сочетанной травмы: автомобильная травма (54%), падения с высоты (30%), железнодорожная травма (14%), травма тупыми предметами (2%).
Среди погибших с переломами костей конечностей большую часть составили мужчины (67%). Наибольшее число пострадавших приходится на трудоспособный возраст от 20 до 59 лет (56 пострадавших из 100), среди которых наибольшую долю составили возрастные группы 20 - 29 лет и 40 - 49 лет (в совокупности 39%).
Во время происшествия более половины погибших находились в состоянии алкогольного опьянения (55%), преимущественно сильной степени, из которых большую часть составили лица мужского пола (32%), что наглядно представлено в таблице 1.
Таблица 1
Число погибших лиц, находившихся в состоянии алкогольного опьянения
|
Наиболее часто травмы возникали в летние (июнь - август) и осенний месяцы (октябрь), (в совокупности составило 59%).
По данным В.В. Гориневской (1952) и С.Я. Фрейдлина (1971), переломы длинных трубчатых костей составляют от 48 до 70% среди всех повреждений костей скелета; по нашим данным - 68%, причем переломы костей нижних конечностей - в 1,8 раза встречались чаще, чем переломы верхних конечностей; по данным В.А. Корнилова и др.(1987) - в 2 раза.
По нашим наблюдениям переломы костей конечностей чаще наблюдались в сочетании с повреждениями других анатомо-функциональных областей тела человека (92% случаев). Такое сочетание повреждений характерно для различных видов транспортной травмы (автомобильной и железнодорожной) и падений с высоты. Изолированные переломы возникали, как правило, в случаях падения человека на плоскости и (или) при ударах тупыми твердыми предметами (в совокупности составили всего 8%).
Диафизарные переломы были в 73% случаев, переломы в области крупных суставов, как правило, носили характер конструкционных.
Травмировались чаще кости голени (35%). В основном, переломы костей голени возникали при автомобильной травме и падениях с большой высоты (в совокупности 60%). Переломы костей голени при автомобильной травме чаще возникали в верхней трети (51%) и каждый третий перелом был оскольчато-фрагментарным. А при падении с высоты - 40% переломов локализовались в нижней трети и достаточно часто сопровождались переломами лодыжек. При столкновении движущегося автомобиля с человеком нередко возникали бампер-переломы (25% случаев всей автомобильной травмы). Двусторонние переломы костей голени были в 38% случаев.
Переломы бедренной кости возникали в два раза реже, чем переломы костей голени (29% против 60%) при тех же обстоятельствах травмы. Почти половина переломов бедренной кости локализовались в верхней трети диафиза (44% от их общего числа) и в 15% были оскольчато-фрагментарными. Меньшая частота оскольчато-фрагментарных переломов бедра, в сравнении с голенью, объясняется тем, что бедро имеет сильно выраженный мышечный слой. Там, где кость имеет менее широкий диаметр осколок в зоне долома не возникает; а на уровне большего диаметра - образуется (В.И. Бахметьев, В.Н. Крюков, В.П. Новоселов и др., 1996).
В пяти случаях столкновения движущегося автомобиля вагонной компановки с человеком, возникали переломы вертлужной впадины (так называемый "центральный вывих бедра"). При тангенциальном ударе выступающими частями транспорта у двух пострадавших образовались винтообразные безоскольчатые переломы. На долю косорасположенной траектории магистральной трещины пришлось 2/3 переломов бедренной кости, на долю поперечной траектории - 1/3. Для пожилых людей характерными были переломы шейки бедра; в наших наблюдениях подобные переломы встретились в пяти случаях у лиц пожилого возраста и только один раз - у пострадавшего молодого возраста.
При столкновении движущегося автомобиля с человеком или при травме внутри салона автомобиля и ударе коленными суставами о переднюю панель возникали повреждения коленного сустава в виде переломов надколенника, разрыва капсулы сустава и связок с образованием гемартроза в 30% случаев.
Среди переломов костей верхних конечностей преобладали повреждения костей предплечья, количество которых в 1,5 раза больше переломов плечевой кости. Переломы плеча и предплечья встречались при всех видах тупой травмы. Переломы плеча одинаково часто локализовались как в верхней, так и в средней трети (по 35% от их общего числа) и почти всегда были безоскольчатыми. Большинство переломов были косопоперечными (80%).
Переломы в области плечевого сустава, как правило, были конструкционными. В некоторых случаях падения человека на вытянутую руку и при нахождении в салоне автомобиля во время столкновения, возникали вколоченные переломы, которые составили 9% наших наблюдений.
Переломы в области локтевого сустава часто были представлены повреждениями надмыщелков, что совпадает с данными Н.Ф. Савенко (1962). У одного пострадавшего был косой перелом локтевого отростка при падении на локоть.
Переломы в области лучезапястного сустава также часто носили конструкционный характер и локализовались в дистальном метаэпифизе, известные как перелом "луча в типичном месте". Таких переломов встретилось 13.
Переломы костей конечностей в ряде случаев имели признаки повторной травматизации при переезде тела колесами транспорта и волочении его поездом по железнодорожному полотну.
Переломы длинных трубчатых костей не являлись непосредственной причиной смерти пострадавших. В 52% случаев непосредственной причиной смерти были травматический шок и обильная кровопотеря, в 38% - сочетанная черепно-мозговая травма и ее осложнения, реже причиной смерти были отдаленные осложнения в виде пневмонии, сепсиса и тромбоэмболии легочной артерии (в 10%).
Если переломы костей конечностей сочетались с массивными повреждениями головы, груди и живота, то смерть наступала в 60% случаев на месте происшествия от травм, несовместимых с жизнью; остальные умерли в стационаре (40%): 22% - в первые сутки, 10% - в течение недели, 5% - в течение месяца и 3% - свыше месяца от момента травмы.
Таким образом, переломы длинных трубчатых костей, несмотря на то, что сами по себе не являются непосредственной причиной смерти, в сочетании с другими повреждениями анатомо-функциональных областей тела человека утяжеляют саму травму и способствуют смертельному исходу. Абсолютное большинство погибших от этой травмы составляют лица мужского пола, трудоспособного возраста, находившиеся в состоянии алкогольного опьянения, преимущественно в летне-осенний период года. Наиболее частыми обстоятельствами возникновения такой травмы являлись дорожно-транспортные происшествия, затем падения с высоты. Среди повреждений длинных трубчатых костей нижних конечностей превалировали переломы костей голени, среди повреждений верхних конечностей - переломы костей предплечья.
|
Альманах судебной медицины N 2 (2001), стр.