Отдел особо сложных экспертиз - важная составляющая в инфраструктуре современного бюро судебно-медицинской экспертизы
Г.И.Заславский, Ю.А.Молин, В.Л.Попов, С.Ф.Скрижинский
Ленинградская область
|
Со времени публикации нашего первого сообщения (1993) криминогенная обстановка в Ленинградской области, к сожалению, не претерпело коренного улучшения. Более того, раскрываемость умышленных убийств в Ленинградской области составила 2000 году 72,7% (Ю.А.Прокофьев, 2001).
В прошлом сообщении, когда отдел особо сложных экспертиз (ООСЭ) находился у истоков своего существования, мы наметили основные направления его деятельности и определили его значение в успешном формировании экспертного обслуживания региона.
Отдел особо сложных экспертиз как самостоятельное структурное подразделение начал функционировать в Ленинградском областном бюро с 1992г. Он образован в соответствии с п. 2.3. Приказа N 35 МЗ РФ и приложения N6 п.8 к нему.
Отдел возглавляется заведующим, в нем трудятся наиболее квалифицированные судебные медики Бюро и региона (преимущественно заведующие кафедрами судебной медицины Санкт-Петербурга). В штате 6 кандидатов и 3 доктора медицинских наук. Постоянно в состав экспертных комиссий в зависимости от профиля проводимой экспертизы привлекаются ведущие специалисты клинических дисциплин - профессора и доценты кафедр хирургии, терапии, неврологии, акушерства и гинекологии и др. медицинских ВУЗов города. В отделе 4 лаборанта и медицинских регистратора, на которых возложено оформление, регистрация документации.
Отдел находится пол постоянным контролем заместителя начальника Бюро по экспертной работе, который в подавляющем большинстве комиссионных экспертиз выступает в качестве председателя комиссии (ведущего эксперта).
Прием и изучение поступающих для первичных, повторных, комплексных экспертиз выполняет заместитель начальника по экспертной работе, который ознакамливается с полученными документами. Далее заведующий отделом тщательно изучает материалы уголовного или гражданского дела и сопутствующую им медицинскую документацию.
Если представленные следователем материалы ограничиваются постановлением о назначении экспертизы Актом (Заключением) первичного исследования, заведующий отделом направляет в соответствующие учреждения письменное ходатайство о предоставлении дополнительных материалов.
Данный раздел работы заведующего ООСЭ сопровождается значительной 'временной затратой рабочего времени, обширной перепиской, однако гарантирует правовую. полноценность и объективность комиссионных исследований.
Значительное омоложение кадров органов правоохраны и суда, частая их сменяемость диктуется необходимость сведения занятий со следственными и судебными работниками в которых постоянное участие принимают эксперты ООСЭ.
В соответствии с графиком распределения нагрузок в отделе заведующий ООСЗ определяет эксперта - докладчика, совместно с ним и по согласованию с заместителем начальника Бюро по экспертной работе определяет круг необходимых участников экспертной комиссии, в том числе специалистов в области клинических дисциплин. В последнее время снижается активность наиболее авторитетных клиницистов в проведении экспертиз по "врачебным" делам. Особенно это касается хирургов, связанных "цеховыми" взаимоотношениями.
Эксперт-докладчик с привлечением клиницистов проводит очное освидетельствование "потерпевшего, подозреваемого и других лиц". При первичных анатологических экспертизах (исследованиях) эксперт - докладчик или другой член комиссии осуществляет исследование трупа, составляя протокольную часть 3пключения (Акта), проект судебно-медицинского диагноза. Для проведения непосредственного исследования объекта (живого человека, трупа, гистологических препаратов, вещественных доказательств) всегда приглашаются все члены экспертной комиссии.
Один или несколько членов комиссии в обязательном порядке участвуют в осуществляемых по делу следственных действиях (повторный осмотр, следственный эксперимент, допрос с участием специалиста - эксперта). Нередко сведения, добытые в ходе следственных действий, являются определяющими в построении экспертных суждений. В последние годы эта практика совершенствуется: к участию во всех экспертных и следственных действиях стремятся привлекать всех членов экспертной комиссии, что в большей степени соответствует букве и духу процессуального закона.
Докладчики на заседаниях комиссии, обеспечивают всех членов комиссии всеми материалами подлежащими экспертному исследованию, знакомят членов комиссии с проектами выводов, участвуют в обсуждении и окончательном формировании резюмирующей части. В их обязанности входит оформление Актов и Заключений, визирование счетов по оплате труда специалистов. Окончательная проверка исходящей из отдела экспертной документации осуществляется заведующим с составлением сопроводительной справки, подписываемой начальником Бюро.
Рецензируется в обязательном порядке исследуемые судебно-медицинские документы, выявляются недочеты, ошибочные и необоснованные трактовки. Рецензии доводятся до сведения руководства Бюро и экспертов, проводивших первичные исследования, обобщаются и учитывается при очередных переаттестациях.
Ежегодно различные аспекты работы ООСЭ освещается в докладах на итоговых годовых конференциях, заседаниях Методического Совета, аналитических справках для Комитета по здравоохранению и органов правоохраны Ленинградской области.
Сотрудники ООСЗ постоянно участвуют в судебных заседаниях по экспертизам (исследованиям), выполненным комиссионно. Ежегодно количество выступлении в судах за 1992-2000 год колебалось от 21 до 43.
Оказание экспертной и консультативной помощи работникам РСМО, правоохранительным органам и сотрудникам учреждений здравоохранения осуществляется при выездах экспертов отдела на места для проведения экспертиз и исследований. Налажено согласование экспертной тактики в экстренных случаях по телефону. Эксперты отдела постоянно консультируют органы следствия и суда по вопросам назначения комиссионных судебно-медицинских экспертиз, необходимом для их проведения объеме медицинской документации. Удовлетворяются запросы представителей лечебно-профилактических учреждений, связанных с направлением на судебно-медицинские исследования, заборе материала на химические исследования и пр.
Координация деятельности отдела с соответствующими подразделениями прокуратуры , милиции, суда Ленинградской области и сопредельных регионов по изучению и обобщению случаев особо важных преступлений против личности, в том числе нераскрытых убийств, с составлением сообщений по результатам в адрес руководства Бюро, правоохранительных органов и судебно-медицинских подразделений определяется в рамках еженедельных заседаний Методического Совета при 1-м заместителе прокурора области, где подвергаются разбору судебно-медицинские экспертизы трупов лиц, смерть которых наступила в условиях неочевидности от явного насилия - "нераскрытые убийства". Выявленные в ходе этих совещаний претензии к судебно-медицинским исследованиям обсуждаются на рабочих совещаниях в Бюро, где разрабатываются меры по их устранению.
Начата работа по составлению компьютерной программы для оперативного учета и контроля за проведением судебно-медицинских экспертиз по убийствам, выявления однотипности их совершения в Ленинградской области и сопредельных регионах.
Заведующий отделом и несколько сотрудников ООСЭ входят в сослав Методического Совета Бюро, экзаменационной и аттестационной комиссии. Ими проводится рецензирование экспертной документации врачей, проходящих очередную переаттестацию. Врачи-интерны в обязательном порядке знакомятся с работой ООСЭ, изучают архивные материалы отдела, рецензии, проходят собеседование с заведующим.
Ежегодно обобщается наиболее типичная дефектура первичных судебно-медицинских экспертиз и исследований. Проводятся тематические разработки "врачебных" дел с представлением результатов в Комитет по здравоохранению, а также экспертиз автотравм с докладом на Областной конференции. Эксперты отдела регулярно выступают с публикациями в судебно-медицинской периодике и тематических сборниках.
Заведующий отделом заменяет в необходимых случаях руководителей отделов экспертизы трупов и потерпевших, осуществляя оперативное руководство РСМО и экстренное проведение экспертных исследований.
До образования ООСЭ комиссионные экспертизы и исследования проводились в Бюро силами заведующих отделами, выступавших в качестве докладчиков по делу, в рамках их функциональных обязанностей.
Штаты отдела и объем выполненных исследований в 1992-2000 г.г. показаны в таблице 1.
Таблица 1
Штаты отдела особо сложных экспертиз и объем выполненных исследований в период 1992-2000г.
|
Таким образом, штаты отдела за время существования возросли в 4,4 раза, объем работы - в З,7-4 раза (снижение числа исследований в 2000г. объясняется передачей идентификационных остеологических исследований в медико-криминалистический отдел.
Главной функциональной задачей деятельности ОСОЭ являлось проведение первичных и повторных комиссионных исследований (экспертиз) До 1992 года количество таких исследований в Бюро составляло от 20 до 50, затем число их резко возросло, в основном коррелируя с общим ростом вскрытий и убийств.
Доля повторных комиссионным экспертиз (от их общего числа) составляла в среднем около 1/3 от37% в 1992 г. до 31% в 2000 г. Первичные комиссионные экспертизы и исследования формировались за счет инициативы экспертов или руководства Бюро (от 30% в 1998г. до 20% в 2000г.).
Изменения первичных заключений снизились с 12,5% (1992г) до 2,3-2,5% (1999-2000г.г.) относительно общего числа комиссионных исследований.
Это снижение, с нашей точки зрения, обусловлено тем, что в случаях, представляющих значительную трудность как с исследовательской стороны, так и с оценочной, районные эксперты ходатайствовали о проведении их первично-комиссионно.
Совмесно с руководством Бюро выработан перечень экспертиз (исследований) трупов, подлежащих исследованию в первично-комиссионном порядке:
1. Экспертиза (исследование) убийств или при подозрении на убийство: - с признаками серийности;
- двух более лиц (в условиях неочевидности, с элементами сокрытия);
-детей (в условиях неочевидности);
-при наличии признаков ритуальности;
- совершенных в условиях террористического акта;
- руководителей правоохранительных и административных органов;
- в совершении которых подозреваются сотрудники правоохранительных органов.
2. Экспертиза криминально расчлененных трупов.
3. Экспертиза эксгумированных трупов.
4. Экспертиза в случаях массовых социально значимых катастроф.
5. Экспертиза в случаях грубых нарушений правил оказания медицинской помощи (только при наличии постановления правоохранительных органом).
6. Экспертиза трупов иностранных граждан.
Руководство Бюро может вносить изменения в этот перечень с учетом особенностей случая и оперативной обстановки.
Соотношение комиссионных исследований было поровну между танатологическим и амбулаторным разделами.
Силами экспертов ООСЭ в1992-2000 г.г. проведены 45 исследований эксгумированных трупов (почти в половине случаев при "самовольном" или криминальном захоронениях).
В ходе проведения первичных и, особенно, повторных комиссионных экспертиз в обязательном порядке осуществлялись дополнительные гистологические, медико-криминалистические, химические и биологические исследования с привлечением заведующих соответствующих отделов Бюро и ведущих специалистов иных экспертных и медицинских учреждений.
Ни одно из 2013 заключений первичных и повторных судебно-медицинских экспертиз и исследований в дальнейшем не было изменено.
Комиссионные судебно-медицинские экспертизы, проведенные отделом почти в 200 случаях явились одним из основных обоснований обвинительных или (реже) оправдательных приговоров судов различной инстанции.
Судебно-медицинские эксперты отдела принимали активное участие в исследованиях по поводу ряда серийных убийств, совершенных как на территории Ленинградской области, так и Санкт-Петербурга, Новгородской, Псковской областях. Результаты экспертиз содействовали изобличению нескольких преступных группировок.
Отдел неоднократно привлекался к проведению экспертиз в рамках историко-археологических изысканий, осуществлявшихся Русской Православной Церковью в Северо-Западном регионе России.
Деятельность сотрудников отдела поощрялась МВД и МЗ РФ, Губернатором и Комитетом по здравоохранению Ленинградской области.
Изложенное выше позволяет обоснованно утверждать, что создание отдела особо-сложных экспертиз как самостоятельного структурного подразделения явилось вполне оправданным и своевременным в условиях осложнения криминогенной обстановки: мобилизованы и сконцентрированы экспертные возможности Бюро, что привело к улучшению качества исследований, снижению количества изменений заключений, более тесному контакту с органами правоохраны и здравоохранения.
|
Альманах судебной медицины N 2 (2001), стр.