Экспертная характеристика объективной стороны ненадлежащего оказания медицинской помощи
С.В.Ерофеев
Иваново
|
Материалом исследования послужили 364 заключения судебно-медицинских экспертиз, проведенных в Бюро СМЭ Центрального округа России в 1995-1998 г.г. и обработанных статистически в электронной базе данных.
Наиболее часто поводом к расследованию правоохранительными органами служили заявления граждан. Количество заявлений граждан, послуживших поводами для расследования, практически не отличалось при ненадлежащем (ННДМП) и надлежащем оказании помощи и составляло по разным субъектам РФ от 67,3%- до 71,9% по сравнению с другими поводами. Число заявлений в прокуратуру органов управления здравоохранением при ННДМП в г. Москве в 7,7 раза превышало число случаев, когда поддерживались претензии пациентов при надлежащем оказании помощи. Этот факт отражает объективность ведомственных комиссий и достаточно жесткий подход к оценке качества МП. Страховые медицинские организации поддерживали претензии пациентов исключительно при наличии дефектов в оказании МП, но эти случаи были очень редкими - около 0,54%. В то же время по сведениям страховых организаций участие их в поддержке пациентов значительно: только за 1997 г. в судебном порядке рассмотрено 244 жалобы. Сопоставление это может свидетельствовать об игнорировании судами судебно-медицинской экспертизы и использовании результатов экспертизы, проведенной самой страховой организацией.
Продолжительность расследования до проведения экспертизы не зависела от того, устанавливались ли при экспертизе дефекты МП: сравнение сроков расследования в случаях отсутствия признаков ятрогений и при указании на прямую связь с вредом здоровью не выявило достоверных отличий ни при коротких (до 100 дней), ни при длительных (свыше 300 дней) сроках следствия.
Установление среднего возраста пациентов, характерного для разных видов уголовного расследования и разными правоохранительными органами с заметным постоянством во всех регионах показало следующее.
- происшествия с наиболее молодым контингентом (средний возраст - 34,1-35,5 лет) расследуются прокуратурой;
- лица, качество медицинской помощи которым оценивалось судом, значительно старше (42,1-43,4 года); возраст же истцов в гражданском процессе еще выше - 46,8-55,2 года;
- системное сравнение блоков информации позволяет отметить интересную закономерность: обоснованные претензии в гражданском процессе, подтвержденные последующей экспертизой, предъявляют преимущественно молодые люди (37,4-39,0 лет). Близки к ним по среднему возрасту и больные, у которых признаки ненадлежащей помощи были установлены при уголовном расследовании и экспертизе (39,4-43,8 года).
Отмечена тенденция к уменьшению обоснованных претензий с увеличением возраста больных, особенно старше 50 лет. Судя по результатам экспертиз, шансы на выигрыш гражданских дел наиболее высоки у лиц не старше 39 лет, а вероятность удовлетворения
претензий с установлением индивидуальной ответственности (в уголовном процессе) более высока при возрасте больных до 44 лет.
Претензии по экстренной помощи снизились за 4 года на 12,9%.
Учет времени поступления пациентов в ЛПУ имеет существенное значение при оказании экстренной помощи. Нами вычислялся показатель интенсивности: относительное число пациентов в каждый час различных периодов суток. Установлено, что оказание медицинской помощи в ночные часы не оказывало влияния на рост претензий больных, а по г. Москве число неблагоприятных исходов было минимальным в ночное время. Максимальная вероятность возникновения претензий наблюдалась по г. Москве в вечерние часы с 18 до 22 час. - в 1,74 раза выше, чем в среднем, а в областях округа с 12 до 18 час. - в 1,66 раза выше, чем в среднем. Мы сопоставили это с данными И.В.Тимофеева (1999) об одинаковой летальности в стационаре днем и ночью, в связи с чем им сделан вывод об отсутствии различий в качестве МП (более 120 тыс. больных). Оказалось, что "претензионная" активность больных в ночное время в среднем в 1,8 раза ниже, чем при оказании помощи днем. Больные с повреждениями в среднем были не удовлетворены медицинской помощью в 1,9 раза реже, чем обратившиеся по поводу заболеваний (34,6% против 65,4%).
Наметившиеся в последние годы новые черты во взаимоотношениях пациента и ЛПУ заставляют целенаправленно изучать различные стороны случаев неудовлетворенности пациента оказанием медицинской помощи. Приведенные характеристики объективной стороны медицинских происшествий должны помочь предупреждению подобных случаев и организации эффективной работы по разрешению конфликтов с пациентами.
|
Альманах судебной медицины N 2 (2001), стр.