К вопросу о судебно-медицинских аспектах смертельных отравлений наркотиками
А.Я.Гриненко, Р.В.Бабаханян, С.В.Волченко, Г.И.Заславский, В.Л.Попов
Ленинградская область
|
Наркотики представляют огромную медико-социальную опасность. Злоупотребление ими приводит к прогрессивному разрушению гомеостаза. Незаконный оборот наркотиков преследуется в уголовном порядке. Лица, находящиеся в состоянии наркотического опьянения совершают наиболее тяжкие преступления. Все это определяет пристальный профессиональный интерес к проблеме диагностики, лечения и профилактики отравлений наркотиками.
Смертельные отравления наркотиками в России неуклонно растут. Это наглядно демонстрирует таблица 1.
Таблица 1
Смерть от отравлений наркотиками в Москве и Северо-Западном
регионе России
(в исчислении 1:10.000 населения)
|
В таблице 1 приведены сведения за последние 5 лет. "Стартовые позиции" 1996 года были примерно одинаковы в сравниваемых регионах: от 0,01 до 0,1 на 10.000 населения. Исключение оставляли лишь Вологодская область - 0,008 и Калининградская, где число смертельных отравлений наркотиками было наибольшим - 0,2.
В течение сравниваемого пятилетия во всех регионах наблюдался рост смертельных отравлений. Однако интенсивность роста была явно неравномерной. Относительно плавный рост наблюдался в Новгородской, Псковской и Мурманской областях, республиках Коми и Карелия. В большинстве же регионов рост оказался более бурным. Так, в Калининградской области наблюдался рост в 7,5 раз, в Петербурге - в 16, в Вологодской - в 25, в Ленинградской области - в 55раз.
Среди регионов с интенсивным ростом наибольшее значение имеют те, в которых в 2000 году смертельные отравления наркотиками близки к показателю 1,0:10.000 или превышают его: Калининградская область, Москва, Ленинградская область и Петербург.
На диаграмме 1 показан рост изучаемых показателей в течение 1996-2000г.г.
Диаграмма 1. Динамика смертельных отравлений в течение 1996-2000г. в Москве (М), Петербурге (П), Ленинградской (Л), и Калининградской (К) областях (в соотношении 1:10.000 населения).
Диаграмма 1 показывает наглядно происшедший рост. Однако не дает полного представления о стремительности роста в сопоставляемых регионах. Более демонстративно это показывает диаграмма 2, где исходные показатели в сравниваемых регионах взяты за 100%.
Диаграмма 2. Динамика смертельных отравлений в течение 1996-2000г. в Москве (М), Петербурге (П), Ленинградской (Л), и Калининградской (К) областях.
(1996г. - 100%).
Как следует из диаграммы 2, рост смертельных отравлений наркотиками в Москве, Петербурге и Калининградской области происходил относительно равномерно, превысив в 2000 году исходные показатели 1996 года в 10, 9, и 7,5 раз. В то же время в Ленинградской области уже в 1999 году этот рост достиг 25 раз, а в 2000 году - 55 раз (!).
Очевидно, что с вполне обоснованной долей обобщения можно заметить, что рост смертельных отравлений наркотиками в Москве и северо-западных регионах отражает общую картину в России.
Основной причиной такого положения, как следует из анализа, перманентно осуществляемого правоохранительными органами, является преступное расширение незаконного оборота наркотических веществ и сильнодействующих средств.
Вместе с тем, улучшилась клиническая диагностика, а расширение сети наркологических учреждений приблизило специалистов - наркологов к населению.
В последние годы судебно-медицинские учреждения оснастились качественно более эффективными средствами химической диагностики наркотиков в биологических средах, позволяющими методом хроматомасс-спектрометрии выявлять минимальные количества наркотических средств. Судебно-медицинские учреждения на договорной основе осуществляют химическую диагностику для территориальных лечебно-профилактических учреждений.
При бесспорном наиболее резком подъеме смертельных отравлений наркотиками в Ленинградской области (в 55 раз за 5 лет) не следует драматизировать эту цифру. Дело в том, что исходный показатель 1996 года (0,02 на 10.000) выразился единичными наблюдениями - всего 3 смертельных случая. Такая мизерная цифра могла носить случайный характер. Поэтому, если исходный показатель был бы равен 5-6 случаям, то превышение в 2000 году едва превысило бы 25 раз, т.е. соответствовало бы цифрам роста в Вологодской области.
Отмечая рост употребления наркотиков на исследуемом материале, не следует забывать, что это отражает общемировую тенденцию.
В 1996 году в США в рамках "National Household Survey on Drug Abuse (NHSDA)" совместно с National Higway Traffic Safety Administration, а также Substance Abuse and Mental Health Services Administration проведено интервьюирование 11847 человек, которые должны были репрезентировать 166 миллионов взрослого населения страны. Оказалось, что наркотики, в частности, марихуану употребляют 4% опрошенных, что на всю репрезентированную группу составляет 6,3 миллиона, что на порядок больше, чем в России.
Сходную ситуацию можно наблюдать в Германии. Как сообщает P.Klostermann (2000), в 90-ые годы прошлого века среди водителей автотранспорта регистрировалось, в основном, употребление алкоголя, в то время как лица, находившиеся в состоянии наркотического опьянения, расценивались как казус. В 2000 году в течение одного месяца на автобане земли Гессен были выявлены 10 водителей, находившихся в состоянии алкогольного опьянения, а 24 употребляли каннабис, марихуану, экстази, ЛСД или амфетамины. Автор считает это началом катастрофы на дорогах Германии.
Очевидно, что эффективность борьбы с распространением наркотиков лежит на путях межведомственного согласованного взаимодействия. В этом контексте работа судебных медиков и судебных химиков должна строиться в двух основных направлениях: 1) экспертное судебно-химическое обеспечение деятельности правоохранительных органов; 2) содействие обеспечению внутренней (собственной) безопасности правоохранительных структур. Рассмотрим составные элементы обоих направлений.
Экспертное (судебно-химическое) сопровождение деятельности правоохранительных органов;
Экспертное обеспечение процессуальной деятельности правоохранительных органов;
Выявление наркотических веществ при проведении наркологической экспертизы в случаях:
установление наркотического опьянения, в том числе водителей наземного, железнодорожного, воздушного и водного транспорта, нарушений ими правил движения (при наличии признаков опьянения), а также в случаях транспортных происшествий;
установление диагноза "наркомания".
Поводами к таким исследованиям являются:
хищение путем подмены наркотических веществ и психотропных препаратов при лечении онкологических больных, сотрудниками скорой медицинской помощи и пр.
Применение огнестрельного оружия (особенно с наличием потерпевших) сотрудниками правоохранительных структур.
Насильственная и скоропостижная смерть иностранных граждан.
Самоубийства:
- самоубийства детей и подростков;
- самоубийства при негативных обстоятельствах.
сексуальные преступления (жертва; лица, подозреваемое в насилии).
драки с массовым участием подростков.
убийства и причинения тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом:
- при отягощающих обстоятельствах;
- совершенных в притонах;
- преступных авторитетов;
- в результате массовых разборок.
Экспертное обеспечение деятельности правоохранительных органов по профилактике преступления и правонарушения.
Тестирование на наличие наркотических веществ и психотропных препаратов в организме свидетельствуемых в рамках медицинских комиссий при:
получении лицензии сотрудниками охранных фирм и частными гражданами на право приобретения, хранения и ношения всех видов оружия, включая газовое оружие самообороны;
получение прав на управление всеми видами наземного, водного и воздушного транспорта;
призыве на действительную воинскую службу.
Тестирование на наличие наркотиков и психотропных препаратов в организме учащихся школ, лицеев и других учебных заведений методом скриннингого или выборочного характера в рамкам медицинских осмотров, а также по желанию родителей.
2. Обеспечение собственной безопасности правоохранительных структур.
Тестирование на наличие наркотиков и психотропных препаратов в организме абитуриентов в рамках медицинских комиссий при поступлении в учебные заведения системы МВД.
Тестирование на наличие наркотиков и психотропных препаратов в организме при приеме на работу в правоохранительные структуры (по номенклатуре самих структур), а также при выдаче огнестрельного оружия.
Периодическое скриннинговое или выборочное тестирование сотрудников правоохранительных структур на содержание наркотиков и психотропных веществ в организме (по номенклатуре самих структур, но в обязательном порядке тех из них, кто по роду деятельности имеет дело с наркотиками).
|
Альманах судебной медицины N 2 (2001), стр.