Актуальные вопросы преподавания судебной
медицины
в ВУЗах
Г.П. Тимченко
Санкт-Петербург
|
В системе высшего медицинского образования важное место занимает преподавание судебной медицины. Совершенно справедливо и логично, согласно программе по судебной медицине для студентов высших медицинских учебных заведений, утвержденной в 1995 году, судебная медицина преподается на шестом курсе.
В этой программе правильно унифицированы требования к деятельности врача - эксперта вне зависимости от оконченного им факультета.
Изучение судебной медицины должно способствовать развитию у врача аналитико-синтетического мышления, формированию правовых знаний, чувству гражданственности, воспитанию этических норм поведения как в пределах специальной деятельности, так и в повседневном поведении врача в коллективе и обществе. Изучение судебной медицины может способствовать углублению понимания профилактического направления отечественной системы здравоохранения.
Не требует особых доказательств роль и значение изучения судебной медицины в углублении правовой ориентации как в общих, так и в специальных аспектах врачебной деятельности.
Эти "общие" положения справедливы при подготовке врача любой специальности. Отрадно, что и объем специальной подготовки студента по судебной медицине и комплекс теоретических сведений и практических навыков согласно учебной программе 1995 года одинаков для всех факультетов.
Идея унификации преподавания судебной медицины вне зависимости от профиля подготовки врача всегда поддерживалась кафедрой судебной медицины СПбГПМА. Не отрицая этого узаконенного положения, кафедра всегда считала необходимым внести в преподавание на педиатрическом факультете элементы профилизации, справедливо считая, что детский врач должен иметь представление о врачебной тактике, особенно в тех случаях, когда ребенок становится жертвой посягательства на его половую неприкосновенность, когда педиатр оказывается первым советчиком родителям, обратившимся к нему. Имеют место достаточно актуальные вопросы профилактического направления деятельности детского врача, которые не освещаются ни одной преподаваемой дисциплиной. Мы всегда считали необходимым привлечь внимание выпускников к организации мероприятий по предупреждению тех видов повреждений, которые, с одной стороны, нередко встречаются в практике детского врача, и, с другой стороны, которые могут предотвращаться быстрыми и своевременными его действиями. К категории подобных вопросов следует отнести: мероприятия по предупреждению скоропостижной смерти детей, особенно первого года жизни; комплекс мер по предупреждению детского травматизма, в частности транспортного; широкий комплекс мероприятий по предупреждению случаев утопления, особенно в детских профилактических учреждениях. Определенное профилактическое значение имеет и преподавание основ врачебной деонтологии с некоторым профессиональным уклоном и ознакомлением с предусмотренной уголовным законодательством ответственностью за профессиональные правонарушения.
Время подтвердило правильность нашей точки зрения. И сейчас, когда только врачи, имеющие специализацию и сертификат на право заниматься судебно-медицинской деятельностью, могут проводить экспертизу, мы думаем о более широком профилировании преподавания многих специальных вопросов, отражающих особенности течения тех или иных состояний с учетом особенностей детского организма.
Однако в программе не учтена единая система проверки знаний по теории и практике судебной медицины. Практически во всех медицинских вузах России отменен экзамен по судебной медицине.
Отменен и дифференцированный зачет. Все это "расслабляет" студента, снижает авторитет преподаваемой дисциплины, затрудняет работу преподавателей.
При существующем единстве процессуальных норм, определяющих задачи и функции судебно-медицинской экспертизы, при унифицированной программе с определенными элементами профилизации, необходимо установить и единую форму контроля знаний по судебной медицине, в виде обязательной сдачи экзамена.
|
Альманах судебной медицины N 1 (2000), стр.