ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В
УСЛОВИЯХ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Д.В. Сундуков
Астрахань
|
О педагогическом процессе написаны тысячи книг, ему посвящены диссертации и конференции. Основные его составляющие: знания, умения и навыки всегда занимали умы ученых и политиков. И все-таки излишне усложнен, громоздок и инерционен его механизм и чаще всего отстает от жизни. Вряд ли отыщется универсальный алгоритм " самого правильного " обучения, и это относится ко всем, без исключения, учебным дисциплинам, ко всей системе образования.
В нашей стране в течение многих лет инструкции по эксплуатации образовательных механизмов спускались из министерств и ведомств. Они были достаточно жесткими, но финансово подкреплены. С получением же демократических свобод и относительной автономии высших учебных заведений возникли проблемы, связанные с необходимостью самостоятельного формирования учебных планов и штатного расписания на фоне резкого ограничения финансовых средств из государственного бюджета. С появлением государственного образовательного стандарта, предусматривающего некую унификацию образования и наряду с этим заметную экономию бюджетных средств, рационально управлять учебным процессом стало еще труднее. Это касается как образовательного учреждения в целом, так и всех его учебных подразделений. Это легко проиллюстрировать на примере кафедры. На кафедрах есть практические и лабораторные занятия, где число студентов не должно быть более десяти. Есть еще контрольные работы, зачеты и экзамены, итоговая аттестация. Кроме того, есть интерны, ординаторы, аспиранты, самостоятельная работа студентов, работа над методическими материалами и, наконец, научная работа. Все это приводит к значительному увеличению часов преподавательской нагрузки и как следствие этого - педагогических ставок. Но только вот число преподавателей государство считает не по числу набежавших часов, а по количеству обучающихся студентов. И в этом нередко состоит основное противоречие между заведующим кафедрой и администрацией вуза. Кафедра всеми силами борется за увеличение числа часов, надеясь на увеличение количества ставок, а администрация поставлена в жесткие условия расчета числа преподавательских ставок от числа студентов. Следовательно, в основу расчета суммы денег на зарплату нужно положить число учащихся - студентов, стажеров, ординаторов, аспирантов, докторантов, понимая, что за учебную работу заплатят только эти определенные деньги и никакие больше. Этот жесткий факт хорошо иллюстрируется вспомогательной величиной, учитываемой при расчете заработной платы - стоимостью одного учебного часа. Она получается простым делением суммы денег на полное число учебных часов. По стоимости одного часа к числу часов, которые кафедра ведет по учебному плану, подсчитывается сумма денег на зарплату за данный вид учебной работы и определяется среднее число ставок профессорско-преподавательского состава для каждой кафедры. Искусственное увеличение числа учебных часов в этих условиях невыгодно, поскольку может привести только лишь к снижению стоимости часа и увеличению преподавательской нагрузки за меньшие деньги.
В этих условиях остро встает вопрос как в период образовательных реформ, экономической нестабильности и в достаточно сжатые сроки обеспечить повышение качества обучения.
Кафедра судебной медицины РУДН в этом аспекте предусматривает сокращение времени непродуктивного педагогического труда в рамках аудиторной и внеаудиторной нагрузки. Сюда относится время на разъяснение сути домашних и контрольных заданий, проведение рубежного контроля и проверка работ с использованием подготовленных для этих целей эталонов, представление части материале лекционных и семинарских занятий на схемах и наглядных стендах с пояснениями, выделение вопросов контроля по каждой теме, позволяющих обучаемым ориентироваться в системе курса. Повышение эффективности учебного процесса опирается на самостоятельную работу студентов на практических занятиях. Кафедрой подготовлены учебно-методические материалы, направленные на организацию и управление этой работы. Успешное использование методических пособий для самостоятельной работы студентов на практических занятиях предусматривает высокий уровень их исходной подготовки. Сотрудниками кафедры разработаны программы-задания для самостоятельной подготовки студентов во внеучебное время. По каждой теме занятий составлен перечень дополнительной литературы, рекомендуемой для самоподготовки. В процессе проведения занятий широко используются ситуационные задачи и тесты для оценки исходного и итогового уровня знаний студентов.
Сужение временных рамок некоторых видов педагогической деятельности должно компенсироваться современными средствами быстрой доставки необходимой качественной информации каждому студенту. Здесь на первое место выходит обеспечение учащихся достаточным доступом к системам телекоммуникаций. На кафедре в этой связи проводится создание необходимых баз данных и наполнение их надлежащим материалом. В Университете рассматривается и возможность введения в рамки очной школы элементов дистантного заочного обучения.
Возможности дальнейшего совершенствования преподавания и улучшения качества подготовки студентов нам видятся в сочетании всех видов, форм и методов аудиторной и внеаудиторной работы при условии тщательного контроля всех ее этапов со стороны преподавателя.
Кафедра считает, что экзамен, как итоговый контроль уровня знаний и умений студентов,
является наиболее эффективной формой оценки результатов учебного процесса и работы преподавателя.
|
Альманах судебной медицины N 1 (2000), стр.