Медико-биологический
информационный портал
для специалистов
 
БИОМЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ Medline.ru

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА:
Физико-химическая биология

Клиническая медицина

Профилактическая медицина

Медико-биологические науки


АРХИВ:

Фундаментальные исследования

Организация здравохраниения

История медицины и биологии



Последние публикации

Поиск публикаций

Articles

Архив :  2000 г.  2001 г.  2002 г. 
               2003 г.  2004 г.  2005 г. 
               2006 г.  2007 г.  2008 г. 
               2009 г.  2010 г.  2011 г. 
               2012 г.  2013 г.  2014 г. 
               2015 г.  2016 г. 

Редакционная информация:
        Опубликовать статью
        Наша статистика


 РЕДАКЦИЯ:
Главный редактор

Заместители главного редактора

Члены редколлегии
Специализированные редколлегии


 УЧРЕДИТЕЛИ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
"Институт токсикологии Федерального медико-биологического агентства"
(ФГБУН ИТ ФМБА России)

Институт теоретической и экспериментальной биофизики Российской академии наук.

ООО "ИЦ КОМКОН".




Адрес редакции и реквизиты

199406, Санкт-Петербург, ул.Гаванская, д. 49, корп.2

ISSN 1999-6314

Российская поисковая система
Искать: 


ТОМ 4, СТ. 8 (сc. 10) // Январь, 2003 г.

ОБ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ ПО СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЕ ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

А. А. Матышев, Е. С. Мишин, В. Т.Севрюков
Санкт-Петербург



  << Содержание

 

Целевая установка учебной программы определяет все ее содержание, в частности, перечень теоретических знаний и практических навыков и умений, которыми должны овладеть обучаемые; тематические планы лекций и практических занятий; методические и организационные формы проведения учебных занятий; перечень рекомендованной литературы. В программах по судебной медицине для студентов медицинских ВУЗов до 1995 года цель обучения предполагала подготовку врача общего профиля для выполнения обязанностей судебно-медицинского эксперта по заданию судебно-следственных органов и осуществлению задач здравоохранения по дальнейшему повышению качества лечебно-профилактической помощи населению. Однако эта цель являлась нереальной, так как подготовить судебно-медицинского эксперта за 72 учебных часа, которые отводились на судебную медицину - конечно, невозможно. Кроме того, широкая сеть бюро СМЭ и их достаточная укомплектованность, принятие новых нормативных документов, привели к тому, что абсолютное большинство судебно-медицинских экспертиз производится штатными судебно-медицинскими экспертами. Поэтому отпадает необходимость в указанной цели обучения по судебной медицине.

Первая попытка изменить целевую установку программы была предпринята на заседании учебно-методического совета по судебной медицине Минздрава РСФСР, которое состоялось в 1984 году в г. Горьком. Но эта попытка оказалась безуспешной, и в учебной программе по судебной медицине 1987 г. снова осталась та же цель. И только в программе 1995 г. изменена цель преподавания судебной медицины. В этой программе считается необходимым подготовить студентов медицинского ВУЗа для «успешного выполнения обязанностей специалиста при производстве первоначальных следственных действий...» Однако целевая установка программы 1995 г. сформулирована многословно, оказалась громоздкой и неудобочитаемой.

Полагаем, что основной целью преподавания судебной медицины в медицинских ВУЗах в настоящее время, во-первых, должно явиться содействие общеврачебной подготовке будущих врачей. Дело в том, что опыт работы со студентами 5-го, а теперь и 6-го курсов показал, что основная масса студентов не имеет твердых навыков по описанию различных повреждений и патологических изменений и, особенно - по формулировке диагнозов. Практические занятия по судебной медицине дают прекрасную возможность студентам старших курсов овладеть навыками правильного описания повреждений и патологических изменений на препаратах в классе и при исследовании трупов в морге. Однако для формулировки полного диагноза к препаратам, которые изучают студенты, должны быть приложены выписки из актов судебно-медицинского исследования трупов с изложением необходимых данных и всех обнаруженных на трупе повреждений для постановки судебно-медицинского диагноза и ответов на вопросы. Только в таком случае студенты могут отработать навыки правильного формулирования диагнозов.

Во-вторых, в целевой установке следует сохранить обучение студентов теоретическим и практическим вопросам судебной медицины в объеме, необходимом для выполнения обязанностей специалиста при производстве первоначальных следственных действий. В первую очередь речь идет об участии врача в осмотре места происшествия и трупа на месте его обнаружения, в освидетельствовании потерпевших. Таким образом, по нашему мнению, целевая установка преподавания судебной медицины в медицинском ВУЗе может быть сформулирована следующим образом: обучение студентов теоретическим знаниям, практическим навыкам и умениям по судебной медицине в объеме, необходимом для выполнения обязанностей специалиста при производстве первоначальных следственных действий и для использования в повседневной врачебной практике.

Для достижения цели обучения вполне достаточно 90 часов (60 часов для практических занятий и 30 часов лекционных). Программа обучения должна быть единой для всех факультетов (лечебного, медико-профилактического и педиатрического), однако до 10% учебного времени следует выделить для профилизации преподавания. Так, на лечебном факультете следует больше уделить внимания вопросам проведения комиссионных экспертиз по уголовным и гражданским делам, связанным с профессиональной деятельностью врачей, дефектам в медицинской документации и оказании медицинской помощи. В рабочей программе на отделении экономики и управления здравоохранением лечебного факультета обходимо предусмотреть тему «Экономика и управление судебно-медицинской службой области». На медико-профилактическом факультете целесообразно изучить вопросы проведения комиссионных экспертиз по делам, связанным с причинением вреда здоровью от действия биологических факторов и вследствие нарушений санитарно-гигиенических норм и правил; на отделении лабораторного дела - использование лабораторных методов в судебно-медицинской экспертизе. На педиатрическом факультете профилизация преподавания должна быть связана с особенностями судебно-медицинской экспертизы детей.


вверх

  << Содержание

 

Альманах судебной медицины N 1 (2000), стр.

Свидетельство о регистрации сетевого электронного научного издания N 077 от 29.11.2006
Журнал основан 16 ноября 2000г.
Выдано Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
(c) Перепечатка материалов сайта Medline.Ru возможна только с письменного разрешения редакции

Размещение рекламы

Rambler's Top100