Целевая установка учебной программы определяет все ее
содержание, в частности, перечень теоретических знаний и практических
навыков и умений, которыми должны овладеть обучаемые; тематические
планы лекций и практических занятий; методические и организационные
формы проведения учебных занятий; перечень рекомендованной
литературы. В программах по судебной медицине для студентов
медицинских ВУЗов до 1995 года цель обучения предполагала подготовку
врача общего профиля для выполнения обязанностей судебно-медицинского
эксперта по заданию судебно-следственных органов и осуществлению
задач здравоохранения по дальнейшему повышению качества
лечебно-профилактической помощи населению. Однако эта цель являлась
нереальной, так как подготовить судебно-медицинского эксперта за 72
учебных часа, которые отводились на судебную медицину -
конечно, невозможно. Кроме того, широкая сеть бюро СМЭ и их
достаточная укомплектованность, принятие новых нормативных
документов, привели к тому, что абсолютное большинство
судебно-медицинских экспертиз производится штатными
судебно-медицинскими экспертами. Поэтому отпадает необходимость в
указанной цели обучения по судебной медицине.
Первая попытка изменить целевую установку программы была
предпринята на заседании учебно-методического совета по судебной
медицине Минздрава РСФСР, которое состоялось в 1984 году в г.
Горьком. Но эта попытка оказалась безуспешной, и в учебной программе
по судебной медицине 1987 г. снова осталась та же цель. И только в
программе 1995 г. изменена цель преподавания судебной медицины. В
этой программе считается необходимым подготовить студентов
медицинского ВУЗа для «успешного выполнения обязанностей
специалиста при производстве первоначальных следственных действий...»
Однако целевая установка программы 1995 г. сформулирована
многословно, оказалась громоздкой и неудобочитаемой.
Полагаем, что основной целью преподавания судебной
медицины в медицинских ВУЗах в настоящее время, во-первых, должно
явиться содействие общеврачебной подготовке будущих врачей. Дело в
том, что опыт работы со студентами 5-го, а теперь и 6-го курсов
показал, что основная масса студентов не имеет твердых навыков по
описанию различных повреждений и патологических изменений и, особенно
- по формулировке диагнозов. Практические занятия по судебной
медицине дают прекрасную возможность студентам старших курсов
овладеть навыками правильного описания повреждений и патологических
изменений на препаратах в классе и при исследовании трупов в морге.
Однако для формулировки полного диагноза к препаратам, которые
изучают студенты, должны быть приложены выписки из актов
судебно-медицинского исследования трупов с изложением необходимых
данных и всех обнаруженных на трупе повреждений для постановки
судебно-медицинского диагноза и ответов на вопросы. Только в таком
случае студенты могут отработать навыки правильного формулирования
диагнозов.
Во-вторых, в целевой установке следует сохранить
обучение студентов теоретическим и практическим вопросам судебной
медицины в объеме, необходимом для выполнения обязанностей
специалиста при производстве первоначальных следственных действий. В
первую очередь речь идет об участии врача в осмотре места
происшествия и трупа на месте его обнаружения, в освидетельствовании
потерпевших. Таким образом, по нашему мнению, целевая установка
преподавания судебной медицины в медицинском ВУЗе может быть
сформулирована следующим образом: обучение студентов теоретическим
знаниям, практическим навыкам и умениям по судебной медицине в
объеме, необходимом для выполнения обязанностей специалиста при
производстве первоначальных следственных действий и для использования
в повседневной врачебной практике.
Для достижения цели обучения вполне достаточно 90 часов
(60 часов для практических занятий и 30 часов лекционных). Программа
обучения должна быть единой для всех факультетов (лечебного,
медико-профилактического и педиатрического), однако до 10% учебного
времени следует выделить для профилизации преподавания. Так, на
лечебном факультете следует больше уделить внимания вопросам
проведения комиссионных экспертиз по уголовным и гражданским делам,
связанным с профессиональной деятельностью врачей, дефектам в
медицинской документации и оказании медицинской помощи. В рабочей
программе на отделении экономики и управления здравоохранением
лечебного факультета обходимо предусмотреть тему «Экономика и
управление судебно-медицинской службой области». На
медико-профилактическом факультете целесообразно изучить вопросы
проведения комиссионных экспертиз по делам, связанным с причинением
вреда здоровью от действия биологических факторов и вследствие
нарушений санитарно-гигиенических норм и правил; на отделении
лабораторного дела - использование лабораторных методов в
судебно-медицинской экспертизе. На педиатрическом факультете
профилизация преподавания должна быть связана с особенностями
судебно-медицинской экспертизы детей.
Альманах судебной медицины N 1 (2000), стр.