Медико-биологический
информационный портал
для специалистов
 
БИОМЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ Medline.ru

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА:
Физико-химическая биология

Клиническая медицина

Профилактическая медицина

Медико-биологические науки


АРХИВ:

Фундаментальные исследования

Организация здравохраниения

История медицины и биологии



Последние публикации

Поиск публикаций

Articles

Архив :  2000 г.  2001 г.  2002 г. 
               2003 г.  2004 г.  2005 г. 
               2006 г.  2007 г.  2008 г. 
               2009 г.  2010 г.  2011 г. 
               2012 г.  2013 г.  2014 г. 
               2015 г.  2016 г.  2017 г. 

Редакционная информация:
        Опубликовать статью
        Наша статистика


 РЕДАКЦИЯ:
Главный редактор

Заместители главного редактора

Члены редколлегии
Специализированные редколлегии


 УЧРЕДИТЕЛИ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
"Институт токсикологии Федерального медико-биологического агентства"
(ФГБУН ИТ ФМБА России)

Институт теоретической и экспериментальной биофизики Российской академии наук.

ООО "ИЦ КОМКОН".




Адрес редакции и реквизиты

199406, Санкт-Петербург, ул.Гаванская, д. 49, корп.2

ISSN 1999-6314

Российская поисковая система
Искать: 


ТОМ 4, СТ. 21 (сc. 24) // Январь, 2003 г.

ПЕРСПЕКТИВЫ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА КАФЕДРАХ СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЫ

Г.М.Харин
Казань



  << Содержание

 

Поиск путей совершенствования преподавания судебной медицины в вузах практически всегда являлся первостепенной задачей педагогических коллективов соответствующих кафедр и курсов. Однако эффективность мероприятий, проводимых профессорско-преподавательс-кими коллективами по оптимизации учебного процесса, нередко оставляла желать много лучшего. Трудно выделить какую-то одну из проблем преподавания судебной медицины, которая не требует своей дальнейшей разработки. Это в первую очередь касается корректировки спорных положений учебного плана и программы, форм и методов осуществления учебного процесса, структуры и содержания учебников и учебно-методических пособий, объема преподавательской нагрузки и размеров ее финансирования, подготовки педагогических кадров и повышения квалификации преподавателей, состояния учебно-материальной базы кафедр и многого другого.

На наш взгляд, определенные перспективы разрешения всего перечисленного могут открыться при создании в Департаменте образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Министерства здравоохранения Российской Федерации постоянно действующего и наделенного конкретными полномочиями Учебно-методического центра по судебной медицине, преследующего цели и задачи той Центральной проблемной учебно-методической комиссии, организация которой была предусмотрена более четверти века назад приказом МЗ СССР от 8.12.1974 µ 1085, но о деятельности которой за последнее десятилетие ничего не известно. По-видимому, это должен быть Центр с вертикальными полномочиями, решения которого большей частью будут иметь не рекомендательный, а обязательный к исполнению характер. Кандидатуры членов вновь созданного центра необходимо утверждать после широкого обсуждения на специально организованном совещании заведующих кафедр судебной медицины, а его состав не должен ограничиваться лишь представителями вузов двух столичных городов. Следует предусмотреть в структуре Центра создание нескольких рабочих комиссий (групп), конкретная деятельность которых осуществлялась бы в соответствии с утвержденным планом и была связана со следующими основными направлениями.

Составление новой программы по судебной медицине и внесение предложений в МЗ РФ по изменениям учебного плана. Стало уже привычным, что принимаемые Минздравом через каждые 4-5 лет учебные планы и программы представляют собой «документы веременного пользования», часто необоснованно пересматривающие традиционные основы и современные нововведения в преподавании судебной медицины. Можно согласиться с содержанием разделов действующей программы (1997), констатирующих перечень знаний и умений, которыми должен овладеть студент в результате обучения. Представляется в целом обоснованным и вполне достаточным общий объем часов, отводимых на лекции (26) и практические занятия (58) с вполне рациональным распределением их по темам. Вместе с тем вызывает недоумение расчет учебного времени, рекомендуемый для ознакомления с судебно-медицинской экспертизой трупов (более трети практический занятий), в то время как приведенная в программе необходимость знаний и умений по обнаружению и исследованию вещественных доказательств не согласуется с перечнем лекций и практических занятий.

Совершенно недопустимо предписанное учебным планом и программой преподавание судебной медицины на выпускном курсе в XI и XII семестрах, что не лучшим образом сказывается на отношении студентов к изучению данной дисциплины. Требуется срочно рассмотреть возможность официального переноса циклов обучения на предшествующие семестры 5-го курса, равно как и восстановления курсового экзамена по судебной медицине. В своем выступлении на 14-ом Пленуме ВОСМ и в материалах данного пленума мы однозначно отмечали, что экзаменационный (итоговый) контроль должен составлять неотъемлемую часть учебного процесса, от организации которой во многом зависят эффективность управления обучением и качество подготовки специалистов. Подмена экзамена зачетом, проводимым в конце семестра, нередко спустя 2-3 месяца после окончания цикла, не позволяет должным образом осуществлять проверку как суммы теоретических знаний студента по дисциплине, так и умения пользоваться на практике этими знаниями.

В целом при составлении программы следует руководствоваться главным принципом - она должна отвечать насущным требованиям психологии и педагогики высшей школы. Целесообразно предусмотреть профилирование (специализацию) преподавания предмета на разных факультетах, ввести разделы, предназначенные для элективного изучения и самостоятельной работы студентов. Причем, именно назначение и содержание судебной медицины должны определять программу ее курса, формы и методы изложения материала и контроля знаний студентов, а также место этой дисциплины в учебном плане.

Вторым важнейшим направлением деятельности Центра должна стать разработка структуры и содержания учебников и учебно-методических пособий по судебной медицине. Имея оптимальный вариант программы и исходя из унифицированного подхода к преподаванию предмета, вероятно, представляется вполне реальной подготовка проекта нового учебного руководства для студентов. Используемый сейчас в большинстве вузов учебник, выпускаемый на протяжении почти полувека под редакцией заведующих кафедрой судебной медицины Российского государственного медицинского университета (2-го МОЛГМИ), несомненно имеет ряд преимуществ перед другими изданиями. Однако назрела реальная необходимость в составлении учебного руководства, соответствующего международным стандартам. Структура и содержание этого учебника, объемом не более 25 печатных листов, должны в краткой форме и в соответствии с учебной программой включать в себя всю необходимую и хорошо иллюстрированную информацию, перечень контрольных (тестовых) вопросов и наборы ситуационных заданий по каждой теме, преследующих цель достаточно полно оценить теоретические знания, понимание материала, умение, компетентность и уровень медицинского мышления студента, а также иметь в качестве приложения краткий словарь терминов по учебному курсу.

Несомненно, что изданию этого труда должны предшествовать конкурс или тендер проектов учебника, широкое и гласное обсуждение представленных материалов с участием в качестве рецензентов ведущих специалистов из различных научно-педагогических школ и регионов страны. Подобные требования и условия следует соблюдать при централизованном издании и распределении всей учебно-методической литературы, справочно-информационных материалов, слайд- и видеофильмов, наглядных пособий и прочего, что позволит избежать появления на книжном рынке и в библиотеках вузов суррогатной печатной продукции.

В задачи Учебно-методического центра должна входить разработка вопросов, связанных с подготовкой педагогических кадров и повышением квалификации преподавателей. Если по психолого-педагогическому направлению почти в каждом вузе проводятся соответствующие циклы занятий, то общее и тематическое усовершенствование по специальности стало для преподавателей практически невозможным в городах, где нет подобных кафедр в системе последипломного образования. Это обстоятельство негативно сказывается на профессиональном уровне сотрудников кафедр и их практической подготовке в качестве судебно-медицинских экспертов. Для выхода из существующей ситуации существует, пожалуй, единственный путь - это принятие Департаментом образовательных медицинских учреждений и кадровой политики МЗ РФЫ официального положения, которое в обязательном порядке предусматривало повышение квалификации преподавателей с прохождением циклов усовершенствования по специальности 1 раз в 5 лет, как это принято для экспертов бюро. При этом со стороны представителей Учебно-методического центра потребуется лишь утвердить перечень ведущих (опорных) кафедр страны, на базе которых возможно организовать обучение преподавателей, а также составить планы и программы, которые предусматривали очередность и сроки проведения этих циклов (например, период зимних каникул в вузах). Хотелось бы, чтобы Российская медицинская академия последипломного образования предусмотрела возможность проведения циклов усовершенствования преподавателей на своей базе или организацию выездных циклов с одновременным охватом в регионах преподавателей вузов и сотрудников бюро СМЭ.

Касаясь перспективы повышения квалификации преподавателей, вероятно, не лишним было бы вернуться к организации и регулярному проведению научно-методических конференций для заведующих кафедрами (курсами) судебной медицины. Имевшие место в недалеком прошлом совещания заведующих кафедр позволяли постоянно осуществлять обмен мнениями по учебному процессу в вузах, обсуждать и рекомендовать к внедрению новые формы и методы преподавания, рассматривать и рецензировать учебно-методическую литературу и т.д. Однако все перечисленное, применительно к проблеме подготовки педагогических кадров и повышения квалификации преподавателей, может быть осуществимо только при условии, если эти мероприятия будут утверждены Минздравом, а соответствующие указания (приказы) последнего станут официальным основанием для направления сотрудников кафедр на циклы обучения.

Не менее остро по отношению к преподавателям кафедр стоит вопрос о нормативах их учебной и «клинической» нагрузки, которая нередко совершенно стихийно устанавливается на местах. По нашему мнению, достаточно оптимальной являлась ранее существовавшая система, включавшая в общий объем учебной нагрузки как аудиторную, так и внеаудиторную работу преподавателей, согласно чему производился расчет штатного расписания, а именно: заведующий кафедрой, профессор - 550-600 часов, доцент - 700-750 часов, старший преподаватель и ассистент - 850-900 часов. Настало время повсеместно узаконить для кафедр судебной медицины статус клинических подразделений вузов, как это предусмотрено никем не отмененным приказом МЗ РСФСР от 28.04.1987 µ 26-б/619 и приказом МЗ СССР от 08.02.1985 µ 146. Объем «лечебной» работы должен устанавливаться как на традиционно клинических кафедрах: зав.кафедрой, доцент - 0,5 ставки, старший преподаватель и ассистент - 0,75 ставки с оплатой по разряду и обязательным учетом надбавок за вредность, стаж, квалификационную категорию, ученое звание. При таких условиях выполняемая преподавателями кафедр экспертная нагрузка должна соответствовать 2/3 от нормативов, установленных для сотрудников соответствующих подразделений бюро СМЭ.

Хочется надеяться, что решение вышеперечисленных задач по совершенствованию преподавания судебной медицины положительно отразится и на организации учебно-материальной базы кафедр, которая в настоящее время поддерживается на местном уровне исключительно благодаря творческой активности и героическим усилиям профессорско-преподавательского состава. Недостаточное финансирование государственных вузов практически полностью исключает возможность создания тематических классов, приобретения современного оборудования, аппаратуры, оргтехники и реактивов для учебных и научных целей. В какой-то степени эта проблема разрешается за счет объединения усилий кафедр и бюро СМЭ путем создания, так называемых «Учебно-научно-производственных объединений (учреждений)», как это фактически сделано в ряде регионов страны. Однако для юридического обоснования подобного сотрудничества в целях организации необходимой материальной базы кафедр следует разработать и представить в Минздрав новое положение о территориальных (региональных) бюро СМЭ, являющихся базой для обучения студентов и последипломной подготовки специалистов. Это положение должно содержать перечень вопросов совместного ведения, а также разграничения прав, обязанностей и ответственности заинтересованных сторон. Вполне понятно, что утверждение Минздравом подобного положения в качестве основного документа о совместной деятельности кафедр и бюро потребует дополнительных обоснований. В нашем представлении, только единый Учебно-методический центр по судебной медицине, постоянно действующий при Департаменте образовательных медицинских учреждений и кадровой политики МЗ РФ, в состоянии разрешить существующие проблемы преподавания судебной медицины, представлять интересы кафедр и обеспечивать им достойное место в структуре вузов. Хотелось бы надеяться, что этому будут способствовать целенаправленные усилия Российского центра судебно-медицинской экспертизы МЗ РФ и соответствующие решения пленумов ВОСМ.


вверх

  << Содержание

 

Альманах судебной медицины N 1 (2000), стр.

Свидетельство о регистрации сетевого электронного научного издания N 077 от 29.11.2006
Журнал основан 16 ноября 2000г.
Выдано Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
(c) Перепечатка материалов сайта Medline.Ru возможна только с письменного разрешения редакции

Размещение рекламы

Rambler's Top100