Медико-биологический
информационный портал
для специалистов
 
БИОМЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ Medline.ru

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА:
Физико-химическая биология

Клиническая медицина

Профилактическая медицина

Медико-биологические науки


АРХИВ:

Фундаментальные исследования

Организация здравохраниения

История медицины и биологии



Последние публикации

Поиск публикаций

Articles

Архив :  2000 г.  2001 г.  2002 г. 
               2003 г.  2004 г.  2005 г. 
               2006 г.  2007 г.  2008 г. 
               2009 г.  2010 г.  2011 г. 
               2012 г.  2013 г.  2014 г. 
               2015 г.  2016 г. 

Редакционная информация:
        Опубликовать статью
        Наша статистика


 РЕДАКЦИЯ:
Главный редактор

Заместители главного редактора

Члены редколлегии
Специализированные редколлегии


 УЧРЕДИТЕЛИ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
"Институт токсикологии Федерального медико-биологического агентства"
(ФГБУН ИТ ФМБА России)

Институт теоретической и экспериментальной биофизики Российской академии наук.

ООО "ИЦ КОМКОН".




Адрес редакции и реквизиты

199406, Санкт-Петербург, ул.Гаванская, д. 49, корп.2

ISSN 1999-6314

Российская поисковая система
Искать: 


ТОМ 4, СТ. 35 (сc. 43) // Февраль, 2003 г.

СЛУЧАЙ АВИКАТАСТРОФЫ И ОСОБЕННОСТИ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОСМОТРЕ МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ И ИССЛЕДОВАНИИ ТРУПОВ

Р.В.Бабаханян, А.А.Болдарян, И.Е.Лобан
Ленинградская область, Санкт-Петербург



  << Содержание

 

26 декабря 1998 года в лесном массиве Ленинградской области потерпел катастрофу вертолет МИ-2. Командир воздушного судна Б. и находившиеся на борту пассажиры А. и С. погибли. На следующий день на место происшествия прибыла следственная группа, в состав которой входил судебно-медицинский эксперт. Осмотр начат в 18 часов 45 минут и проходил при повышенной влажности, температуре окружающей среды -3 оС, толщине снежного покрова 50 см. Учитывая тёмное время суток, использовалось искусственное освещение.

В радиусе 100 м от места падения вертолёта ощущался запах авиационного топлива. При осмотре обнаружены компактно лежащие разрушенные и деформированные части вертолёта, находящиеся на расстоянии 29-30 м от группы сломанных деревьев (высота стволов - 7-10 м, диаметр наибольшего ствола - 40 см). От деревьев, по направлению к разрушенному вертолёту, лежали ветки. Между упавшим вертолётом и указанной группой деревьев обнаружен пень сломанной ели.

Верхняя часть ели (длиной 22 м) лежала на основных фрагментах вертолета. Комлевая часть (длиной 9 м) находилась под этими фрагментами. Нижний конец комлевой части ели и пень были разволокнены.

При исследовании разрушений вертолета установлено, что правый двигатель сорван с опор и заполнен древесиной. Кабина пилота сильно деформирована. Хвостовая балка разломана в нескольких местах. Над обломками выделялась одна стойка шасси - вторая отсутствовала. Шланги гидросистемы целы, баллоны противопожарной системы не разряжены. Вокруг кабины пилота располагались элементы обшивки воздушного судна. В нескольких метрах от корпуса вертолёта было обнаружено пассажирское кресло и другие предметы салона.

В 5 метрах от носовой части вертолёта, слева, располагался труп пассажира С. Труп лежал на животе, параллельно корпусу вертолета. Правая нога С. в области бедра была деформирована и образовывала прямой угол по отношению к левой ноге. Руки согнуты в локтевых суставах и находились у головы.

В метре от стойки шасси находился труп пассажира А. Туловище А. было согнуто в поясничном отделе, вследствие чего его лицо, грудь, голени и стопы соприкасались с землёй, а тазовая область, живот и бёдра были неестественно приподняты. Вследствие множественных переломов наблюдалась деформация нижних конечностей. Голова трупа была практически полностью разрушена с выпадением вещества головного мозга.

В деформированной кабине находился труп. Из-под фрагментов конструкции выступали часть его лица, стопа и кисть. Вторая стопа и кисть плотно соприкасались с рычагами и педалями управления. Извлечь труп удалось лишь после разрезания обшивки кабины. При этом установлено, что голова трупа деформирована, головной мозг отсутствует, кости скелета ненормально подвижны.

Осмотр места происшествия прерван в 20 часов 15 минут по причине темноты и глубокого снега. Трупы отправлены в морг.

В течение последующих двух суток осмотр продолжился с привлечением авиационных специалистов. Было установлено, что первый контакт фюзеляжа вертолёта с деревьями произошёл на высоте 30-35 метров, так как длина лежащих верхних частей стволов двух елей и берёзы составляла 20-25 метров. Среди них была обнаружена левая стойка шасси. Чуть дальше найдена подножка для входа в пассажирскую кабину, крепящаяся к левой стойке, фрагменты лопасти винта, левая часть стабилизатора. Здесь же обнаружен смятый топливный левый бак и пятно пролитой технической жидкости.

По результатам осмотра вертолёта, нарушений работоспособности его силовых установок и систем не обнаружено. Последующая проверка двигателей отдельно от вертолёта подтвердили их исправность до столкновения с препятствиями.

С учетом осмотра места происшествия, изучения характера повреждений воздушного судна, метеоданных, следствие приняло следующую версию причины авиакатастрофы. При попадании вертолета в снежный заряд (по данным метеосводки 26.12.98г. в зоне авиакатастрофы шел снег, дождь, скорость ветра составляла 13 м/сек, температура воздуха - +01 0С), командир воздушного судна отвлёкся от пилотирования и допустил создание левого крена с просадкой вертолёта. При полете на малой высоте с курсом 60о произошло столкновение вертолета с группой деревьев левой стороной фюзеляжа, в результате которого отделился левый дополнительный топливный бак, левая стойка шасси, левая половина стабилизатора на хвостовой балке. Вертолет, продолжая крениться влево и опуская носовую часть, снизился по крутой траектории и столкнулся правым двигателем с елью, разломав ее на 2 части. Двигатель сорвался с опор, вертолет упал на землю, и по инерции продвинулся вперед на 15-17 метров, увлекая за собой нижнюю и верхнюю части ели. От удара хвостовая балка переломилась в районе ее сочленения с фюзеляжем и разделилась на несколько частей. Нижняя часть фюзеляжа разорвалась в продольном направлении.

При судебно-медицинском исследовании трупов установлено, что смерть всех участников происшествия наступила от грубой тупой сочетанной травмы тела. Признаков отравления и пребывания пострадавших в атмосфере пожара не обнаружено. Местонахождение двух трупов (и пассажирского кресла) рядом с разрушенным вертолетом свидетельствовало о том, что они были выброшены через образовавшийся дефект фюзеляжа после удара вертолета о преграду вследствие инерции. Выявленные множественные повреждения головы, туловища и конечностей указывали на мощное механическое воздействие на тела пассажиров в результате удара вертолета о землю с большой силой. Локализация и характер повреждений трупа С. (массивные кровоизлияния в мышцы спины, "карман" под кожей поясницы, многооскольчатые переломы вертлужных впадин и седалищных костей) свидетельствовали что С. в момент падения и удара вертолета о землю находился в сидячем положении. Установить положение второго пассажира в момент катастрофы по имеющимся данным не представилось возможным.

При исследовании трупа пилота были выявлены признаки, позволявшие судить о его позе непосредственно в момент авиакатастрофы. Обнаруженные прижизненные ушибленно-рваные раны на ладонных и тыльных поверхностях обеих кистей, левом предплечье, подошвах стоп подтверждали, что конечности пилота были плотно фиксированы с рычагами управления. Этому факту соответствовали и выявленные повреждения его одежды (множественные разрывы левого ботинка) в сочетании с вывихом левого голеностопного сустава, а также с многооскольчатыми переломами обеих бедренных костей, костей правой голени, левого предплечья. Множественные переломы костей таза, лопатки, полный поперечный перелом между 3 и 4 грудными позвонками, переломы 7-10 остистых отростков, обширные ссадины на спине, соответствующие по своим форме и размерам спинке сидения пилота и наличие в лопаточных областях "кармана", заполненного кровью свидетельствовали о том, что пилот в момент удара летательного аппарата о землю находился на своем рабочем месте и пытался управлять вертолетом.

Таким образом, полученные судебно-медицинские результаты не противоречили материалам расследования.

Выводы: приведенные данные подтверждают данные специальной литературы о недопустимости комплексного исследования места авиационного происшествия с привлечением специалистов разного профиля и о возможности установления рабочей позы пилота по морфологии повреждений на его кистях и стопах.


вверх

  << Содержание

 

Альманах судебной медицины N 2 (2001), стр.

Свидетельство о регистрации сетевого электронного научного издания N 077 от 29.11.2006
Журнал основан 16 ноября 2000г.
Выдано Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
(c) Перепечатка материалов сайта Medline.Ru возможна только с письменного разрешения редакции

Размещение рекламы

Rambler's Top100