Материалом исследования послужили 364 заключения судебно-медицинских экспертиз,
проведенных в Бюро СМЭ Центрального округа России в 1995-1998 г.г. и
обработанных статистически в электронной базе данных.
Наиболее часто поводом к расследованию правоохранительными органами служили
заявления граждан. Количество заявлений граждан, послуживших поводами
для расследования, практически не отличалось при ненадлежащем (ННДМП)
и надлежащем оказании помощи и составляло по разным субъектам РФ от
67,3%- до 71,9% по сравнению с
другими поводами. Число заявлений в прокуратуру органов управления
здравоохранением при ННДМП в г. Москве в 7,7 раза превышало число
случаев, когда поддерживались претензии пациентов при надлежащем
оказании помощи. Этот факт отражает объективность ведомственных
комиссий и достаточно жесткий подход к оценке качества МП. Страховые
медицинские организации поддерживали претензии пациентов
исключительно при наличии дефектов в оказании МП, но эти случаи были
очень редкими - около 0,54%. В то же время по сведениям страховых
организаций участие их в поддержке пациентов значительно: только за
1997 г. в судебном порядке рассмотрено 244 жалобы. Сопоставление это
может свидетельствовать об игнорировании
судами судебно-медицинской экспертизы и использовании результатов
экспертизы, проведенной самой страховой организацией.
Продолжительность расследования до проведения экспертизы не зависела от того,
устанавливались ли при экспертизе дефекты МП: сравнение сроков
расследования в случаях отсутствия признаков ятрогений и при указании
на прямую связь с вредом здоровью не выявило достоверных отличий ни
при коротких (до 100 дней), ни при длительных (свыше 300 дней) сроках
следствия.
Установление среднего возраста пациентов, характерного для разных видов
уголовного расследования и разными правоохранительными органами с
заметным постоянством во всех регионах показало следующее.
- происшествия с наиболее молодым контингентом (средний возраст - 34,1-35,5 лет)
расследуются прокуратурой;
- лица, качество медицинской помощи которым оценивалось судом, значительно
старше (42,1-43,4 года); возраст же истцов в гражданском процессе еще
выше - 46,8-55,2 года;
- системное сравнение блоков информации позволяет отметить интересную
закономерность: обоснованные претензии в гражданском процессе,
подтвержденные последующей экспертизой, предъявляют преимущественно
молодые люди (37,4-39,0 лет). Близки к ним по среднему возрасту и
больные, у которых признаки ненадлежащей помощи были установлены при
уголовном расследовании и экспертизе (39,4-43,8 года).
Отмечена тенденция к уменьшению обоснованных претензий с увеличением возраста
больных, особенно старше 50 лет. Судя по результатам экспертиз, шансы
на выигрыш гражданских дел наиболее высоки у лиц не старше 39 лет, а
вероятность удовлетворения
претензий с установлением индивидуальной ответственности (в уголовном процессе)
более высока при возрасте больных до 44 лет.
Претензии по экстренной помощи снизились за 4 года на 12,9%.
Учет времени поступления пациентов в ЛПУ имеет существенное значение при оказании
экстренной помощи. Нами вычислялся показатель интенсивности:
относительное число пациентов в каждый час различных периодов суток.
Установлено, что оказание медицинской помощи в ночные часы не
оказывало влияния на рост претензий больных, а по г. Москве число
неблагоприятных исходов было минимальным в ночное время. Максимальная
вероятность возникновения претензий наблюдалась по г. Москве в
вечерние часы с 18 до 22 час. - в 1,74
раза выше, чем в среднем, а в областях округа с 12 до 18 час. - в
1,66 раза выше, чем в среднем. Мы сопоставили это с данными
И.В.Тимофеева (1999) об одинаковой летальности в стационаре днем и
ночью, в связи с чем им сделан вывод об отсутствии различий в
качестве МП (более 120 тыс. больных). Оказалось, что "претензионная"
активность больных в ночное время в среднем в 1,8 раза ниже, чем при
оказании помощи днем. Больные с повреждениями в среднем были не
удовлетворены медицинской помощью в 1,9 раза реже,
чем обратившиеся по поводу заболеваний (34,6% против 65,4%).
Наметившиеся в последние годы новые черты во взаимоотношениях пациента и ЛПУ
заставляют целенаправленно изучать различные стороны случаев
неудовлетворенности пациента оказанием медицинской помощи.
Приведенные характеристики объективной стороны медицинских
происшествий должны помочь предупреждению подобных случаев и
организации эффективной работы по разрешению конфликтов с пациентами.
Альманах судебной медицины N 2 (2001), стр.