Медико-биологический
информационный портал
для специалистов
 
БИОМЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ Medline.ru

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА:
Физико-химическая биология

Клиническая медицина

Профилактическая медицина

Медико-биологические науки


АРХИВ:

Фундаментальные исследования

Организация здравохраниения

История медицины и биологии



Последние публикации

Поиск публикаций

Articles

Архив :  2000 г.  2001 г.  2002 г. 
               2003 г.  2004 г.  2005 г. 
               2006 г.  2007 г.  2008 г. 
               2009 г.  2010 г.  2011 г. 
               2012 г.  2013 г.  2014 г. 
               2015 г.  2016 г. 

Редакционная информация:
        Опубликовать статью
        Наша статистика


 РЕДАКЦИЯ:
Главный редактор

Заместители главного редактора

Члены редколлегии
Специализированные редколлегии


 УЧРЕДИТЕЛИ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
"Институт токсикологии Федерального медико-биологического агентства"
(ФГБУН ИТ ФМБА России)

Институт теоретической и экспериментальной биофизики Российской академии наук.

ООО "ИЦ КОМКОН".




Адрес редакции и реквизиты

199406, Санкт-Петербург, ул.Гаванская, д. 49, корп.2

ISSN 1999-6314

Российская поисковая система
Искать: 


ТОМ 4, СТ. 12 (сc. 14) // Январь, 2003 г.

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СХЕМЫ ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ МАНУАЛЬНЫХ НАВЫКОВ

Н.Ф. Неделько, Ю.С. Исаев, И.В. Алексеев, В.Н. Проскурин
Иркутск



  << Содержание

 

В современной психолого-педагогической науке общепринятым является деятельностный подход к изучению и объяснению явлений обучения и воспитания. С этих позиций не могут отдельно существовать знания и умения. Человек усваивает определенные виды деятельности, получая и перерабатывая соответствующую информацию, описывающую способы и приемы деятельности, свойства объектов, признаки и механизмы явлений. Факт усвоения проявляется в умении осуществлять деятельность. При этом она может функционировать в различных формах: речевой, материальной (предметной) или умственной (внутриречевой), но всегда остается одной и той же деятельностью, в которой различаются ориентировочная и исполнительная части. Ориентировочная часть деятельности - это и есть собственные знания, существующие в форме умственного действия, а умения - исполнительная часть деятельности, проявляющаяся в речевой или материальной (мануальной) форме (1, 3). Таким образом, знания и умения - это одна и та же деятельность, но существующая в разных формах. Поэтому нельзя «знать», но не уметь, и наоборот.

Как свидетельствуют психолого-педагогические исследования, наиболее слабым звеном обучающихся в медицинском ВУЗе является их практическая подготовка. Прежде всего это относится к формированию мануальных навыков (МН).

Освоение МН является одной из трудных задач на практических занятиях по самостоятельному исследованию трупа, что связано со спецификой условий и объекта исследования, и с отсутствием адаптации к нему. Для достижения этой цели, как правило, используются традиционные средства и методы управления учебным процессом (стандартные учебники, которые не соответствуют необходимой для усвоения данной деятельности учебной процедуре и не следят за характером ее исполнения, методические пособия без схем ориентировочной основы действий (ООД), демонстрационное вскрытие и др.).

Как показали исследования (2, 5), при овладении МН традиционным способом правильно проведенного демонстрационного вскрытия трупа недостаточно для формирования у студентов устойчивого навыка. Обычно они не могут правильно его воспроизвести и закрепить. Даже небольшое изменение условий, в которых формируется МН, приводит к его распаду. Основной причиной этого является отсутствие создания и использования схем ООД, на базе которых происходит сознательное формирование МН.

Согласно теории поэтапного формирования умственных действий и понятий (1), центральное место в системе организации планомерного формирования знаний и умений, в сознательном освоении МН занимает схема ООД. В последнюю вводятся сведения, исходя из которых обучающийся может: 1 - четко понять цель деятельности (что должно получиться); 2 - получить знания исходного материала (объекта анализа, в данном случае - судебной медицины); 3 - овладеть методами исследования, работой с инструментарием; 4 - сформулировать конкретный план задания и последовательность его осуществления; 5 - овладеть контрольными заданиями, с помощью которых можно судить о правильности или неправильности выполняемых действий. Все это в целом позволит студенту, будущему специалисту, сознательно и планомерно выполнять все три взаимообусловленные части учебно-профессиональной деятельности: ориентировочную, исполнительную и контрольную (2, 6).

Исходя из этих теоретических предпосылок было разработано и апробировано методическое пособие управляющего типа «Судебно-медицинская экспертиза трупа», содержание, структура и эффективность использования которого представлены в работах (4, 6).

Для объективной оценки эффективности процесса обучения, качества усвоения знаний и сформированности МН в зависимости от различных способов управления познавательной деятельностью студентов был проведен обучающий эксперимент с двумя группами: экспериментальной (Э), в которой использовали пособие управляющего типа, и контрольной (К), в которой обучение проводилось традиционным способом.

Анализ результатов обучения по использованным дидактическим критериям, которые характеризуют процесс и качество усвоения знаний, указывает на достоверное различие всех параметров усвоения в Э и К группах. Студенты Э группы достигают высоких результатов, затрачивая при этом максимум времени на самоподготовку и минимум на решение тестовых заданий. Обучающиеся К группы значительно отстают от них в уровне знаний, затрачивая много времени на решение тестов и минимум на самоподготовку. Анализ результатов свидетельствует о наличии достоверной зависимости между формированием качества МН и временем, затраченным на него в обеих группах. Успешно продвигаясь вперед, студенты Э группы в течение каждого дня самостоятельной работы затрачивают значительно меньше времени на освоение МН, чем обучающиеся К группы. Последние отстают в уровне своих успехов, затрачивая при этом больше времени на овладение МН (5).

Выводы:


Экспериментальные исследования позволили выявить преимущества формирования МН, достоверное улучшение усвоения учебного материала у студентов, которые использовали пособия управляющего типа со схемой ООД, по сравнению с традиционным способом обучения.

Использование схемы ООД позволяет студентам с первого раза (после демонстрационного вскрытия) достаточно правильно выполнять те или иные экспертные приемы при исследовании трупа, создавать условия для формирования мануальных навыков и доведения их до требуемого уровня.

Создание схемы ООД для реализации поставленных целей в учебном процессе является самостоятельной научно-методической задачей. Использование схем ООД является обязательным условием систематического и управляемого формирования необходимых способов профессиональной деятельности.


вверх

  << Содержание

 

Альманах судебной медицины N 1 (2000), стр.

Свидетельство о регистрации сетевого электронного научного издания N 077 от 29.11.2006
Журнал основан 16 ноября 2000г.
Выдано Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
(c) Перепечатка материалов сайта Medline.Ru возможна только с письменного разрешения редакции

Размещение рекламы

Rambler's Top100