banner medline tsn
 
Медико-биологический
информационный портал
для специалистов
 
БИОМЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ Medline.ru

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА:
Физико-химическая биология

Клиническая медицина

Профилактическая медицина

Медико-биологические науки


АРХИВ:

Фундаментальные исследования

Организация здравохраниения

История медицины и биологии



Последние публикации

Поиск публикаций

Articles

Архив :  2000 г.  2001 г.  2002 г. 
               2003 г.  2004 г.  2005 г. 
               2006 г.  2007 г.  2008 г. 
               2009 г.  2010 г.  2011 г. 
               2012 г.  2013 г.  2014 г. 
               2015 г.  2016 г.  2017 г. 
               2018 г.  2019 г.  2020 г. 

Редакционная информация:
        Опубликовать статью
        Наша статистика


 РЕДАКЦИЯ:
Главный редактор

Заместители главного редактора

Члены редколлегии
Специализированные редколлегии


 УЧРЕДИТЕЛИ:
Институт теоретической и экспериментальной биофизики Российской академии наук.

ООО "ИЦ КОМКОН"

ФГБУН "Институт токсикологии" ФМБА России




Адрес редакции и реквизиты

192012, Санкт-Петербург, ул.Бабушкина, д.82 к.2, литера А, кв.378

Свидетельство о регистрации электронного периодического издания ЭЛ № ФС 77-37726 от 13.10.2009
Выдано - Роскомнадзор

ISSN 1999-6314

Российская поисковая система
Искать: 


ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ ИСТОРИЯ БИОЛОГИИ

В.И.ИОФФЕ

В.И.ИОФФЕ В ИНСТИТУТЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ
(1923-1979)
К 100-летию со дня рождения


П.Г.Назаров, А.Вихман, Б.Н.Софронов, Ю.П.Голиков, А.А.Тотолян, Ю.М.Деревянко
Отв.редактор - профессор И.С.Фрейндлин



ИИЭМ - ВИЭМ -Всероссийский центр по микробиологии и иммунологиии
Очевидно, что формирование новых научных направлений в биологии имело большое значение и для развития многих разделов медицины, этот процесс носит характер взаимовлияния и идет постоянно. Как правило практическая медицина выдвигает перед биологией задачи, которые формируют новые научные направления. Подлинный переворот в учении об инфекционных болезнях, в эпидемиологии и хирургии произошел в начале второй половины прошлого столетия в результате выдающихся открытий Л.Пастера (1822-1895), установившего роль микроорганизмов в развитии инфекционных заболеваний и процессах брожения и тем самым создавшего научный фундамент микробиологии.
Значение основополагающих работ Л.Пастера, а также Дж.Листера (1847-1912), Р.Коха (1843-1910), И.И.Мечникова (1845-1916) и Д.И.Ивановского (1864-1920) в первую очередь определялось необходимостью поисков эффективных средств борьбы с эпидемиями и эпизоотиями. Эта задача могла быть решена только в результате выяснения основных принципов и закономерностей самозащиты организма против вредных воздействий внешней среды, равно как и взаимодействия организма с внешней средой. В частности для решения указанной задачи и ряда других был организован в Санкт-Петербурге Императорский Институт Экспериментальной медицины - ИИЭМ. Это был институт университетского типа, а не узкопрофилированный как Пастеровский институт в Париже, созданный в 1886 г. Создателем и попечителем ИИЭМа был принц А.П.Ольденбургский (1844-1932).
Следует отметить, что сотрудники ИИЭМа - К.Я.Гельман, С.Н.Виноградский, А.А.Владимиров, Н.К.Шульц, М.В.Ненцкий, Д.К.Заболотный, В.Л.Омелянский и др., которым предстояло решать задачи теоретической бактериологии, борьбы с эпидемиями и эпизоотиями имели личные контакты с Л.Пастером, Р.Кохом, Дж.Листером и И.И.Мечниковым, бывая и работая в их лабораториях.
При создании ИИЭМа в 1890-91 годах, а затем в ходе развития института, в его составе было организовано несколько подразделений, которые полностью или частично занимались проблемами бактериологии и иммунологии, а в дальнейшем эпидемиологии, вирусологии и генетикой микроорганизмов.
Отдел эпизоотологии организовал и возглавлял до своей кончины К.Я.Гельман (1848-1892), создавший маллеин для диагностики сапа, занимавшийся разработкой методики специфической диагностики туберкулеза и вопросами иммунологии, совершенствованием вакцины от бешенства. Следует отметить, что К.Я.Гельман с 1886 года был научным руководителем Петербургской пастеровской станции и что он же был одним из основных инициаторов создания в Петербурге "института подобного пастеровскому" в конце 80-х годов прошлого века, то есть ИИЭМа.
Затем, до выхода на пенсию в 1896 году, этот отдел возглавлял Э.М.Земмер. Его сменил А.А.Владимиров, которого к работе в ИИЭМе в 1891 году привлек К.Я.Гельман. А.А.Владимиров стал в 1897 году заместителем по науке у А.П.Ольденбургского, возглавлявшего "Особую комиссию для предупреждения занесенной чумой заразы и борьбы с нею в случае появления ее в России". В 1897 году А.А.Владимиров доказал возможность использования при сапе серодиагностики. Он также выезжал в экспедиции на эпидемии чумы и холеры. В 1918 году этот отдел был реорганизован в Отдел сравнительной патологии и иммунологии (зав.А.А.Владимиров) и в Научно-практическое эпизоотологическое отделение (зав.В.Н.Матвеев). В 1921 году в ходе реорганизации был создан Отдел сравнительной патологии заразных болезней (зав. А.А.Владимиров), реорганизованный в 1930 году в Отдел медицинской микробиологии (зав О.О.Гартох) после выхода А.А.Владимирова на пенсию.
Отдел сифилидологии создал и несколько лет им руководил Э.-Л. Ф.Шперк (1837-1894), занимавшийся моделированием сифилиса у обезьян, проблемами оспы, сибирской язвы. С.М.Лукьянов реорганизовал этот отдел в 1894 году в Отдел общей патологии. В 1905-1913гг. этот отдел возглавлял В.В.Подвысоцкий, занимавшийся бактериологией кори и морфологией холерного вибриона; затем В.Н.Клименко, занимавшийся бактериологией коклюша и скарлатины, и Е.С.Лондон (1918-1939)., занимавшийся проблемами иммунологии, а также вопросами патофизиологии обмена веществ. Отдел патологической анатомии создал и ряд лет возглавлял Н.В.Усков (1849-1899), а затем отделом руководил его ученик А.Е.Селинов, также как и Н.В.Усков уделявший внимание проблемами бактериологии и иммунологии.
При отделе в 1892-1916гг. существовал Патолого-бактериологический кабинет, которым заведывала Н.К.Шульц (1839-1916) и она же вела ежегодные Курсы по бактериологии для врачей, на которых в течение 5 недель обучала курсантов не только бактериологичейкой технике, но и воспитывала у своих слушателей навыки к тщательной методической лабораторной работе. Музей живых культур был также организован Н.К.Шульц, как самостоятельное подразделение ИИЭМа, для составления и поддержания коллекции микробов. С 1915 года Музеем заведывала Н.А.Дмитревская, а с 1930 года Музей был причислен к Отделу медицинской микробиологии.
Отдел общей бактериологии организовал в 1891 году и до 1906 года им руководил С.Н.Виноградский (1856-1953), открывший круговорот азота в природе. С 1906 г. - и до своей кончины отдел возглавлял В.Л.Омелянский (1867-1928). Затем отделом руководил Б.Л.Исачено (1871-1948). В 1934 году при переводе ВИЭМа в Москву туда же переехал и отдел. В дальнейшем на его базе был создан Институт микробиологии РАН.
В этом же отделе с 1897 года в качестве помощника у С.Н.Виноградского работал Д.К.Заболтный (1866-1929), который в 1897-98гг. начал читать курс бактериологии и в 1904 году организовал кафедру бактериологии в Женском медицинском институте. Он же был участником многочисленных экспедиций, которые выезжали на эпидемии чумы и холеры, как в России, так и за ее пределами. В 1906 году в ИИЭМе Д.К.Заболотный создал и возглавил Лабораторию экспериментальной сифилидологии при Клинике кожных болезней им.В.К.Синягина и А.К.Чекалевой.
Кроме этого Д.К.Заболотный организовал: с 1.01.1918 году в ИЭМе Отдел эпидемиологии на базе лаборатории сифилидологии; в 1920 году в Одесском медицинском институте кафедру эпидемиологии; в 1923-24гг. кафедру микробиологии и эпидемиологии ВМА, которая возникла в результате реорганизации кафедры заразных болезней и бактериологии. С конца 1928 года Д.К.Заболотный в основном жил и работал на Украине, где он был выбран Президентом Всеукраинской АН. После кончины Д.К.Заболотного отдел эпидемиологии возглавил П.Ф.Здродовский (1890-1976) и в 1934 году этот отдел был переведен в Москву.
С.Н.Виноградский, А.А.Владимиров, Д.К.Заболотный и В.Л.Омелянский "в числе небольшой группы лиц" организовали в Петербурге Микробиологическое общество, которое в основном проводило свои заседания в актовом зале ИИЭМа.
Отдел химии, а правильнее биохимии, создал и до своей кончины возглавлял М.В.Ненцкий (1847-1901), а затем - до 1916 года Н.О.Зибер-Шумова, занимавшиеся кроме проблем физиологической химии, также вопрсами бактериологии и вакцинно-сыворотчного производства. Были проведены исследования роли сопутствующих микробов в этиологии и патогенезе холеры, а также выполнена важная работа по иммунитету при чуме крупного рогатого скота. Из этого отдела в 1902 году выделилось Практическое Гигиеническое отделение, ставшее с 1910 года Отделом гигиены, его создал и возглавлял С.- Л.К.Дзержговский, который также занимался производством противодифтеритной вакцины, вопросами дезинфекции, очистки питьевой воды и т.д.
Прививочное отделение ИИЭМа - это Петербургская пастеровская станция лечения водобоязни основанная в 1886 году и вошедшая на правах самостоятельного подразделения в состав ИИЭМа. Отделение занималось не только лечением людей, пострадавших от укусов взбесившихся животных, но и проведением диагностики у животных, подозрительных на заболевание бешенством, и совершенствованием антирабической вакцины. Отделением с 1891 по 1920 год заведывал В.А.Краюшкин, а затем В.Г.Ушаков. В 1937 году это подразделение вошло в состав Института эпидемиологии и микробиологии им.Л.Пастера.
В 1924 году в ИЭМе было организовано Сывороточное отделение (зав. В.С.Дзержговский), реорганизованное затем в Отдел вакцин и сывороток, на базе которого в 1938 году был создан Институт вакцин и сывороток.
Особая лаборатория ИИЭМа существовала с 1901 по 1918 год и занималась вакцинно-сывороточным производством препаратов от чумы, холеры, тифа, столбняка и т.д., обеспечивая лечебными и профилактическими препаратами потребности России и экспедиций, которые отправлялись на различные эпидемии. Из сотрудников этой лаборатории в основном и формировались многочисленные экспедиции, выезжавшие в различные регионы России и за рубеж. Кроме этого сотрудники лаборатории (частично это были врачи из Морского госпиталя в Кронштадте, работами которых руководил В.И.Исаев), занимались изучением этиологии болезней, которые они моделировали на различных видах животных, физиологией бактерий, вопросами эпидемиологии и иными проблемами бактериологии и иммунологии. При лаборатории имелся собственный Музей и действовали Курсы по эпидемиологии для врачей. Н.К.Шульц всех слушателей своих курсов в обязательном порядке возила на экскурсию в Особую лабораторию, которая находилась на форте "Император Александр I" недалеко от Кронштадта. Масштабы работ, выполненных в лаборатории по изучению причин эндемичности чумы на юго-востоке России, не имели себе равных в мировой практике.
Таким образом в бывшем ИИЭМе, который с 1932 года стал ВИЭМом, к концу 20-х в начале 30-х годов ХХ века, сформировалась отечественная школа микробиологов, иммунологов и эпидемиологов хорошо известная в мире. ВИЭМ стал Всероссийским центром исследований по этим дисциплинам. Его костяк составляли А.А.Владимиров. Д.К.Заболотный, В.С.Дзержговский, В.Г.Ушаков, В.Л.Омелянский, О.О.Гартох и др. Они сохранили традиции и направления исследований иэмовской школы, основу которой еще в конце ХIХ столетии в ИИЭМе закладывали С Н.Виноградский, К.Я.Гельман, М.В.Ненцкий, Э.- Л.Ф.Шперк, Н.К.Шульц и др., и продвинулись дальше в своих исследованиях .
Формироваание первых в Росии научных школ в области бактериологии,эпидемиологии и иммунологии относится к концу ХIХ века и связано с деятельностью выдающихся ученых экспериментаторов, обладавших исключительными педагогическими способностями. Под руководством основателей научных школ студенты и молодые ученые обучались экспериментальной работе, приобщались к научному творчеству, готовились к самостоятельной исследовательской деятельности. В процессе учебы ученики становились помощниками учителя, а в дальнейшем некоторые из них оставались при кафедре или лаборатории, возглавляемой учителем, и составляли основу исследовательского коллектива. Наименование "Научная школа" полностью соответствовало тем целям и задачам, которые тогда стояли перед подобными коллективами - это были школы экспериментальной работы. Укреплению взаимоотношений внутри коллектива по принципу "учитель-ученик" способствовало то, что научные школы возникали исключительно на базе высших учебных заведений. Эти школы следует рассмтривать как классические, или предметные, поскольку проблематика исследований здесь ограничивалась лишь рамками определенной научной дисциплины, в нашем случае - микробиологией и иммунологией. Характерное для рубежа XIX-XX вв. развитие науки привело к образованию организованной сети исследовательских лабораторий и институтов, уже не связанных с учебным процессом, не зависящих от высших учебных заведений, как например ИИЭМ. Возникли многочисленные научные коллективы, получившие официальный статус лабораторий, отделов, секторов и т. д., деятельность которых оказалась регламентированной соответствующими уставами, положениями и другими документами. В то же время на фоне организованной структуры научно-исследовательских учреждений и исследовательских коллективов сохранились так называемые <неформальные> коллективы. Они возглавляются, как правило, крупными учеными, выдвинувшими и разрабатывающими оригинальные научные проблемы или направления в науке. В сферу творческого влияния таких ученых вовлекаются сотрудники нескольких лабораторий, иногда даже входящих в составы различных учреждений. Такие коллективы приобретают основные черты классических научных школ. Их основатель занимается обучением своих учеников научному творчеству, стремится воспитать самостоятельных ученых, способных не только развивать его идеи, но и идти в науке собственным путем. Но влияние этих коллективов на прогресс науки и на научный потенциал страны уже ограничивается определенной проблемой или научным направлением, которые могут <вписываться> в определенную научную дисциплину, но могут и выходить за ее рамки, соотносясь с несколькими смежными научными дисциплинами. Подобные неформальные исследовательские коллективы следует рассматривать как современные или проблемные научные школы. В отличие от классических, они могут создаваться на базе научно-исследовательских институтов, при условии существования тесной связи последних с соответствующими высшими учебными заведениями. В основе этой связи должны лежать общность научных интересов и заинтересованность в воспитании молодых ученых-экспериментаторов.
Анализ современной формальной и неформальной структуры на- учных коллективов свидетельствует о существовании неформальных коллективов, совершенно не связанных с высшими учебными заведе- ниями, в которых все внимание исследователей сосредоточено исклю- чительно па разработке выдвинутой руководителем научной проблемы или направления. В этих случаях вовлечение в сферу влияния крупного ученого сотрудников других лабораторий и даже других учреждений связано с его стремлением обеспечить всестороннюю, комплексную разработку поставленной им задачи в возможно короткие сроки и на возможно более высоком методическом уровне. Подобные коллективы следует определять не как научные школы, а как научно- исследовательские целевые объединения, как это было в послевоенные годы с В.И.Иоффе. В их задачу не входит элемент обучения экспериментальному мастерству вообще. Здесь речь может идти только о подготовке относительно узких специалистов, необходимых объединению для решения конкретных исследовательских вопросов. В условиях интенсификации научных исследований, на фоне раз- вития практики программно-целевого планирования, значение научно- исследовательских целевых объединений существенно возрастает. Можно ожидать, что они займут одно из ведущих мест среди кол- лективов, привлекаемых к разработке отдельных разделов целевых научных программ или проектов. При этом, вероятно, эти объединения утратят свое положение неформальных коллективов и приобретут официальный статус комплексных исследовательских групп (или лабораторий), существование которых будет ограничиваться сроками решения той или иной целевой задачи.
Таким образом, рассматривая вопрос о роли научных школ в ор- ганизации научных исследований, в развитии научного потенциала страны, представляется необходимым иметь в виду существование трех основных категорий неформальных научных коллективов, кото- рые обычно в литературе подпадают под общее определение <научная школа>. Это, во-первых, классическая или предметная научная школа, во-вторых, современная или проблемная научная школа, и, в-третьих, научно-исследовательское целевое объединение.Дальнейшее развитие этого подхода к изучению научных школ привело бы к выяснению роли различных научных школ в перспективном прогрессе научного потенциала в этой области в России.
В советский период система государственной организации научно- исследовательских учреждений предусматривала более или менее жестко закрепленную структуру исследовательских коллективов, обладающих официальным статусом института, лаборатории, отдела, сектора и т.д. В то же время, как тогда так и в наши дни, в науке сохранились и неформальные коллективы, возглавляемые как правило, крупными учеными, выдвинувшими и разрабатывающими оригинальные научные проекты, проблемы и направления. По традиции подобные коллективы именуются научными школами, причем это название встречается не только в работах по истории науки, но и в официальных современных документах. Вопрос об эволюции научных школ под влиянием государственной организации науки основывается на материалах, характеризующих отдельные этапы развития научных школ С.Н.Виноградского - В.Л.Омелянского, Д.К.Заболотного, А.А.Владимирова - О.О.Гартоха. Вместе с А.А.Владимировым, Д.К.Заболотным, В.Л.Омелянским и другими коллегами по ИЭМу, О.О.Гартох, а далее В.И.Иоффе завершили создание по сути ленинградской-петербургской научной школы микробиологов, иммунологов и эпидемиологов. Эту научную школу - школу ВИЭМ-ИЭМа, - к которой принадлежал и В.И.Иоффе, отличало использование методов аналитической эпидемиологии в тесной связи с микробиологическими и иммунологическими данными для организации эффективной системы мероприятий, направленных на профилактику инфекционных заболеваний. Напрашивается вывод о необходимости, в интересах развития научного потенциала страны, направленно способствовать формированию классических научных школ в ВУЗах.
Особенности становления и развития новых направлений научного поиска в исследовательском учреждении университетского типа - Институте экспериментальной медицины - таковы, что исследовательские коллективы (отделы и лаборатории), составляющие в целом структуру этого института, заняты не разработкой проблем отдельных наук, а в основе широкой комплексности изучают иммунологические (молекулярные) - в широком смысле этого термина - закономерности и механизмы обеспечивающие жизнедеятельность человека. Подлино творческое содружество в рамках единой структуры отделов ИЭМа: биохимии, фармакологии, иммунологии, патофизиологии, патологической анатомии, генетики и других создавало и создает условия, необходимые для возникновения и развития новых перспективных направлений на стыках различных областей фундаментальной биологии.
Примером становления нового научного направления является психонейроиммунология, возникшее на основе взаимодействия научных школ физиологмческой, Д.А.Бирюкова, и микробиологической, В.И.Иоффе, в результате инициативы Л.М.Хай и Е.А.Корневой в конце 60-х годов. Ими были выполнены первые исследования, касающиеся роли симпатико-адреналовой системы и гипоталамуса в регуляции иммунологических процессов, завершившиеся открытием влияния определенной зоны мозга - заднего гипоталамического поля - на интенсивность процесса продукции антител. Современная психонейроиммунология - направление, сформировавшееся в результате взаимодействия ряда научных школ, а также сочетания различных методических подходов для решения единой задачи - широко разрабатывается не только в ИЭМе, но уже и в ряде стран. Предметом ее является изучение роли физиологических механизмов в закономерностях регуляции иммунных процессов в целостном организме.
В институтах университетского типа, подобных ИЭМу, равно как и в научных центрах РАМН, таких как кардиологический, хирургический, онкологический могут формироваться не только проблемные (современные) школы, но и классические (предметные).
Журнал основан 16 ноября 2000г.
Выдано Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
(c) Перепечатка материалов сайта Medline.Ru возможна только с письменного разрешения редакции

Размещение рекламы

Rambler's Top100