ИИЭМ - ВИЭМ -Всероссийский центр по микробиологии и
иммунологиии
Очевидно, что формирование новых научных направлений в биологии
имело большое значение и для развития многих разделов медицины, этот процесс
носит характер взаимовлияния и идет постоянно. Как правило практическая
медицина выдвигает перед биологией задачи, которые формируют новые научные
направления. Подлинный переворот в учении об инфекционных болезнях, в
эпидемиологии и хирургии произошел в начале второй половины прошлого
столетия в результате выдающихся открытий Л.Пастера (1822-1895),
установившего роль микроорганизмов в развитии инфекционных заболеваний и
процессах брожения и тем самым создавшего научный фундамент микробиологии.
Значение основополагающих работ Л.Пастера, а также Дж.Листера (1847-1912),
Р.Коха (1843-1910), И.И.Мечникова (1845-1916) и Д.И.Ивановского (1864-1920) в
первую очередь определялось необходимостью поисков эффективных средств
борьбы с эпидемиями и эпизоотиями. Эта задача могла быть решена только в
результате выяснения основных принципов и закономерностей самозащиты
организма против вредных воздействий внешней среды, равно как и
взаимодействия организма с внешней средой. В частности для решения указанной
задачи и ряда других был организован в Санкт-Петербурге Императорский
Институт Экспериментальной медицины - ИИЭМ. Это был институт
университетского типа, а не узкопрофилированный как Пастеровский институт в
Париже, созданный в 1886 г. Создателем и попечителем ИИЭМа был принц
А.П.Ольденбургский (1844-1932).
Следует отметить, что сотрудники ИИЭМа - К.Я.Гельман, С.Н.Виноградский,
А.А.Владимиров, Н.К.Шульц, М.В.Ненцкий, Д.К.Заболотный, В.Л.Омелянский и
др., которым предстояло решать задачи теоретической бактериологии, борьбы с
эпидемиями и эпизоотиями имели личные контакты с Л.Пастером, Р.Кохом,
Дж.Листером и И.И.Мечниковым, бывая и работая в их лабораториях.
При создании ИИЭМа в 1890-91 годах, а затем в ходе развития института, в
его составе было организовано несколько подразделений, которые полностью или
частично занимались проблемами бактериологии и иммунологии, а в дальнейшем
эпидемиологии, вирусологии и генетикой микроорганизмов.
Отдел эпизоотологии организовал и возглавлял до своей кончины К.Я.Гельман
(1848-1892), создавший маллеин для диагностики сапа, занимавшийся разработкой
методики специфической диагностики туберкулеза и вопросами иммунологии,
совершенствованием вакцины от бешенства. Следует отметить, что К.Я.Гельман с
1886 года был научным руководителем Петербургской пастеровской станции и что
он же был одним из основных инициаторов создания в Петербурге "института
подобного пастеровскому" в конце 80-х годов прошлого века, то есть ИИЭМа.
Затем, до выхода на пенсию в 1896 году, этот отдел возглавлял Э.М.Земмер.
Его сменил А.А.Владимиров, которого к работе в ИИЭМе в 1891 году привлек
К.Я.Гельман. А.А.Владимиров стал в 1897 году заместителем по науке у
А.П.Ольденбургского, возглавлявшего "Особую комиссию для предупреждения
занесенной чумой заразы и борьбы с нею в случае появления ее в России". В 1897
году А.А.Владимиров доказал возможность использования при сапе
серодиагностики. Он также выезжал в экспедиции на эпидемии чумы и холеры. В
1918 году этот отдел был реорганизован в Отдел сравнительной патологии и
иммунологии (зав.А.А.Владимиров) и в Научно-практическое
эпизоотологическое отделение (зав.В.Н.Матвеев). В 1921 году в ходе
реорганизации был создан Отдел сравнительной патологии заразных болезней
(зав. А.А.Владимиров), реорганизованный в 1930 году в Отдел медицинской
микробиологии (зав О.О.Гартох) после выхода А.А.Владимирова на пенсию.
Отдел сифилидологии создал и несколько лет им руководил Э.-Л. Ф.Шперк
(1837-1894), занимавшийся моделированием сифилиса у обезьян, проблемами
оспы, сибирской язвы. С.М.Лукьянов реорганизовал этот отдел в 1894 году в
Отдел общей патологии. В 1905-1913гг. этот отдел возглавлял В.В.Подвысоцкий,
занимавшийся бактериологией кори и морфологией холерного вибриона; затем
В.Н.Клименко, занимавшийся бактериологией коклюша и скарлатины, и
Е.С.Лондон (1918-1939)., занимавшийся проблемами иммунологии, а также
вопросами патофизиологии обмена веществ.
Отдел патологической анатомии создал и ряд лет возглавлял Н.В.Усков
(1849-1899), а затем отделом руководил его ученик А.Е.Селинов, также как и
Н.В.Усков уделявший внимание проблемами бактериологии и иммунологии.
При отделе в 1892-1916гг. существовал Патолого-бактериологический кабинет,
которым заведывала Н.К.Шульц (1839-1916) и она же вела ежегодные Курсы по
бактериологии для врачей, на которых в течение 5 недель обучала курсантов не
только бактериологичейкой технике, но и воспитывала у своих слушателей навыки
к тщательной методической лабораторной работе. Музей живых культур был
также организован Н.К.Шульц, как самостоятельное подразделение ИИЭМа, для
составления и поддержания коллекции микробов. С 1915 года Музеем заведывала
Н.А.Дмитревская, а с 1930 года Музей был причислен к Отделу медицинской
микробиологии.
Отдел общей бактериологии организовал в 1891 году и до 1906 года им
руководил С.Н.Виноградский (1856-1953), открывший круговорот азота в природе.
С 1906 г. - и до своей кончины отдел возглавлял В.Л.Омелянский (1867-1928).
Затем отделом руководил Б.Л.Исачено (1871-1948). В 1934 году при переводе
ВИЭМа в Москву туда же переехал и отдел. В дальнейшем на его базе был создан
Институт микробиологии РАН.
В этом же отделе с 1897 года в качестве помощника у С.Н.Виноградского
работал Д.К.Заболтный (1866-1929), который в 1897-98гг. начал читать курс
бактериологии и в 1904 году организовал кафедру бактериологии в Женском
медицинском институте. Он же был участником многочисленных экспедиций,
которые выезжали на эпидемии чумы и холеры, как в России, так и за ее
пределами. В 1906 году в ИИЭМе Д.К.Заболотный создал и возглавил
Лабораторию экспериментальной сифилидологии при Клинике кожных
болезней им.В.К.Синягина и А.К.Чекалевой.
Кроме этого Д.К.Заболотный организовал: с 1.01.1918 году в ИЭМе Отдел
эпидемиологии на базе лаборатории сифилидологии; в 1920 году в Одесском
медицинском институте кафедру эпидемиологии; в 1923-24гг. кафедру
микробиологии и эпидемиологии ВМА, которая возникла в результате
реорганизации кафедры заразных болезней и бактериологии. С конца 1928 года
Д.К.Заболотный в основном жил и работал на Украине, где он был выбран
Президентом Всеукраинской АН. После кончины Д.К.Заболотного отдел
эпидемиологии возглавил П.Ф.Здродовский (1890-1976) и в 1934 году этот отдел
был переведен в Москву.
С.Н.Виноградский, А.А.Владимиров, Д.К.Заболотный и В.Л.Омелянский "в
числе небольшой группы лиц" организовали в Петербурге Микробиологическое
общество, которое в основном проводило свои заседания в актовом зале ИИЭМа.
Отдел химии, а правильнее биохимии, создал и до своей кончины возглавлял
М.В.Ненцкий (1847-1901), а затем - до 1916 года Н.О.Зибер-Шумова,
занимавшиеся кроме проблем физиологической химии, также вопрсами
бактериологии и вакцинно-сыворотчного производства. Были проведены
исследования роли сопутствующих микробов в этиологии и патогенезе холеры, а
также выполнена важная работа по иммунитету при чуме крупного рогатого скота.
Из этого отдела в 1902 году выделилось Практическое Гигиеническое отделение,
ставшее с 1910 года Отделом гигиены, его создал и возглавлял С.-
Л.К.Дзержговский, который также занимался производством противодифтеритной
вакцины, вопросами дезинфекции, очистки питьевой воды и т.д.
Прививочное отделение ИИЭМа - это Петербургская пастеровская станция
лечения водобоязни основанная в 1886 году и вошедшая на правах
самостоятельного подразделения в состав ИИЭМа. Отделение занималось не
только лечением людей,
пострадавших от укусов взбесившихся животных, но и проведением диагностики у
животных, подозрительных на заболевание бешенством, и совершенствованием
антирабической вакцины. Отделением с 1891 по 1920 год заведывал
В.А.Краюшкин, а затем В.Г.Ушаков. В 1937 году это подразделение вошло в состав
Института эпидемиологии и микробиологии им.Л.Пастера.
В 1924 году в ИЭМе было организовано Сывороточное отделение (зав.
В.С.Дзержговский), реорганизованное затем в Отдел вакцин и сывороток, на базе
которого в 1938 году был создан Институт вакцин и сывороток.
Особая лаборатория ИИЭМа существовала с 1901 по 1918 год и занималась
вакцинно-сывороточным производством препаратов от чумы, холеры, тифа,
столбняка и т.д., обеспечивая лечебными и профилактическими препаратами
потребности России и экспедиций, которые отправлялись на различные эпидемии.
Из сотрудников этой лаборатории в основном и формировались многочисленные
экспедиции, выезжавшие в различные регионы России и за рубеж. Кроме этого
сотрудники лаборатории (частично это были врачи из Морского госпиталя в
Кронштадте, работами которых руководил В.И.Исаев), занимались изучением
этиологии болезней, которые они моделировали на различных видах животных,
физиологией бактерий, вопросами эпидемиологии и иными проблемами
бактериологии и иммунологии. При лаборатории имелся собственный Музей и
действовали Курсы по эпидемиологии для врачей. Н.К.Шульц всех слушателей
своих курсов в обязательном порядке возила на экскурсию в Особую лабораторию,
которая находилась на форте "Император Александр I" недалеко от Кронштадта.
Масштабы работ, выполненных в лаборатории по изучению причин эндемичности
чумы на юго-востоке России, не имели себе равных в мировой практике.
Таким образом в бывшем ИИЭМе, который с 1932 года стал ВИЭМом, к
концу 20-х в начале 30-х годов ХХ века, сформировалась отечественная школа
микробиологов, иммунологов и эпидемиологов хорошо известная в мире. ВИЭМ
стал Всероссийским центром исследований по этим дисциплинам. Его костяк
составляли А.А.Владимиров. Д.К.Заболотный, В.С.Дзержговский, В.Г.Ушаков,
В.Л.Омелянский, О.О.Гартох и др. Они сохранили традиции и направления
исследований иэмовской школы, основу которой еще в конце ХIХ столетии в
ИИЭМе закладывали С Н.Виноградский, К.Я.Гельман, М.В.Ненцкий, Э.-
Л.Ф.Шперк, Н.К.Шульц и др., и продвинулись дальше в своих исследованиях .
Формироваание первых в Росии научных школ в области
бактериологии,эпидемиологии и иммунологии относится к концу ХIХ века и
связано с деятельностью выдающихся ученых экспериментаторов, обладавших
исключительными педагогическими способностями. Под руководством
основателей научных школ студенты и молодые ученые обучались
экспериментальной работе, приобщались к научному творчеству, готовились к
самостоятельной исследовательской деятельности. В процессе учебы ученики
становились помощниками учителя, а в дальнейшем некоторые из них оставались
при кафедре или лаборатории, возглавляемой учителем, и составляли основу
исследовательского коллектива. Наименование "Научная школа" полностью
соответствовало тем целям и задачам, которые тогда стояли перед подобными
коллективами - это были школы экспериментальной работы. Укреплению
взаимоотношений внутри коллектива по принципу "учитель-ученик"
способствовало то, что научные школы возникали исключительно на базе высших
учебных заведений. Эти школы следует рассмтривать как классические, или
предметные, поскольку проблематика исследований здесь ограничивалась лишь
рамками определенной научной дисциплины, в нашем случае - микробиологией и
иммунологией.
Характерное для рубежа XIX-XX вв. развитие науки привело к
образованию организованной сети исследовательских лабораторий и
институтов, уже не связанных с учебным процессом, не зависящих от
высших учебных заведений, как например ИИЭМ. Возникли
многочисленные научные коллективы, получившие официальный
статус лабораторий, отделов, секторов и т. д., деятельность которых
оказалась регламентированной соответствующими уставами,
положениями и другими документами. В то же время на фоне
организованной структуры научно-исследовательских учреждений и
исследовательских коллективов сохранились так называемые
<неформальные> коллективы. Они возглавляются, как правило,
крупными учеными, выдвинувшими и разрабатывающими
оригинальные научные проблемы или направления в науке. В сферу
творческого влияния таких ученых вовлекаются сотрудники
нескольких лабораторий, иногда даже входящих в составы различных
учреждений. Такие коллективы приобретают основные черты
классических научных школ. Их основатель занимается обучением
своих учеников научному творчеству, стремится воспитать
самостоятельных ученых, способных не только развивать его идеи, но
и идти в науке собственным путем. Но влияние этих коллективов на
прогресс науки и на научный потенциал страны уже ограничивается
определенной проблемой или научным направлением, которые могут
<вписываться> в определенную научную дисциплину, но могут и
выходить за ее рамки, соотносясь с несколькими смежными научными
дисциплинами. Подобные неформальные исследовательские
коллективы следует рассматривать как современные или проблемные
научные школы. В отличие от классических, они могут создаваться на
базе научно-исследовательских институтов, при условии
существования тесной связи последних с соответствующими высшими
учебными заведениями. В основе этой связи должны лежать общность
научных интересов и заинтересованность в воспитании молодых
ученых-экспериментаторов.
Анализ современной формальной и неформальной структуры на-
учных коллективов свидетельствует о существовании неформальных
коллективов, совершенно не связанных с высшими учебными заведе-
ниями, в которых все внимание исследователей сосредоточено исклю-
чительно па разработке выдвинутой руководителем научной проблемы
или направления. В этих случаях вовлечение в сферу влияния крупного
ученого сотрудников других лабораторий и даже других учреждений
связано с его стремлением обеспечить всестороннюю, комплексную
разработку поставленной им задачи в возможно короткие сроки и на
возможно более высоком методическом уровне. Подобные коллективы
следует определять не как научные школы, а как научно-
исследовательские целевые объединения, как это было в послевоенные
годы с В.И.Иоффе. В их задачу не входит элемент обучения
экспериментальному мастерству вообще. Здесь речь может идти
только о подготовке относительно узких специалистов, необходимых
объединению для решения конкретных исследовательских вопросов.
В условиях интенсификации научных исследований, на фоне раз-
вития практики программно-целевого планирования, значение научно-
исследовательских целевых объединений существенно возрастает.
Можно ожидать, что они займут одно из ведущих мест среди кол-
лективов, привлекаемых к разработке отдельных разделов целевых
научных программ или проектов. При этом, вероятно, эти объединения
утратят свое положение неформальных коллективов и приобретут
официальный статус комплексных исследовательских групп (или
лабораторий), существование которых будет ограничиваться сроками
решения той или иной целевой задачи.
Таким образом, рассматривая вопрос о роли научных школ в ор-
ганизации научных исследований, в развитии научного потенциала
страны, представляется необходимым иметь в виду существование
трех основных категорий неформальных научных коллективов, кото-
рые обычно в литературе подпадают под общее определение <научная
школа>. Это, во-первых, классическая или предметная научная школа,
во-вторых, современная или проблемная научная школа, и, в-третьих,
научно-исследовательское целевое объединение.Дальнейшее развитие
этого подхода к изучению научных школ привело бы к выяснению роли
различных научных школ в перспективном прогрессе научного потенциала в этой
области в России.
В советский период система государственной организации научно-
исследовательских учреждений предусматривала более или менее жестко
закрепленную структуру исследовательских коллективов, обладающих
официальным статусом института, лаборатории, отдела, сектора и т.д. В то же
время, как тогда так и в наши дни, в науке сохранились и неформальные
коллективы, возглавляемые как правило, крупными учеными, выдвинувшими и
разрабатывающими оригинальные научные проекты, проблемы и направления. По
традиции подобные коллективы именуются научными школами, причем это
название встречается не только в работах по истории науки, но и в официальных
современных документах.
Вопрос об эволюции научных школ под влиянием государственной
организации науки основывается на материалах, характеризующих отдельные
этапы развития научных школ С.Н.Виноградского - В.Л.Омелянского,
Д.К.Заболотного, А.А.Владимирова - О.О.Гартоха. Вместе с А.А.Владимировым,
Д.К.Заболотным, В.Л.Омелянским и другими коллегами по ИЭМу, О.О.Гартох, а
далее В.И.Иоффе завершили создание по сути ленинградской-петербургской
научной школы микробиологов, иммунологов и эпидемиологов. Эту научную
школу - школу ВИЭМ-ИЭМа, - к которой принадлежал и В.И.Иоффе, отличало
использование методов аналитической эпидемиологии в тесной связи с
микробиологическими и иммунологическими данными для организации
эффективной системы мероприятий, направленных на профилактику
инфекционных заболеваний. Напрашивается вывод о необходимости, в интересах
развития научного потенциала страны, направленно способствовать
формированию классических научных школ в ВУЗах.
Особенности становления и развития новых направлений научного поиска в
исследовательском учреждении университетского типа - Институте
экспериментальной медицины - таковы, что исследовательские коллективы
(отделы и лаборатории), составляющие в целом структуру этого института, заняты
не разработкой проблем отдельных наук, а в основе широкой комплексности
изучают иммунологические (молекулярные) - в широком смысле этого термина -
закономерности и механизмы обеспечивающие жизнедеятельность человека.
Подлино творческое содружество в рамках единой структуры отделов ИЭМа:
биохимии, фармакологии, иммунологии, патофизиологии, патологической
анатомии, генетики и других создавало и создает условия, необходимые для
возникновения и развития новых перспективных направлений на стыках
различных областей фундаментальной биологии.
Примером становления нового научного направления является
психонейроиммунология, возникшее на основе взаимодействия научных школ
физиологмческой, Д.А.Бирюкова, и микробиологической, В.И.Иоффе, в результате
инициативы Л.М.Хай и Е.А.Корневой в конце 60-х годов. Ими были выполнены
первые исследования, касающиеся роли симпатико-адреналовой системы и
гипоталамуса в регуляции иммунологических процессов, завершившиеся
открытием влияния определенной зоны мозга - заднего гипоталамического поля -
на интенсивность процесса продукции антител. Современная
психонейроиммунология - направление, сформировавшееся в результате
взаимодействия ряда научных школ, а также сочетания различных методических
подходов для решения единой задачи - широко разрабатывается не только в ИЭМе,
но уже и в ряде стран. Предметом ее является изучение роли физиологических
механизмов в закономерностях регуляции иммунных процессов в целостном
организме.
В институтах университетского типа, подобных ИЭМу, равно как и в научных
центрах РАМН, таких как кардиологический, хирургический, онкологический
могут формироваться не только проблемные (современные) школы, но и
классические (предметные).