МЕДЛАЙН.РУ
Содержание журнала

Архив

Редакция
Учредители

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт теоретической и экспериментальной биофизики
Российской академии наук


ООО "ИЦ КОМКОН"

Адрес редакции и реквизиты

192012, Санкт-Петербург, ул.Бабушкина, д.82 к.2, литера А, кв.378

ISSN 1999-6314


Клиническая медицина » Терапия • Геронтология

Том: 4
Статья: « 25 »
Страницы:. 28
Опубликована в журнале: 2003 г.

English version

Новый взгляд на старение в международный год пожилых

Эндрюс Д.Р.


Резюме



Ключевые слова




НОВЫЕ ДЛЯ ООН ПОДХОДЫ К СТАРЕНИЮ

Международный план действий в отношении старения, выработанный на Всемирной Ассамблее по старению в Вене в 1992 г. стал спорным, но значительным шагом в глобальном подходе к старению на уровне индивидов и популяций как к явлению, требующему больше внимания на всех уровнях [1]. "Принципы" на которых он считается основанным, включают признание важности возрастной интегрированности общества, "при которой нет места дискриминация и непроизвольного разделения по возрастному признаку и поощряется солидарность и взаимная поддержка поколений" и, далее, признание того факта, что "старение является процессом, происходящим в течение всей жизни, и к нему следует относиться как к таковому". Однако, в конкретных рекомендациях этого плана, как оказалось, больше веса придается признанию того, что пожилые люди составляют в обществе группу с особыми свойствами, потребностями и правами. Этот план, который был впоследствии одобрен Генеральной Ассамблеей ООН, предлагает 62 рекомендации по действиям в таких областях как здоровье и питание, защита пожилых потребителей, жилище и окружающая среда, семья, социальное благополучие, стабильность доходов и работы, образование, а также сбор данных, исследования и профессиональная подготовка по гериатрии. Этот план подчеркнул важность того, что иметь дело с относящимися к старению проблемами необходимо в рамках совместных усилий, совершаемых в контексте нового экономического порядка, складывающегося как в развитых, так и развивающихся регионах. Международный план действий в отношении старения является документом со значительной силой предвиденья, и большая часть содержащихся в нем выводов и рекомендаций уместны и применимы сегодня в той же степени, в какой это было более 15 лет назад. Однако, существует и насущная необходимость идти дальше такого традиционного подхода. В преамбуле к плану отмечено, что приоритетом для всех стран является поиск путей к тому, чтобы широкие гуманитарные усилия в пользу пожилых людей не привели к поддержке растущей, относительно пассивной и разочарованной части населения и что существует необходимость в радикальной переориентации оценки сегодняшнего состояния проблемы старения как состоящей не только в том, чтобы оказывать поддержку и заботу пожилым, но и в том, чтобы стимулировать их собственную вовлеченность и участие в делах общества. Но, одно дело - осознать эту важную цель, а другое - достичь ее.
В 1991, почти через 10 лет после Всемирной ассамблеи по старению, в существующих в ООН представлениях по вопросам старения был достигнут новый рубеж, на котором Генеральная Ассамблея ООН приняла "Принципы для пожилых" [2]. Эти восемнадцать принципов объединены по пяти категориям: независимость, участие, забота, самореализация и достоинство. В этих принципах ООН основное внимание уделено в первую очередь положению пожилых и опять же подчеркиваются права и нужды пожилых во всех популяциях мира.
На следующий год Генеральный Секретарь ООН представил Генеральной Ассамблее доклад "Глобальные задачи в отношении старения на год 2001: практическая стратегия" [3]. Действия, предложенные на рассмотрение государств-членов ООН, соответствовали приоритетным областям Международного плана действий в отношении старения и были направлены на основы национальной инфраструктуры, здоровье и питание, жилье и среду обитания, семью, образование и средства массовой информации, социальное благополучие и обеспеченность работой и доходом.
В соответствии с пожеланиями Генеральной Ассамблеи ООН Экономический и Социальный Совет через Комиссию социального развития каждые четыре года готовил обзор достижений в осуществлении Плана действий и докладывал о них Генеральной Ассамблее. Обзоры делались в 1985 г, 1989 г, 1992 г и, последний, в 1997 г. Эти обзоры и весь процесс оценки работы обычно имели в качестве основы обозрения, подготовленные государствами-членами ООН, органами ООН, специализированными агентствами и избранными неправительственными организациями. В период подготовки этих обзоров наблюдался непрерывный рост численности пожилого населения во всем мире, особенно в развивающихся регионах [4]. В целом реакции правительств на то, что было связано с постарением населения, не соответствовали происходившим демографическим сдвигам. Конечно, развитые страны с достаточными ресурсами для обращения к тому, что связано со старением, осуществляли в ответ на постарение своего населения целый спектр программ и решений. С другой стороны, достижения развивающихся стран в этой области характеризовались как неравномерные. В некоторых отношениях достигнутый прогресс, разработка инфраструктуры, включение аспектов, связанных с постарением населения, в планы национального развития, организация национальных координационных механизмов по проблемам старения были многообещающими. Программы, касающиеся здравоохранения, социального благополучия и обеспечения жильем непрерывно развивались и совершенствовались во многих развитых странах мира, но в большинстве развивающихся стран этим программам часто не достает широты охвата и качества проработки. Во многих случаях особенно уязвимыми остаются пожилые женщины. В особенности же в развивающемся мире сохраняется недостаток в предоставлении пожилым людям возможностей для образования, обучения и получения дохода. При том, что в развитых странах существуют хотя бы минимальные преимущества для наиболее уязвимых групп пожилых людей в плане удовлетворения их наиболее насущных нужд и защиты от дискриминации по возрастным признакам, все это редко бывает доступным для тех, кто живет в развивающихся странах.

Взгляды на старение
Томас Коул в своем Введении к "Оксфордской книге о старении" с сожалением констатировал следующее: "В период от шестнадцатого века до третьей четверти двадцатого века существующие на Западе идеи о старении претерпели фундаментальную трансформацию, которую стимулировало развитие современного общества. Древние и средневековые представления о старении как о таинственном компоненте всеобщего порядка вещей постепенно уступили место светским, научным и индивидуалистическим тенденциям современности. Старость была смещена с позиции своего рода станции на пути духовного развития и переопределена как проблема, которую должны решить наука и медицина. К середине двадцатого века старики были отодвинуты к периферии общества и рассматривались по большей части как пациенты и пенсионеры..." [5].
По мере того как доля престарелых в развивающихся странах растет, создается впечатление, что в традиционных обществах усиливается и отношение к пожилым как получателям необходимой поддержки и заботы. Таким образом, "по мере того, как социальные изменения, экономические успехи и повышение мобильности у представителей молодых поколений, которые выиграли от возможностей, недоступных для их родителей, создают тенденцию к отчуждению стариков от их семей и лишению их значимой роли в семье, неизбежно получается, что социальные, экономические и здравоохранительные потребности уязвимых лиц старшего возраста должны стать приоритетным вопросом для аналитиков и творцов реальной политики" [6]. Марвин Кайзер отметил, что во многих имеющих место в развивающихся странах ситуациях постарение населения все еще может рассматриваться главным образом как "еще одна обуза, отвлекающая на себя скудные ресурсы", особенно ввиду миграции кормильцев в города и общей экономической напряженности в целом ряде развивающихся стран [7].
Для тех из нас, чья деятельность так или иначе состояла в заботе о престарелых, представления о стариках, как о часть общества, требующей нашего внимания, сочувствия и обслуживания, являются до боли близкими. В более широких слоях общественная политика в отношении стариков часто определялась тем, что правительства могло предвидеть быстрый рост затрат на здравоохранение, на те учреждения, которые осуществляют заботу о стариках, и на их финансовую поддержку [8]. Существует тенденция рассматривать старение как нечто, происходящее к концу жизни, и до некоторой степени такое представление неумышленно подкрепляется многим из того, что ныне существует по рубрикой "геронтология". Так, Коул отмечал, что исследователи обильно документировали болезни и общий упадок организма при старении, что усиливает преобладающее представление о стариках как о непродуктивной и больной части населения. Преимущества социального страхования и расширение пенсионной системы создали экономический базис для хронологического определения той стадии жизни, которая выходит за пределы обеспеченности приносящей доход работой [9].

ИЗМЕНЕНИЯ В ОБРАЗЕ МЫСЛЕЙ
Совершенно ясно, что если обращаться к проблемам, связанным со старением на уровне индивида и популяции, с традиционных точек зрения, то это будет иметь ограниченную результативность. На наиболее фундаментальном уровне нужна, что называется, новая парадигма старения, т. е., свежий набор представлений о том, что такое старение, каково его значение для людей, каковы его социальные последствия и реакции на него со стороны общества.
Наступивший Международный год пожилых предоставляет новую возможность пересмотреть наши понятия о старении на уровне индивида и популяции и переориентировать образ мыслей по этому вопросу. В Международном плане действий в отношении старения отмечено, что "переход к позитивному, активному и ориентированному на развитие человека взгляду на старение вполне может быть результатом активности самих пожилых людей, помноженной на их растущую численность и влиятельность. Коллективное осознание принадлежности к числу пожилых может, в качестве объединяющей общество концепции, стать положительным фактором" [10]. Положение дел с пожилыми людьми и связь между старением и развитием остаются важными вопросами и заслуживают непрерывного и напряженного внимания и действий. Эти два вопроса определены как две основные грани исследований и дебатов в течение этого Международного года. Концептуальные рамки, которые были приняты Генеральной Ассамблей ООН для подготовки к нему и к его проведению, а также были рекомендованы странам-участницам для адаптации к национальным условиям, предполагают движение к более фундаментальному осмыслению человеческого старения. Больше значения придается концептуализации индивидуального развития, происходящего в течение всей жизни, и отношениям между поколениями. При этом старение изымается из изолированной ниши нашего сознания и включается в более широкое рассмотрение всего жизненного опыта. В новом подходе учет числа и доли пожилых людей в обществе остается важным моментом, но перестает быть главным фокусом нашего интереса. Старение становится темой, которая имеет отношение ко всей жизни. Предметом внимания в определении общественной политики становятся зависимые от возраста отношения между людьми и возрастными группами в семьях, сообществах и обществе в целом. Это в свою очередь приводит к теме, принятой для Международного года пожилых , а именно, к теме "общества для всех возрастов". Понятие об обществе для всех возрастов имеет основу в понятии "общества для всех". Общество для всех - это такое общество, которое приспосабливает свои структуры и функции, а также политику и планы к потребностям и возможностям всех, тем самым высвобождая потенциал каждого на благо всех. А "общество для всех возрастов" учитывает движение индивидов по жизни и существование жизненных фаз, в которых индивиды в любой момент времени могут быть охарактеризованы как представители определенных возрастных групп. В этом протекающем во времени процессе происходят постоянные переходы из одной стадии в следующую и непрерывное взаимодействие между возрастными группами. По мере того, как со временем меняется индивид, меняется и общество на всех уровнях, включая семью, соседей, окружение, нацию и весь мир. Жизнь индивида в значительной степени находится под влиянием со стороны событий, которое в свою очередь зависит от стадии жизни, когда они оказывали свое влияние. Установки, надежды и способности поколений любой популяции до некоторой степени оформляются под воздействием основных исторических событий, включая войну и голод, а также под влиянием возможностей для работы, образования, получения информации, путешествий и т.д..
В век, когда впервые в истории на долголетие может рассчитывать большинство людей, старение стало иметь значение для каждого. Наиболее серьезное влияние, какое Международный год пожилых может оказать на восприятие старения, может быть оказано созданием общества, которое было бы относительно безразличным к возрасту как показателю дееспособности или потребности в заботе и уходе. Личный возраст может вызывать уважение к накопленному опыту или к основанной на нем прозорливости, но стереотипное отношение к преклонному возрасту как к периоду упадка и зависимости от других может быть заменено более "безотносительным к возрасту" образом мыслей. Тогда интегрированный подход к возрасту может привести к другому формулированию соответствующей политики, которое идет дальше того, чтобы просто иметь дело с непосредственными и иногда насущными потребностями пожилых в улучшении медицинского обслуживания, стабильности доходов и равенстве. Будучи по-прежнему связанным с этими безотлагательными вопросами, старение имеет реальную возможность быть в будущем включенным в основное русло социальных, здравоохранительных, экономических, и экологических аспектов развития общества.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГОД ПОЖИЛЫХ-1999: ХОД СОБЫТИЙ
Официально Международный год пожилых начался 1 октября 1998 г и будет продолжаться по конец календарного 1999 г. Мероприятия года координируются и поддерживаются секретариатом ООН под руководством д-ра А. Сидоренко. Широкий спектр мероприятий по всему миру вносит вклад в усиление осознания проблем, связанных со старением, и в привлечение внимания к необходимости более творческого, стимулирующего и передового образа мыслей в отношении старения, а также в отношении реакций общества на старение и их последствий (см. WEB-страницу www.un.org/esa/socdev/iyop). Дан старт местным, национальным, региональным и международным инициативам по четырем основным направлениям, которые были предложены на этот год: осознание, предвиденье, обращение к практике и организованность. Предложены четыре отправные точки для дебатов и действий.
Первая отправная точка - это "положение пожилых". Она отсылает к областям, представляющим основной интерес для Международного плана действий, включая здоровье и питание, жилье и окружающую среду, социальное благополучие, стабильность доходов и обеспеченность работой. Международный год пожилых способствует тому, чтобы еще раз обратиться к этим темам в аспекте рекомендаций, которые содержатся в самом Плане действий и в аспекте последующего определения глобальных целей по старению вплоть до 2001 года. Все это призвано способствовать практическим действиям в поддержку взаимного участия и заботы, самореализации и достоинства пожилых людей, как это очерчено в выработанных ООН принципах, касающихся пожилых людей.
Вторая отправная точка - это "развитие индивида в течение всей его жизни". В ней учитывается, что в мире, где все больше людей могут рассчитывать на то, чтобы прожить 90 лет и больше в обстановке непрерывных перемен, человек должен иметь определенные жизненные навыки: прозорливость, способность полагаться на себя, способность учитывать свою зависимость от других, гибкость и изобретательность. В такой ситуации людям требуется обстановка, создающая возможности для обучения в течение всей жизни, для усовершенствования имеющихся навыков и для ведения здорового образа жизни. Многим в средние годы требуется такая поддержка, которая может облегчить переход к старости, а также время для удовлетворения индивидуальных чаяний и для внесения поправок в семейные обстоятельства, карьеру и весь образ жизни.
В третьей отправной точке, которая касается "взаимоотношений между несколькими поколениями", отражено то обстоятельство, что демографические, социально-экономические и культурные революции оказывают влияние на отношения между поколениями, то есть, между детьми, родителями и более старшим поколением, а также между теми, кто работает и уже ушел от дел. Таким образом затрагиваются отношения как в семье, так и в обществе целом. По мере того, как все больше людей доживают до глубокой старости, для них возникают две проблемы: стабильность дохода и необходимость в получении заботы и ухода. В традиционном обществе и то, и другое предоставлялось семьей и ближайшим окружением. По мере того, как общество приближалось к современному типу, эти задачи все больше распространялись на общество в целом посредством перераспределения средств между работоспособным и отошедшим от дел населением, что часто обеспечивается страхованием, а также накоплениями, которые пожилые люди сделали ранее. Скорость и размах перемен в этой сфере вызывают необходимость в непрерывных исследованиях и обсуждениях и во введении поправок на эти изменения.
Последней из отправных точек, а именно, "развитие и старение популяций", связана с проблемой соответствия между постарением населения с социально-экономическим развитием. Работа над решением этой проблемы требует введения многоотраслевых поправок в сферы трудоустройства, обеспеченности стабильным доходом, социального обеспечения, здравоохранения и образования, а также в схемы инвестиций, сбережений и потребления. Одно из основных направлений таких изменений состоит в том, чтобы обеспечить для всех пожилых людей возможность участвовать в заботе о других и, при необходимости, получать такую заботу. Другая задача состоит в том, чтобы построить общество, которое является целостным в возрастном смысле, то есть таким, которое способствует взаимной отдаче и равноправию поколений, даже если при этом поощряется надежда индивидов на самих себя и развитие индивидов как личностей в течение всей жизни.
Существует множество мероприятий, проектов и видов деятельности, которые необходимы на всех уровнях для того, чтобы следовать целям и задачам, которые подразумеваются во всем вышесказанном. Хотелось бы вкратце остановиться лишь на двух важных моментах.
Разработка программы исследований на XXI век
Реализация этого проекта будет продолжаться в течение трех лет после формулирования первоначальной программы исследований, разработанной консультативной группой экспертов, встреча которой состоялась в 1999 г [12]. Первые встречи были совместным начинанием, которое было предпринято Международной ассоциацией геронтологии и Секретариатом ООН и нашло поддержку со стороны Фонда Геронтологических исследований Новартис. Консультативные встречи экспертов будут определять ключевые приоритеты исследований, необходимых, чтобы направлять грядущую политику, и, далее, будут определять организации, агентства и отдельных лиц, которое смогут достаточно глубоко разработать области, которые будут определены как приоритетные. Результаты первых консультаций и дальнейшего развития ключевых вопросов будут широко оглашаться для последующих дебатов и рассмотрения перед тем, как окончательная формулировка программы будет дана в результате второй консультационной встречи экспертов, которая должна состояться где-то в 2000 г, и далее эта формулировка должна быть окончательно рассмотрена и одобрена Генеральной Ассамблеей ООН и формально направлена государствам-членам ООН для принятия к сведению и соответствующих действий. Разработка Программы исследований предназначена для того, чтобы заручиться решимостью правительств, международных агентств, исследовательских фондов и самих исследователей изучить те критически важные вопросы, касающиеся старения и того, что имеет к нему отношение, которые будут определены по ходу всего этого процесса.
Разработка основ политики Общества для всех возрастов
Это - второе направление деятельности, о котором я хотел бы упомянуть. Оно также должно быть инициировано на встрече межрегиональной группой экспертов, которая должна состояться примерно в середине 1999 г. В общем, цель этой встречи состоит в том, чтобы помочь правительствам эффективно реагировать на старение индивидов и популяций путем продвижения и реализации представления об "обществе для всех возрастов". Таким образом, эта встреча определит рамки стратегий и программ, имеющих целью построение "общества для всех возрастов". Эта деятельность направлена на то, чтобы придать вещественность риторике, предложить действия в противовес размышлениям, и быть общим руководством для всех наций международного сообщества в выработке обоснованных и практичных действий в ответ на многогранные и сложные проблемы, возникающие в связи со значительными изменениями демографической ситуации в самых разных странах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Международный год пожилых - это только этап на пути. Многие страны в ознаменование этого года приняли тему "общества для всех возрастов". Беглый обзор самых недавних выступлений в средствах массовой информации и академических работ по старению оставляет впечатление, что оно начинает рассматриваться с более холистических позиций, чем ранее. Политические заявления становятся все более позитивными и все реже муссируют сценарии "демографической катастрофы" и "мрачной перспективы". Общество для всех возрастов все еще остается концепцией в процессе формирования. Главная задача Международного года состоит в том, чтобы выполнить задачу переориентации образа мыслей относительно старения в сторону более целостного отношения к этой проблеме, которое соответствует взгляду на индивидуальное старение как на продолжающееся в течение всей жизни развитие и способствует тому, чтобы на него реагировали более адекватно, то есть, как на процесс физического и духовного роста и непрерывного участия в делах семьи, ближайшего окружения и общества в целом. На уровне всего общества потребуется осознание необходимости в адаптациях на уровне семьи, окружения и всей нации и соответствующих изменений на уровне политики в ответ на беспрецедентную перспективу долголетия и глобального взросления всех популяций.
Наследием 1999 года должно стать развитие и совершенствование понятий о старении и отношения к нему во всех странах, культурах и экономических системах мира.



Список литературы

1. United Nations (1982) Report of the World Assembly on Ageing, New York: United Nations (Sales No. E.82.1.16


2. United Nations (1991) UN Principles for Older Persons, UN General Assembly (resolution 46/91) New York, United Nations


3. United Nations (1992) Report of the Secretary-General on "Global targets on ageing for the year 2001: a practical strategy New York UN A/47/339


4. Cole T R Introduction In The Oxford Book of Aging Ed by Thomas R. Cole and Mary G. Winkler Oxford University Press 1994 New York 3-12


5. Hermalin A (1997) Drawing policy lessons for Asia from research on ageing Asia-Pacific Population Journal, 12, 4, 89-102


6. Kaiser M (1994) Economic activities of the elderly in developing countries: myths and realities Bulletin on Ageing Nos, 2&3/1994, 7-13


7. De Vaus D and Qu L (1997) Intergenerational Transfers Across the Life Course in Australia Bulletin on Ageing Nos2&3/1997, 12-18


8. Cole TR (1995) What Have We "Made" of Aging? Journal of Gerontology: SOCIAL SCIENCES. 50b, 6, 341-343


9. World Population Prospects (1999): The 1998 Revision, New York: United Nations


10. United Nations (1982) Report of the World Assembly on Ageing IPA 1/para.32, New York: United Nations (Sales No. E.82.1.16)