МЕДЛАЙН.РУ
Содержание журнала

Архив

Редакция
Учредители

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт теоретической и экспериментальной биофизики
Российской академии наук


ООО "ИЦ КОМКОН"

Адрес редакции и реквизиты

192012, Санкт-Петербург, ул.Бабушкина, д.82 к.2, литера А, кв.378

ISSN 1999-6314


Клиническая медицина » Судебная медицина •

Том: 4
Статья: « 19 »
Страницы:. 22
Опубликована в журнале: 2003 г.

English version

Деловая игра как способ оптимизации учебного процесса на кафедрах судебной медицины

Федченко Т.М., Дмитриева О.А.


Резюме



Ключевые слова




Деловая игра - искусственно созданная ситуация, максимально приближенная к жизненной реальности. Тема, выбранная для деловой игры, «Ответственность медицинских работников за профессиональные правонарушения», как правило, освещается на одной из последних лекций и не изучается на практических занятиях. Однако, именно она должна стать предметом внимательного и более подробного изучения по следующим причинам:

Судебная медицина преподаeтся на 6-ом курсе медицинского ВУЗа, когда пройдены все медицинские дисциплины, у студентов сформировано клиническое мышление и имеется необходимый исходный уровень знаний.

Деловая игра позволяет не превращать первое практическое занятие в микролекцию, а энергично вводит студента в мир судебной медицины и права, что с точки зрения преподавания в высшей школе предпочтительнее.

Это занятие, являясь самостоятельным, не требует специальных судебно-медицинских познаний, ибо выявление правильных или неправильных действий врача в той или иной ситуации не является прерогативой только судебных медиков.

Тема вызывает живой интерес и естественное желание разобраться в ошибках врачей и осмыслить их, чтобы в дальнейшем не допустить в своей работе.

Только в судебно-медицинской практике имеется «кладезь врачебных ошибок», которыми преподаватель обязан делиться со студентами и анализировать причины их повлекшие.

Цель игры: на основе конкретных «врачебных дел» показать значение судебно-медицинской и медицинской документации при решении вопросов, возникающих в судебно-следственной практике при привлечении к ответственности медицинских работников за профессиональные правонарушения. Для достижения поставленной задачи создаeтся судебно-медицинская экспертная комиссия из 3-х человек (4 дела на группу). Подобно комиссиям, работающим в отделе комиссионных (сложных) экспертиз Краевого (Областного) бюро СМЭ, один из членов комиссии является еe председателем, а другие помогают ему при написании заключения. Для работы используются «врачебные дела», прошедшие через Краевое бюро судебно-медицинской экспертизы, но адаптированные к студенческой аудитории (изменяется место действия, фамилии врачей и больного, район города и т.д.), остаeтся лишь фабула с конкретными вопросами следователя и данными медицинских документов. Поскольку над этими делами уже поработала комиссия специалистов, то еe заключение используется в качестве эталона при подведении итогов работы студенческой судебно-медицинской экспертной комиссии. Эксперт-докладчик сообщает краткие сведения из медицинских документов и зачитывает ответы на вопросы следователя. Деловая игра строится следующим образом:

Преподаватель в начале занятия даeт определение судебной медицины как науки и поясняет значение медицинской документации вообще и судебно-медицинской в частности - 25 минут.

Анализирует причины возникновения «врачебных дел» и создаeт судебно-медицинские экспертные комиссии - 15 минут

Студенты знакомятся с обстоятельствами дела и медицинскими документами, отвечают на вопросы следователя, оформляя их Заключением и подписываясь под выводами - 90 минут.

Председатель комиссии докладывает материалы дела и зачитывает коллегиальные ответы, а также мнение члена комиссии, несогласного с общим Заключением - 45 минут.

Дискуссия по ответам.

Практика показывает, что именно с этого занятия появляется интерес к изучаемой дисциплине. Она же свидетельствует и том, что студентам сформулировать конкретную мысль на бумаге довольно сложно, особенно когда приходится обращаться не только к учебнику, но и к монографиям или нормативным актам (на кафедре имеется необходимый подбор литературы). В тех случаях, когда преподавателя не удовлетворяет нечeткость и размытость выводов, неконкретность сформулированных ответов, написание заключения переносится на ВСР. Особое внимание уделяется обсуждению ответов. Дискуссия, возникающая из дополнительных вопросов оппонентов, высвечивает знания студентов по той или иной патологии. Преподаватель направляет еe в конкретное русло полемики.

Врачебная игра, таким образом, приводит к пониманию того, что:

- Медицинское право уже реально существует, а увеличивающееся количество гражданских исков по поводу нанесения вреда здоровью и страховых экспертиз, связанных с качеством и объeмом оказываемых медицинских услуг лишь доказывает это.

- История болезни, в сущности, едва ли не единственный документ, свидетельствующий о добросовестном исполнении врачом своего профессионального долга.

- Законодательство не признаeт непогрешимости врачей, которые могут быть привлечены к ответственности в том случае, если они допустили халатность, небрежность, преступное легкомыслие.



Список литературы