Медико-биологический
информационный портал
для специалистов
 
БИОМЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ Medline.ru

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА:
Физико-химическая биология

Клиническая медицина

Профилактическая медицина

Медико-биологические науки


АРХИВ:

Фундаментальные исследования

Организация здравохраниения

История медицины и биологии



Последние публикации

Поиск публикаций

Articles

Архив :  2000 г.  2001 г.  2002 г. 
               2003 г.  2004 г.  2005 г. 
               2006 г.  2007 г.  2008 г. 
               2009 г.  2010 г.  2011 г. 
               2012 г.  2013 г.  2014 г. 
               2015 г.  2016 г.  2017 г. 
               2018 г.  2019 г.  2020 г. 

Редакционная информация:
        Опубликовать статью
        Наша статистика


 РЕДАКЦИЯ:
Главный редактор

Заместители главного редактора

Члены редколлегии
Специализированные редколлегии


 УЧРЕДИТЕЛИ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
"Институт токсикологии Федерального медико-биологического агентства"
(ФГБУН ИТ ФМБА России)

Институт теоретической и экспериментальной биофизики Российской академии наук.

ООО "ИЦ КОМКОН".




Адрес редакции и реквизиты

199406, Санкт-Петербург, ул.Гаванская, д. 49, корп.2

ISSN 1999-6314

Российская поисковая система
Искать: 


ТОМ 2, СТ. 49 (сc. 223-297) // 28-31 мая 2001 г.,

Юбилейная X Конференция "Нейроиммунология"






К СБОРНИКУ МАТЕРИАЛОВ

Шайтор В.М., Захирина Л.А., Пономарева Е.А.
КОМПЛЕКСНАЯ КЛИНИКО-НЕВРОЛОГИЧЕСКАЯ, ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОСЛЕДСТВИЙ ПЕРИНАТАЛЬНЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ ЦНС ИШЕМИЧЕСКИ-ГИПОКСИЧЕСКОГО ГЕНЕЗА У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ

Санкт-Петербургская академия последипломного образования,
Институт мозга человека РАН, Санкт-Петербург

Проблема речевых нарушений в детском возрасте объединяет специалистов разного профиля. Однако, до сих пор не существует единых подходов к решению этой проблемы. Данная неблагополучная ситуация связана прежде всего с отсутствием единого методологического подхода комплексной оценки статуса больного с речевыми нарушениями специалистами разного профиля: педиатрами, психоневрологами, логопедами-дефектологами, психологами и др. Несвоевременность уточненной диагностики приводит к вынужденной отсрочке проведения адекватной терапии. Актуальность решения данной проблемы акцентируется высокоэффективными возможностями детского организма в условиях раннего постнатального онтогенеза.

Материалы и методы. Комплексное клинико-неврологическое, психологическое и логопедическое исследование проведено у детей с различными формами задержки речевого развития в возрасте от 5 до 8 лет. Всего были обследованы 123 ребенка, из них 67 чел. с отделенными последствиями перинатальной патологии ЦНС ишемически-гипоксического происхождения; 51 чел. с органической патологией речевого аппарата за счет врожденной патологии челюстно-лицевой области. В целях уточнения диагноза клиническое обследование дополнялось современными методами диагностики, в том числе необходимыми параклиническими методами исследования. Психологическое и логопедическое исследование включало оценку уровня развития высших психических функций детей, их психоэмоционального статуса, особенностей внутрисемейных отношений и взаимодействия детей с окружающей средой в целом. Для определения уровня развития высших психических функций, в том числе таких как сформированность произвольного внимания, кратковременные зрительная и слуховая память, речемыслительная деятельность применялись стандартизированные психологические и логопедические методики.

Результаты исследования. По результатам клинико-неврологического обследования у детей с речевыми нарушениями вследствие перенесенной перинатальной патологии ЦНС гипоксически-ишемического генеза установлено наличие следующих неврологических синдромов: гипертензионный синдром различной степени тяжести выявлен у 74,3% детей, гипертензионно-гидроцефальный - у 25,7% больных, врожденная гидроцефалия - в 3,4% случаев, пирамидная недостаточность - в 28,6%, астено-невротический синдром в 14,3%, церебрастенический - в 59,1%, эписиндром - в 14,3%, синдром вегетативной дисфункции - в 25,7%, гиперкинетический и синдром нарушения внимания - в 48.0%, вертебро-базиллярная недостаточность - в 34,3%. Около трети детей имели сочетанную хроническую патологию со стороны пищеварительной системы, функциональные нарушения сердечно-сосудистой системы, ортопедическую патологию.
По результатам логопедического обследования, выявлено следующее распределение детей в зависимости от формы и тяжести речевых изменений: общее нарушение речи (ОНР) обнаружено у 77,3% детей. Из них 68,0% детей соответствовали 3 уровню речевого развития (нарушение фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка, без других выраженных нарушений нервно-психического развития), 2 уровню речевого развития соответствовали 27,0% детей (нарушение фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка, в сочетании с рядом неврологических и психопатологических синдромов, низкой умственной работоспособностью), 5,0% детей с алалией - 3 уровень речевого развития (стойкое и специфическое речевое недоразвитие). 17% детей имели заикание в виде нарушения темпа и ритма речи неврологического генеза. Дизартрия. (тотальное нарушение звуков) выявлена у половины обследуемых детей, из них стертая форма дизартрии составила 31%. 38,8% детей с врожденной патологией челюстно-лицевой области имели ринолалию, в связи с поздним развитием речи вследствие анатомического дефекта.
Результаты психологического исследования показали, что у половины обследуемого контингента детей наблюдается недостаточное развитие речемыслительной деятельности. Только у 37% из числа обследованных детей выявлено удовлетворительное развитие речемыслительной деятельности. Произвольное внимание сформировано в достаточной степени у большинства детей (87%), развитие слуховой кратковременной памяти у 75% детей находится на среднем уровне, развитие зрительной кратковременной памяти у 50% обследованных детей - на низком уровне. Исследование психоэмоционального статуса с помощью проективных психологических методик показало, что в 75% случаев у детей наблюдаются тревожность, внутреннее напряжение как личностные, внеситуативные характеристики. Такое же количество детей (75%) чувствуют в отношениях с окружающей средой отчуждение, нехватку эмоциональной теплоты.
При исследовании особенностей внутрисемейных отношений с помощью проективных психологических методик оказалось, что большинство (86%) детей данного контингента не считают свою семью сплоченной, не видят в ней объединяющей общей деятельности. Половина обследованных детей занимают эгоцентрическую позицию в семье, ставят себя на первое место в семейных отношениях. 43% детей чувствуют тревожность, напряженность во внутрисемейных отношениях. С помощью стандартизированной психологической методики было исследовано отношение матерей к детям данной группы. По результатам исследования, чаще всего встречаются такие типы отношения матери к ребенку как инфантилизация (43%) и симбиоз (43%).

Заключение. Таким образом, по результатам комплексного логопедического и психологического исследования выявлено многообразие речевых нарушений у детей дошкольного и раннего школьного возраста, их патогенетическую обусловленность наличием отдаленных последствий перинатальных повреждений центральной нервной системы ишемически-гипоксичекого генеза, часто сочетающихся с врожденной патологией речевого аппарата. Показано влияние психологического статуса обследуемых больных детей на развитие речи и последующей социальной адаптации ребенка в обществе. Обобщение результатов комплексного обследования данной группы больных позволяет сделать вывод о необходимости разработки мультидисциплинарного подхода к реабилитации детей, с задержкой речевого развития. Только такой подход ведет к своевременной правильной оценке статуса больного и повышению эффекта лечебно-реабилитационных мероприятий в условиях взаимодополнения и преемственности деятельности специалистов различного профиля. Работа поддержана Грантом СПб Научного Центра РАН 2001 г. (раздел 2, проект N 18).

Свидетельство о регистрации сетевого электронного научного издания N 077 от 29.11.2006
Журнал основан 16 ноября 2000г.
Выдано Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
(c) Перепечатка материалов сайта Medline.Ru возможна только с письменного разрешения редакции

Размещение рекламы

Rambler's Top100